В первые годы появления на мировом рынке «Виндсерфера», а затем и других моделей парусных досок наибольшей популярностью у спортсменов пользовались сравнительно длинные (3,5—3,9 м) корпуса. Однако в последнее время все большее внимание привлекают снаряды, имеющие меньшие размерения, но способные развивать максимальные скорости в режиме глиссирования. Сначала экспериментальные доски такого типа применялись для заездов во время традиционных недель рекордов скорости под парусами. В дальнейшем они послужили прототипами для создания множества оригинальных промышленных образцов новых парусных досок, рекламируемых под общим названием «fun» (это английское слово «фан» на русский переводится как шутка, забава). В отечественной практике доски этого типа часто называют прыжковыми.
Несколько цифр, иллюстрирующих динамику завоевания европейского рынка досками типа «фан».
В 1982 г. 30 фирм поставляли 107 моделей парусных досок. К 137 из них применялось название «фан», причем среди этих моделей только 4 имели длину 3 м и всего одна — 2,9 м. Полный объем корпуса досок «фан» колебался в пределах от 210 до 125 дм3; вес не превышал 17,5 кг, а минимальным был вес 11 кг (доска «Акуата-305»).
В 1983 г. 37 фирм изготавливали для массовой продажи 134 модели парусных досок, из которых к классу «фан» относились уже 54 модели. При этом 15 моделей имели длину от 2,7 до 3,0 м, а 13 — были короче 2,7 м! Вес большинства досок находился в пределах 10—15 кг, а самая легкая модель «Пауэр Пин» весила всего 7,5 кг.
Такое резкое уменьшение веса быле достигнуто не только благодаря некоторому уменьшению размерений (объем корпуса у большинства новых моделей составлял 100—180 дм3), но и за счет использования самой современной технологии и новых материалов — высокомодульных волокон. Например, фирма «Акуата» при производстве своих новых корпусов применяет «сэндвичевую» конструкцию, наружные слои которой армируются тканью из углеволокна.
Наряду со стандартными парусными досками, предназначенными для основной массы потребителей, многие фирмы выпускают экстремальные снаряды для профессионалов, специализирующихся в этом виде спорта. Размерения таких досок, как правило, значительно меньше, чем стандартных, что позволяет уменьшить смоченную поверхность корпуса на ходу. Массу корпуса удалось снизить до 10 и менее килограммов. Существуют корпуса, полный объем которых равен всего 80 дм3. Спортсмену нужно проявить незаурядную ловкость, чтобы на столь малом снаряде пройти дистанцию на режиме глиссирования; потеря скорости приводит к неминуемому падению, после которого спортсмен вынужден применять старт из воды.
Проектируя скоростные парусные доски, конструкторы столкнулись с рядом далеко не простых проблем. Самой сложной из них было обеспечение устойчивости на курсе. На высоких скоростях движения на широкой корме парусной доски возникает избыточная подъемная сила, вызывающая дельфинирование — движение с продольным раскачиванием доски.
При этом к кормовому плавнику прорывается воздух с поверхности, происходит вентиляция плавника, из-за которой он уже не обеспечивает устойчивость доски на курсе. Кроме того, корпуса с широкой кормой в этом режиме имеют и излишнюю смоченную поверхность.
Чтобы избавиться от излишней площади в корме, на досках «фан» максимальную ширину смещают в нос, а корму делают более узкой.
Для уменьшения рыскливости в корме приходится ставить два, три, а иногда и четыре плавника; общая площадь их становится при этом вполне достаточной и для того, чтобы идти в бейдевинд без шверта, поэтому на экстремальных конструкциях «прыжковых» досок шверт не ставится. Профили бортовых плавников при их парной (симметрично относительно ДП) установке делают асимметричными. Спортсмен, создавая крен на один или другой борт, может управлять доской независимо от положения паруса.
Для повышения устойчивости на курсе и уменьшения смоченной поверхности иногда в корме доски делают углубления — тоннели. Неплохой результат дает и применение в кормовой части доски плоско-килеватых обводов днища. Плавники при таких обводах располагают уже не вертикально, а под некоторым углом к ДП. Это вызвано тем, что вода обтекает плоско-килеватое днище по линиям тока, располагающимся веером.
При движении по взволнованной поверхности спортсмену довольно трудно удержаться на доске. В средний и сильный ветер скорость становится такой, что доска получает сильные удары о волны, а в отдельные моменты даже отрывается от воды и совершает,прыжки в воздухе. Для облегчения управления доской в таких условиях на палубе в корме устанавливают несколько ножных ремней, причем самый кормовой из них располагают таким образом, чтобы его можно было использовать на обоих галсах. Передние ремни располагают слева и справа ближе к бортам — под углом к ДП. На некоторых моделях общее количество ножных ремней достигает семи.
В прошлом году на «прыжковых» досках появились крепления шарнира мачты к ползуну, перемещающемуся по продольному погону. Это позволяет более точно настраивать снаряд в зависимости от силы ветра.
На «прыжковой» доске можно использовать обычное парусное вооружение — такое, например, как на «Виндгляйдере». Однако при высоких скоростях движения спортсмен будет вынужден перемещаться в корму, сильно наклоняя при этом мачту назад, шкотовый угол паруса начнет замываться волной. Поэтому на досках типа «фан» применяют специальные паруса с укороченной задней шкаториной. При вертикальном положении мачты нок гика оказывается задранным вверх, однако при движении в устойчивом режиме глиссирования гик располагается горизонтально.
Стремление расширить диапазон погодных условий, при которых доска могла бы двигаться в режиме глиссирования, привело к созданию целой серии специальных парусов, рассчитанных каждый на определенную силу ветра. Например, фирма «Винге» предлагает несколько парусов площадью от 4,1 до 8,8 м2, «Акуата» — семь парусов от 4 до 7 м2.
Типичным среди парусов увеличенной площади, выпускаемых специально для «прыжковых» досок, является парус фирмы «Бэй» площадью 7,5 м2. Парус снабжен четырьмя сквозными латами, что расширяет возможности его регулировки. Парус рассчитан на мачту высотой 5,1 м и гик длиной 2,2 м. Если мачта короче, на ее топ надевают удлинитель-надставку. Длина гика регулируется за счет перестановки сменных частей — трубок различной длины, которые ставятся на гик вблизи нока (здесь предусмотрен специальный разъем).
Применяя паруса необходимой площади, спортсмен может добиться глиссирования на высокой скорости, начиная с 2-балльного ветра.
Тренировки на прыжковой доске способствуют отработке специальных навыков управления парусной доской в экстремальных условиях. Появляется более тонкое чувство глиссирования, позволяющее добиваться самых высоких скоростей и на «обычных» парусных досках.