Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Новые суда и устройства
  • 1983 год
  • Новое поколение парусных досок «фан»
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Новая гоночная трасса для парусных досок
Новое поколение учебных парусников
Новый тип парусных досок для Олимпиады «NeilPryde RS:X»
Проектирование обводов корпусов парусных досок
Правила постройки и обмера парусных досок свободного класса
Правилам постройки и обмера парусных досок свободного класса
Прицеп-трейлер для перевозки парусных досок
Новое поколение спасательных шлюпок
Классификация и особенности парусных досок типа «Фан»
Новое поколение надувных лодок «Мнёв и К»
О материалах для постройки парусных досок
Новая классификация парусных яхт в СССР
Новое учебное парусное судно «Искра»
Новый трансатлантический рекорд для парусных яхт


Новое поколение парусных досок «фан»

Год: 1983. Номер журнала «Катера и Яхты»: 106
          0


В первые годы появления на мировом рынке «Виндсерфера», а затем и других моделей парусных досок наибольшей популярностью у спортсменов пользовались сравнительно длинные (3,5—3,9 м) корпуса. Однако в последнее время все большее внимание привлекают снаряды, имеющие меньшие размерения, но способные развивать максимальные скорости в режиме глиссирования. Сначала экспериментальные доски такого типа применялись для заездов во время традиционных недель рекордов скорости под парусами. В дальнейшем они послужили прототипами для создания множества оригинальных промышленных образцов новых парусных досок, рекламируемых под общим названием «fun» (это английское слово «фан» на русский переводится как шутка, забава). В отечественной практике доски этого типа часто называют прыжковыми.

Информация об изображенииПрыжок на доске «фан» на прибойной болне
Прыжок на доске «фан» на прибойной болне
 
Несколько цифр, иллюстрирующих динамику завоевания европейского рынка досками типа «фан».

В 1982 г. 30 фирм поставляли 107 моделей парусных досок. К 137 из них применялось название «фан», причем среди этих моделей только 4 имели длину 3 м и всего одна — 2,9 м. Полный объем корпуса досок «фан» колебался в пределах от 210 до 125 дм3; вес не превышал 17,5 кг, а минимальным был вес 11 кг (доска «Акуата-305»).

В 1983 г. 37 фирм изготавливали для массовой продажи 134 модели парусных досок, из которых к классу «фан» относились уже 54 модели. При этом 15 моделей имели длину от 2,7 до 3,0 м, а 13 — были короче 2,7 м! Вес большинства досок находился в пределах 10—15 кг, а самая легкая модель «Пауэр Пин» весила всего 7,5 кг.

Информация об изображенииВыемки-тоннели на кормовой части днища
Выемки-тоннели на кормовой части днища
 
Такое резкое уменьшение веса быле достигнуто не только благодаря некоторому уменьшению размерений (объем корпуса у большинства новых моделей составлял 100—180 дм3), но и за счет использования самой современной технологии и новых материалов — высокомодульных волокон. Например, фирма «Акуата» при производстве своих новых корпусов применяет «сэндвичевую» конструкцию, наружные слои которой армируются тканью из углеволокна.

Наряду со стандартными парусными досками, предназначенными для основной массы потребителей, многие фирмы выпускают экстремальные снаряды для профессионалов, специализирующихся в этом виде спорта. Размерения таких досок, как правило, значительно меньше, чем стандартных, что позволяет уменьшить смоченную поверхность корпуса на ходу. Массу корпуса удалось снизить до 10 и менее килограммов. Существуют корпуса, полный объем которых равен всего 80 дм3. Спортсмену нужно проявить незаурядную ловкость, чтобы на столь малом снаряде пройти дистанцию на режиме глиссирования; потеря скорости приводит к неминуемому падению, после которого спортсмен вынужден применять старт из воды.


Информация об изображенииРасположение плавников на плоском и плоско-килеватом днище
Расположение плавников на плоском и плоско-килеватом днище
 
Проектируя скоростные парусные доски, конструкторы столкнулись с рядом далеко не простых проблем. Самой сложной из них было обеспечение устойчивости на курсе. На высоких скоростях движения на широкой корме парусной доски возникает избыточная подъемная сила, вызывающая дельфинирование — движение с продольным раскачиванием доски.

При этом к кормовому плавнику прорывается воздух с поверхности, происходит вентиляция плавника, из-за которой он уже не обеспечивает устойчивость доски на курсе. Кроме того, корпуса с широкой кормой в этом режиме имеют и излишнюю смоченную поверхность.

Чтобы избавиться от излишней площади в корме, на досках «фан» максимальную ширину смещают в нос, а корму делают более узкой.

Информация об изображенииПринцип управления доской, снабженной плавниками несимметричного профиля
Принцип управления доской, снабженной плавниками несимметричного профиля
 
Для уменьшения рыскливости в корме приходится ставить два, три, а иногда и четыре плавника; общая площадь их становится при этом вполне достаточной и для того, чтобы идти в бейдевинд без шверта, поэтому на экстремальных конструкциях «прыжковых» досок шверт не ставится. Профили бортовых плавников при их парной (симметрично относительно ДП) установке делают асимметричными. Спортсмен, создавая крен на один или другой борт, может управлять доской независимо от положения паруса.

Для повышения устойчивости на курсе и уменьшения смоченной поверхности иногда в корме доски делают углубления — тоннели. Неплохой результат дает и применение в кормовой части доски плоско-килеватых обводов днища. Плавники при таких обводах располагают уже не вертикально, а под некоторым углом к ДП. Это вызвано тем, что вода обтекает плоско-килеватое днище по линиям тока, располагающимся веером.


Информация об изображенииТипичные обводы и оборудование парусной доски типа «фан»
Типичные обводы и оборудование парусной доски типа «фан»
 
При движении по взволнованной поверхности спортсмену довольно трудно удержаться на доске. В средний и сильный ветер скорость становится такой, что доска получает сильные удары о волны, а в отдельные моменты даже отрывается от воды и совершает,прыжки в воздухе. Для облегчения управления доской в таких условиях на палубе в корме устанавливают несколько ножных ремней, причем самый кормовой из них располагают таким образом, чтобы его можно было использовать на обоих галсах. Передние ремни располагают слева и справа ближе к бортам — под углом к ДП. На некоторых моделях общее количество ножных ремней достигает семи.

Информация об изображенииПолзун со стопором для мачтового шарнира
Ползун со стопором для мачтового шарнира
 
В прошлом году на «прыжковых» досках появились крепления шарнира мачты к ползуну, перемещающемуся по продольному погону. Это позволяет более точно настраивать снаряд в зависимости от силы ветра.

На «прыжковой» доске можно использовать обычное парусное вооружение — такое, например, как на «Виндгляйдере». Однако при высоких скоростях движения спортсмен будет вынужден перемещаться в корму, сильно наклоняя при этом мачту назад, шкотовый угол паруса начнет замываться волной. Поэтому на досках типа «фан» применяют специальные паруса с укороченной задней шкаториной. При вертикальном положении мачты нок гика оказывается задранным вверх, однако при движении в устойчивом режиме глиссирования гик располагается горизонтально.


Информация об изображенииСпециальный парус формы «Бэй» для досок типа «фан»
Специальный парус формы «Бэй» для досок типа «фан»
 
Стремление расширить диапазон погодных условий, при которых доска могла бы двигаться в режиме глиссирования, привело к созданию целой серии специальных парусов, рассчитанных каждый на определенную силу ветра. Например, фирма «Винге» предлагает несколько парусов площадью от 4,1 до 8,8 м2, «Акуата» — семь парусов от 4 до 7 м2.

Типичным среди парусов увеличенной площади, выпускаемых специально для «прыжковых» досок, является парус фирмы «Бэй» площадью 7,5 м2. Парус снабжен четырьмя сквозными латами, что расширяет возможности его регулировки. Парус рассчитан на мачту высотой 5,1 м и гик длиной 2,2 м. Если мачта короче, на ее топ надевают удлинитель-надставку. Длина гика регулируется за счет перестановки сменных частей — трубок различной длины, которые ставятся на гик вблизи нока (здесь предусмотрен специальный разъем).

Применяя паруса необходимой площади, спортсмен может добиться глиссирования на высокой скорости, начиная с 2-балльного ветра.



Тренировки на прыжковой доске способствуют отработке специальных навыков управления парусной доской в экстремальных условиях. Появляется более тонкое чувство глиссирования, позволяющее добиваться самых высоких скоростей и на «обычных» парусных досках.


Понравилась ли вам эта статья?
+3

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Реверсивные буксировочные канатные дороги
Сообщения: преступление, монумент, напиток, бумага, рыбаки...
Изменения в системе навигационного оборудования плавучими предостерегательными знаками в водах СССР
За массовость спорта — нужен спорт рыбаку
Пионерский яхт-клуб «Петровец»
Яхт-клуб «Лена» на базе Якутского речного училища
Яхт-клуб в городе Сургут
Международное совещание редакторов журналов социалистических стран
Оптовая ярмарка «Культтовары-83» в Москве 1983 года
Совершенствовать формы торговли
За рубежом: конденсат, сторож, ультразвук, виндсерфер...
Быстроходный катер для прессы «Темпест-44»
Несимметричная яхта «Чиппер»
Сообщения: Атлантика, техника, трос, буксир, ковчег, паруса...
Создан Спортсудорегистр СССР

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Новое поколение парусных досок «фан»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Воднолыжный спорт на Украине
Олимпийский цикл сборной по парусному спорту
Новый мореходный катер «Циррус-стилетто»
За рубежом: лаг, радар, хобби, рекордсмены, химия, тузик...
В федерации воднолыжного спорта СССР в 1983 году
Сообщения: медаль, рубка, рекорд, рыбаки, спиннинг, эксперимент...
Морские пословицы, поговорки и афоризмы
Морские термины: лагом, ходить, драить, банка, шлюпка, гак...
Яхта «Фридом-70» прототип серийного грузового парусника будущего
Мнение и отзывы читателей журнала «Катера и Яхты»
Юбилей ветерана Ивана Петровича Лаврова
Первый поход спортивно-технического клуба «Патриот»
Паруса на Мазурских озерах
Положение в яхт-клубе Центрального совета ДСО «Труд»
Автомобиль с водородно-бензиновом двигателем


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 46 + 13 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории