Пока печаталась статья, помещенная под этим названием в «КиЯ» №122, мы, пользуясь разработанными чертежами, построили для Музея истории города Риги и мореходства модель «рижского корабля» в масштабе 1:10. Затем проверили ее на плаву и убедились в том, что такая ладья обладала вполне удовлетворительными мореходными качествами. Это дало нам повод поставить вопрос о постройке копии «рижского корабля» в натуральную величину с полным соблюдением старинной конструкции и технологии.
Наше предложение поддержал Юрмальский рыболовецкий колхоз «Узвара» («Победа»). Нашлись и необходимые средства. Сейчас ведется поиск 14-метровых дубовых плах (без сучков) для киля и обшивки.
Попутно хочу, сделать два уточнения. В тексте статьи сказано, что деревянные нагели для крепления поясьев обшивки к шпангоутам были коническими. В действительности дубовый нагель имел цилиндрическую форму и конусным был только один его конец («закладной»). Конические нагели обычно использовались при постройке более крупных судов с обшивкой вгладь.
И второе. В подписи под эскизом устройства корпуса указан диаметр гвоздя-заклепки — около 6 мм. Следовало бы уточнить, что речь идет о диаметре сохранившихся на кромках поясьев обшивки отверстий, имеющих, кстати сказать, неправильную форму. Дело в том, что в те времена все крепежные детали — и собственно гвозди, и гвозди-заклепки, концы которых расклепывались на шайбах, имели квадратное сечение, поскольку были коваными.