Прогреть воздух в каюте яхты или катера можно спиртовкой или примусом, но всегда надо помнить, что при сгорании 0,5 л топлива требуется около 6 м3 воздуха, а при этом образуется 8 м3 продуктов сгорания, непригодных для дыхания. Экипаж в этом случае спасают многочисленные щели, через которые поступает свежий, но холодный и сырой воздух, который вновь готов отнять у вас тепло. Поэтому необходимо над топкой установить вытяжку и обеспечить плотное закрытие всех иллюминаторов и люков.
Многие на катерах и яхтах используют газовые, бензиновые или керосиновые горелки, примусы, плиты, но ими пользоваться необходимо только при наличии над ними колпаков с газоотводными трубами, причем у этих труб не должно быть «сифонов» — двойных изгибов в вертикальной плоскости, затрудняющих выход газов. Форму раструба устанавливают опытным путем с учетом удобства пользования печью.
В качестве аккумулирующего устройства для равномерного распределения тепла во времени можно использовать камни или воду в закрытом котле. На катерах в этом случае можно использовать воду от охлаждения двигателя, подключив в систему охлаждения батареи отопления в жилых помещениях. Но во время стоянки, как правило, не запускают двигатель лишь с целью обогрева. В таких случаях лучше использовать автомобильные печи, лучшими из которых являются печи от автобусов «Икарус».
Количество тепла, необходимое для обогрева яхты или катера, зависит не только от герметичности каюты, но и от изоляции корпуса, которой на металлических, армоцементных и стеклопластиковых судах следует уделять особое внимание. Благодаря этому можно сохранить не только свое здоровье, создав комфортные условия плавания, но и продлить срок службы судна, защитив его от коррозии или гниения.
Отопительный агрегат или печь лучше располагать пониже, в зоне сосредоточения холодного сырого воздуха; так же возможно ниже следует размещать воздухозаборник калориферов (при применении электрообогрева).
Заметим, что вентилятор с подогревом воздуха — лучшее решение проблемы отопления: яхта или катер всегда будут сухими.
Обычно принято располагать камбуз у выхода из рубки. Нетрудно себе представить, что произойдет при случайном пожаре на камбузе: из рубки уже не выйти, придется искать второй выход, который не всегда предусмотрен на судне, а если и предусмотрен, то чаще всего завален парусами или снабжением. Вентиляция и отопление яхты будут более действенными при носовом размещении плиты камбуза или отопительной печи.
Из всех отопительных агрегатов предпочтение следует отдавать тем, которые работают на жидком топливе (керосин, солярка) с системой водяных батарей. Естественная циркуляция теплой и охладившейся воды обеспечивает надежную работу системы.
Примечания
1. См. статью Б Синильщикова «В каюте тепло» в №89.