I. С какого момента яхта считается закончившей поворот оверштаг?
- 1 — когда она увалится на другом галсе до курса гоночный бейдевинд, если лавирует, а если не лавирует, то до курса, на котором ее грот наполнится ветром;
- 2 — когда ее паруса наполнятся ветром на другом галсе;
- 3 — когда она ляжет на свой надлежащий курс, и ее грот наполнится ветром на этом курсе.
II. На сигнальной мачте поднят флаг «N» над вымпелом «1-й заменяющий». Что означает этот сигнал?
- 4 — общий отзыв;
- 5 — прекращение гонки;
- 6 — отмена гонки.
III. Какая яхта является наветренной (рис. 1)?
- 7 — яхта А;
- 8 — яхта Б;
- 9 — ни одна из яхт.
IV. На дистанции яхта А из положения чисто позади догнала яхту Бив положении 2 связалась с ней с наветренной стороны (рис. 2). Яхта Б начала лувинговать яхту А. Последняя привелась и в положении 3 окликом: «Мачта на траверзе!» потребовала, чтобы яхта Б прекратила лувинг и увалилась на свой надлежащий курс. Имела ли яхта А на это право?
- 10 — имела;
- 11 — имела, так как рулевой яхты А, если смотреть по траверзу с его обычного места, оказался впереди грот-мачты яхты Б;
- 12 — не имела.
V. Яхты А и Б на правом галсе идут курсом гоночный бейдевинд и приближаются к препятствию, являющемуся знаком, который надо огибать левым бортом. Яхта Б, идущая чисто впереди яхты А и ниже ее по ветру, не может обогнуть знак без контргалса (рис. 3). Должна ли яхта А, которая выходит на огибание знака без поворота, предоставить яхте Б место для поворота оверштаг от препятствия, если последняя его потребует?
- 13 — должна по первому требованию;
- 14 — должна, если ответит отказом на первое требование, а яхта Б вновь повторит его;
- 15 — не должна.
Ответы на задачи
I. Моменты окончания поворота оверштаг, установленные правилами для лавирующей и не лавирующей яхт, различны. Для лавирующей яхты поворот оверштаг заканчивается в момент, когда она увалится на другом галсе до курса гоночный бейдевинд, а если яхта не лавирует, то когда ее грот наполнится ветром на другом галсе (определение «Поворот оверштаг»). При определении момента окончания поворота не имеет значения, успел ли наполниться ветром грот лавирующей яхты, когда она увалилась до курса гоночный бейдевинд, и на каком курсе произошло наполнение ветром грота яхты, которая не лавирует.
II. Флаг «N», поднятый над вымпелом «1-й заменяющий», является сигналом отмены гонки (правило 4.1).
III. Определения «подветренная» и «наветренная» применимы к яхтам, идущим одним и тем же галсом только в случае, если ни одна из них не находится чисто позади другой (определения «подветренная» и «наветренная»). К показанным на рис. 1 яхтам эти термины не применимы, так как яхта А находится чисто позади яхты Б. Для определения положения таких яхт относительно ветра обычно применяют термины «на ветру» и «под ветром».
IV. Наветренная яхта А в положении 3 не имела права окликом, предусмотренным правилом 38.4, требовать, чтобы подветренная яхта Б прекратила приведение и ложилась на свой надлежащий курс, так как положение «Мачта на траверзе» было достигнуто яхтой А при курсе более крутом, чем курс яхты Б, что не соответствует требованию правила 38.2.
V. Яхта А, которая может обогнуть препятствие, являющееся одновременно знаком, без поворота, должна предоставить яхте Б место для поворота оверштаг от препятствия только в том случае, если последняя после получения отказа на свое первое требование повторно потребует место для поворота. Получив место, яхта Б должна немедленно сойти с гонки или выполнить условия наказания, если таковое предусмотрено гоночной инструкцией (правило 43.3 (в)).
Правильные ответы — 1, 6, 9, 12, 14.
Несколько неточностей
Автор — ныне, к сожалению, покойный В. Кочетов был большим знатоком правил и, несомненно, предоставил редакции правильный текст, но, видно, произошло это достаточно давно, так как в области правил успели произойти значительные перемены.
Если бы у нас (и во всем мире) до сих пор действовали ППС-85, то все было бы абсолютно точно. Но с 12 июня 1989 г. действует приказ № 238 Госкомспорта СССР о внесении изменений и дополнений к правилам соревнований, то есть введены в действие ППС-89 (с 20 июня 1989 г.), а в этих правилах очень много отличий от предшествующих.
В частности, существенно изменено определение поворота оверштаг. Новый текст не делает различия в окончании поворота для лавирующей и не лавирующей яхт. Теперь в любом случае поворот заканчивается, когда яхта на другом галсе увалится до курса гоночный бейдевинд.
Ссылки в ответе IV также должны быть изменены: вместо пр. 38.4 — пр. 38.2(c). а вместо пр. 38 2 — пр. 38.2(a).