Читатель В. Жеребцов из г. Мегиона Тюменской области прислал в редакцию письмо с просьбой рассказать о возможности использования на катере двигателя от «Запорожца». На письмо отвечает консультант нашего журнала Б. Синильщиков.
Двигатели от автомобилей «Запорожец» — «МЕМЗ-966» мощностью 27—28 л. с. и «МЕМ3-968» мощностью 40—45 л. с. — имеют воздушное охлаждение и относительно небольшой вес.
Наличие воздушного охлаждения значительно уменьшает объем доработок при установке таких двигателей на катер, однако приводит к весьма высокой теплонапряженности деталей двигателя. В результате двигатели отличаются пониженной надежностью и меньшим ресурсом, чем двигатели с водяным охлаждением, несмотря на то, что их литровая мощность на 25—30% меньше. Поэтому при установке на катер целесообразно (для обеспечения достаточного ресурса и надежности) ограничить мощность двигателя «966» до 15—18 л. с., а «968» — до 25 л. с. при частоте вращения 3800—4000 об/мин. При этом часовой расход топлива не должен превышать 6,5 и 9 литров в час соответственно»
Понятно, что из-за малой мощности двигатель модели «966» пригоден только для установки на водоизмещающие катера» По своей экономичности он будет превосходить «легендарный» «Л12». В то же время отметим, что эксплуатировать его на мощностях менее 5—6 л. с. (расход топлива менее 2,5 л/ч) также будет уже нецелесообразно»
Двигатель модели «968» после простейшей конверсии может быть использован для установки на легкие глиссирующие катера водоизмещением до 650 кг с винтовым движителем. Для водометного движителя такой двигатель все-таки слаб.
Следует иметь в виду, что двигатели «МЕМЗ-966В» имеют вентилятор отсасывающего типа, а «МЕМЗ-966Г» и «МЕМЗ-968» — нагнетающего» В первом случае горячий воздух через воздуховод достаточной площади должен отводиться или за транец, или вверх, а в капоте, закрывающем двигатель, следует предусмотреть отверстия площадью 4—5 дм для поступления холодного воздуха. Еще лучше установить специальные дефлекторы-воздухозаборники, использующие скоростной напор набегающего потока воздуха для улучшения охлаждения и препятствующие попаданию в катер воды. В любом случае необходимо исключить подсос выбрасываемого горячего воздуха обратно в моторный отсек.
В автомобильном двигателе имеется система регулирования температуры воздуха, которая препятствует переохлаждению двигателя при отрицательной температуре окружающего воздуха, но на катере использовать эту систему необязательно.
При установке двигателя с нагнетающим вентилятором необходимо обеспечить беспрепятственное подтекание холодного воздуха к вентилятору и отвод нагретого воздуха за транец, за борт или вверх, чтобы он вновь не попадал в вентилятор. Хотя такая система и обеспечивает лучшее охлаждение двигателя, при установке на катер она менее удобна, так как на автомобиле горячий воздух вытекает из двух низко расположенных каналов под автомашину. На катере же для отвода и подъема этого воздуха необходимо соорудить громоздкие кожухи. При этом значительная часть горячего воздуха через неплотности кожухов может попадать в моторный отсек, что приводит к повышению температуры в нем до 100°С и более, снижению мощности и экономичности двигателя. Поэтому к карбюратору необходимо подавать холодный воздух по дополнительной трубке и предусмотреть эффективную систему вентиляции моторного отсека. Такой двигатель лучше установить открытым, без капота, с хорошим подводом воздуха с боков.
Существенным недостатком двигателей с воздушным охлаждением является повышенная шумность» Шумит и сам двигатель, не имеющий рубашки охлаждения, роль которой в снижении шума весьма значительна, шумит и вентилятор.
Специального внимания требует и охлаждение масла. На двигателях «Запорожца» применяется неполнопроточный воздушный холодильник, подсоединенный к системе смазки через специальное калиброванное отверстие. Нагрев масла допустим до 110°С, однако лишь на короткое время; при длительной эксплуатации температуру масла целесообразно ограничить диапазоном 70—85°С. Если штатный холодильник такого режима не обеспечивает, есть смысл заменить его на водомасляный, подключив к тем же отверстиям; воздушный канал, получившийся после удаления штатного холодильника, следует загерметизировать. Эта мера улучшит и охлаждение цилиндров, что позволит несколько увеличить мощность, снимаемую с двигателя (до 30 л. с. для «МЕМ3-968»»).
Простейший масляный радиатор представляет собой 3—4 м медной трубки внутренним диаметром 5—6 мм, размещенной в полости, омываемой холодной водой. Температура масла после охлаждения регулируется количеством поступающей воды Следует отметить, что в неполнопроточных холодильниках на стенках трубки оседают липкие компоненты масла, поэтому после каждой навигации необходимо промывать холодильник смесью бензина и ацетона.
Воду целесообразно использовать и для глушения шума выпуска — это позволит уменьшить вес и габариты выпускной системы» При этом возможны два варианта. В первом из них подача воды в выпускной трубопровод происходит за счет скоростного напора — за гребным винтом устанавливается напорная трубка или используется напор, создаваемый водометом. В этом случае при прогреве двигателя выпуск газов будет сухим, поэтому нельзя применить дюритовые шланги в выхлопном трубопроводе.
Для компенсации вибраций, а также тепловых расширений в месте вывода выхлопной трубы через борт применяют сальник с асбестовой набивкой, металлический сильфон или выхлопную трубу, изогнутую в виде буквы «Q», что повышает ее эластичность.
Во втором варианте необходимо установить самовсасывающий водяной насос. Примеры конструкции таких насосов, как впрочем и других элементов конверсии, приведены в книге Ю. И. Мухина и Б. Е. Синильщикова «Автомобильный двигатель на катере»» (Л., Судостроение, 1980). Для охлаждения отработавших газов достаточно относительно небольшого расхода воды, поэтому целесообразно применить насос с крыльчаткой от ПМ «Вихрь». Привод насоса выполняется с помощью удлиненного ремня привода генератора — вентилятора.
Особенность двигателей «МЕМЗ» состоит в том, что дифференциал, сцепление и коробка передач находятся в одном картере, что практически исключает их использование как реверс-редуктора. Поэтому целесообразно использовать угловые реверс-редукторы от «Амура»» (типа «УРР-22»») или изготовить редуктор самим, как описано в указанной выше книге.
Наиболее просто задача реверса решается при водометном движителе. В «КиЯ» №16 описан вариант установки двигателя «МЕМЗ-965» над водометом, причем их валы соединены цепной передачей, расположенной в масляной ванне. Для более мощных двигателей «МЕМЗ» целесообразно установить две двухрядных втулочных цепи с шагом 9,525 мм. Такая установка целесообразна на достаточно широком (ширина по скуле не менее 1,5 м) катере, что позволяет значительно уменьшить длину моторного отсека.