Плот под парусом — соперник «Мевы»
В последнее время на различных водоемах все чаще можно увидеть надувные лодки под парусами. Мы же, когда у нас возникла идея провести свой отпуск на Белом море, решили вооружить ими надувной спасательный плот «ПСН-10М» и сделать из него полноценный надувной парусник — «семейный крейсер». Четыре года эксплуатации показали, что мы не ошиблись в выборе. Дважды побывали на Белом море, один раз — на Онежском озере. Группа из нескольких «Мев» и плота «Гиппопо» прошла по Азову. Провести выходные на воде тоже перестало быть проблемой, так как сборка занимает не более полутора часов. Габариты в сложенном виде позволяют перевозить наш плот всеми видами транспорта, включая метро и городские автобусы. У нас получилось две упаковки: пенал с каркасом 1,5X0,4Х0,2 м и абалаковский рюкзак с резиной. Общий их вес составил 58 кг.
Одной из особенностей конструкции является то, что собрать и разобрать каркас можно на плаву. Мы всегда пользовались такой возможностью, если на берегу не оказывалось удобной площадки.
Ходовые качества плота для путешествия вполне приемлемы. Средняя скорость в походе — около 5 км/ч. На Азове плот выходил обычно раньше «Мев» на час-полтора и приходил позже на час. Но позднее, когда мы сшили более качественные паруса, не раз бывало и так, что «Мевы» нас догнать не могли. Несмотря на свою неуклюжую форму, плот неплохо лавирует.
Плот обеспечивает некоторый комфорт и теперь мы можем брать с собой одного ребенка.
Под тентом, который закрывает половину плота, можно ночевать втроем, встав на якорь, а на ходу — вдвоем. Так что всегда можно укрыться от внезапного дождя. При ходе против крупной волны брызги в кокпит практически не попадают, это случается иногда только на полных курсах. В «каюте» всегда сухо, не считая, конечно, конденсата, который образуется в холодную погоду на стойках. В хорошую погоду «рубку» можно открыть — по всей длине тента вклеена застежка «молния».
В походе иногда мы не подходим к берегу по 10—12 часов и даже значительно дольше. Обед в таких случаях готовим в туристском кипятильнике (цена 3 р. 40 к., емкость 1 л), подвешивая его к каркасу тента. Для этих целей приспособили и примус «Турист». Бензина на весь отпуск требуется 2—2,5 л.
Одним из важных достоинств плота является большая грузоподъемность. Даже в случае прокола носовой или кормовой секции оставшаяся целой часть поддерживает на плаву тонну. Иногда на выходные дни мы выходили на плоту всемером, а однажды в нем уместилось со своими пожитками 9 человек, при этом мы еще могли лавировать против слабого ветра. Но максимальной пассажировместимостью все же надо считать 6—7 чел., а в походе — 3—4 чел.
При выборе судна большую роль сыграла простота изготовления нехитрого каркаса в домашних условиях. Для него мы использовали трубы из легкого сплава: 50X3X1500 — 2 шт., 42X3X2000 — 1 шт., 45X2x400 — 2 шт., 45Х2X60 — 1 шт., 40Х2Х1000 — 1 шт., 30Х1,5X1000 — 6 шт., 16X1,5X1200 — 2 шт. Для мачты, гика, гафеля — набор Тюменского моторного завода имени 50-летня СССР. Шверцы склепаны из двух листов пластмассы и распираются трубкой 30Х2Х800, перо руля вырезано из листа дюраля. Все работы были выполнены одним человеком за полтора месяца в условиях городской квартиры. Потребовался только набор слесарных инструментов и электродрель.
Применили гафельное парусное вооружение. Площадь грота 4,5 м2. В сильный ветер мы ставим рейковый стаксель (площадь 1 м2); с ним значительно удобнее обращаться, не нужно перетягивать шкоты при перемене галса. Тяги от него, конечно, немного, но зато проще делать поворот оверштаг. В слабый ветер ставим стаксель площадью 3,2 м2.
Для тех, кто решит использовать ПСН для походов под парусом, хотим дать несколько советов. В месте соединения баллона с днищем следует заменить проклейку на капроновую, так как здесь всегда сыро, скапливается песок и резина начинает гнить. Перед длительным хранением ее нужно как можно тщательнее просушивать и пересыпать тальком. Хотя плот и обладает хорошей остойчивостью, особенно в загруженном состоянии, но о безопасности забывать все равно не стоит, ибо вернуть его в нормальное положение нелегко. Площадь парусов можно, конечно, увеличить до 9—10 м2, но в средний ветер (более трех баллов) 7 м вполне достаточно, так как скорость все равно будет не больше 7—8 км/ч. И, наконец, последнее. Чтобы не протирать днище и борта, нужно положить внутри плота толстую полиэтиленовую пленку. После этого никакие твердые предметы опасности для резины не представят.
Онего позади
Вооруженные парусами спасательные плоты можно считать надувными парусными яхтами, поскольку по сравнению с другими разборными туристскими судами они обладают большой грузоподъемностью, внушительной остойчивостью и, при достаточной фантазии владельца,— обитаемостью, граничащей по туристским понятиям с комфортом. Особенно плот ПСН-10, где можно соорудить настоящий кубрик. Но использовать надувной плот в роли парусника без переделок нельзя. При реконструкции существенно улучшаются качества плота, в чем мы убедились в походе по Онежскому озеру. В группу вошли два плота — яхты «Утюг» и «Жук», надувная лодка «ЛАС-3» и хорошо известная «Мева».
«Утюг» и «Жук» имели существенные отличия от первого плота с парусом — «Гиппопо» Андрея Лосева, на котором он со своим семейным экипажем побывал на Онежском озере, Азовском и Белом морях. В отличие от «Гиппопо» на наших «плотах» появились заостренные носовые оконечности, в которых образовался вместительный багажник. Для образования нужных обводов в носу расположили надувные емкости между стрингерами. Рама «Жука» (плот ПСН-6) собрана из достаточно мощных труб, опирающихся на баллоны по бортам и корме. В кокпите, на трубе, находящейся в диаметральной плоскости, устанавливается столик-банка, а в транспортном варианте — тележка.
«Жук» оснащен двухмачтовым гафельным вооружением с площадью парусов 8,3 м2. Гротмачта ставится на шверц-балку, опертую на центральный поперечный баллон, бизань-мачта ставится на рулевую колонку, навешенную за кормой, и поддерживается трубчатой дугой. Стаксель с рейком по нижней шкаторине предельно упрощает управление парусами.
Тент, опирающийся на трубчатый каркас, имеет припуски по бортам, благодаря чему образуются «полочки» для термоупаковок с вещами и увеличивается высота надводного борта.
«Жук» вполне обеспечивает плавание трех человек, а в прогулочном варианте на нем размещается до 6 чел. «Утюг» сделан на основе плота ПСН-10. В походных условиях на нем могут находиться 4 человека, а в прогулочном варианте — до 8. Рама «Утюга» собирается из труб, уложенных на баллоны по контуру лодки. Носовая оконечность имеет самостоятельный байдарочный набор, шпангоут которого при-шнурован к баллону плота. Пространственная силовая ферма, служащая основой тента, опирается на раму. Она обладает достаточной жесткостью, чтобы выдержать осевое усилие от поворотной мачты. Лодка оснащена бермудским тендером с площадью парусов 13 м2.
Лодка ЛАС-3 была снабжена накладной рамой и вооружена шлюпом. Оба паруса — виндсерферовского типа площадью 5 м2, причем стаксель ставится на жестком штаге, к которому крепится уишбон. В поход на ней пошли двое.
Итак, мы в плавании.
Медвежьегорск — прекрасное место для старта: за городом лес с удобной и хорошо защищенной бухтой. Погода теплая, но серая и мокрая. Первые дни июля...
Готовимся к выходу. Мы — не новички, знаем: вещи — «найдут» свои места только на третий день. «Общественный» груз, включая продовольствие, грузим на «плоты». «Мева» и «ЛАС» загружаются личными вещами экипажей. Возимся долго и... выходим поздно. Но никого это не смущаете над Онегой белые ночи. Ветер слабый, загрузка полная, идем в лавировку. В сумеречной дымке обмениваемся друг с другом световыми сигналами. Их у нас два: три длинных — «Иду, все в порядке», частые короткие — «Подойти ко мне (нужна помощь)», «Стоп». Этих сигналов нам хватало для всех ситуаций. В светлое время пользовались флагом-отмашкой; чтобы подать сигнал «Стоп», иногда спускали грот.
Первую часть путешествия погода не баловала. Было холодно, периодически прокатывались грозы. Вплоть до Повенецкого залива шли в лавировку при слабых ветрах. «Плоты» идут легко под углом 50—55° к ветру, «ЛАС» и «Мева» — покруче. При слабых ветрах легкие лодки, естественно, подвижнее тяжело груженных «плотов». При усилении ветра до 2 баллов и выше преимущество в скорости легких судов оказывается незначительным, а когда на «Меве» приходится брать рифы и на озере поднимается крутая волна более 0,5 м, «плоты» по скорости уже ничем не уступают легким судам, превосходя их по мореходности.
Пересекаем Повенецкий залив при ветре 2—3 балла. В серой мгле слева подмигивает нам одетый в черно-белую тельняшку маяк острова Бычок. На ходу с комфортом устраиваем обед: «стол» на «ПСН» накрывается как в салоне каютной яхты.
Длительных штормов нам испытать не пришлось, но грозовые шквалы налетали неоднократно. Наиболее мощный встретил нас в районе полуострова Оровский. Анемометр зашкаливало. Сила ветра при порывах доходила до 8 баллов. Запалубленные носовые части «плотов» надежно прикрывали каюту от брызг. Остальные лодки были мокрыми. На «Жуке» взяли рифы, но удержаться на курсе не удалось. Для подхода к берегу пришлось делать поворот фордевинд. К удивлению экипажа, «Жук» повернул легко. Остальные лодки шли в убежище к Оровгоре. На «Утюге» не успели зарифиться, спустили грот и под одним стакселем пошли к месту сбора на берегу. В дальнейшем все шквалы мы встречали >же подготовившись и на курсе, ведущем к убежищу.
На волне, доходящей до 1,5 м, плоты чувствовали себя превосходно. Они шли совершенно сухие, легко управлялись, удары о волны не ощущались и ход не терялся. На длительных переходах часть экипажа на ««плотах» могла спать на ходу.
Плавание выявило и слабые места «плотов». На «Утюге» — это оказалось крепление шверцев. Особенно беспокоили места приклейки надувного днища к баллонам: однослойная прорезиненная хлопчатобумажная ткань очень быстро начинала подгнивать. Видимо, имеет смысл этот пояс дублировать целиком. Площадь приклейки крепежных петель стоит увеличивать в 2—3 раза по сравнению со штатной, особенно в местах установки вант-путенсов.
В качестве временного пластыря при повреждении днища мы использовали двусторонние шины с резиновыми прокладками, соединяя их болтами с гайками-барашками. Удавалось достичь полной изоляции. Но даже набрав в отсек воды, плот идет уверенно, хотя этот дополнительный вес все же чувствуется.
Одним словом, мы пришли к выводу, что надувные яхты на основе плотов ПСИ вполне пригодны для серьезных путешествий под парусом.
Закончив путешествие в Кижах, мы договорились с дирекцией музея о проведении в будущем экспедиций по заданию музея, к которым могут присоединиться туристы-парусники из любой точки страны. Рядом с островом Кижи планируется создать стоянку для парусных судов с необходимым оборудованием. Музей приглашает туристов принять активное участие и в создании нового парусного «порта».