Почему отражатель складной, а не постоянный? Хорошо обтекаемых отражателей в пластмассовых кожухах у нас пока не выпускают, а уголковый, поднимаемый на ахтерштаге или закрепленный на топе мачты, имеет слишком большое ветровое сопротивление. Часто найти место для хранения неразборного съемного отражателя на малом судне оказывается затруднительно. Разборный отражатель традиционной конструкции хотя и удобно хранится в плоском сложенном виде, но попробуйте собрать четыре части на винтиках, да еще при волне...
Нам удалось сделать складной отражатель неразборной конструкции, который можно изготовить к действию в считанные секунды. Он выполнен из трех плоских дисков из сплава АМг толщиной 1 мм, соединенных двумя осями, вокруг которых эти диски поворачиваются друг относительно друга, как показано на чертеже стрелками. Все три диска разные. Диски А и В имеют одинаковый диаметр 300 мм, но диск В состоит из двух частей, а диск А — из четырех. Части диска А приварены к трубочкам шарниров (внутренний диаметр 6 мм) встык, в плоскости оси (см. а—а), а шарниры дисков Б и В выполнены по типу дверных петель (сечение б—б). Смещение плоскостей дисков относительно осей вращения позволяет укладывать диски в плоский пакет.
Диск Б имеет больший диаметр (305 мм) и окантован прутком диаметром 6 мм. Между дисками Б и В шарнира нет: в диске Б оставлена щель шириной 12 мм.
После сварки всех частей дисков и шарниров и установки осей из проволоки диаметром 6 мм конструкция становится неразборной. Если все сделано согласно чертежу, то достаточно дважды повернуть диски друг относительно друга, чтобы получить нормальный уголковый отражатель. Чтобы сложить отражатель. нужно сначала совместить диски А и Б, а затем повернуть диск В. В сложенном виде он превращается в плоский диск, удобно размещающийся на судне В раскрытом виде диски фиксируются двумя гаками, которые вставляют в парные отверстия в смежных дисках. За эти гаки закладывают концы фала, при помощи которого отражатель поднимается на мачту.
Мы поднимаем отражатель на фале, заложенном за ахтерштаг, а нирал проводим примерно под 45° к вертикали и закладываем за подходящий обушок, дабы отражатель был обращен к горизонту осью лепестка направленности.
Теория пугала нас возможными последствиями неперпендикулярности плоскостей дисков, что якобы резко снижает отражающие свойства «уголка». Однако на практике эти опасения не подтвердились: скромный по
размерам (300 мм в диаметре) отражатель успешно выполняет свои функции. Например, прошлым летом, отлавировав к о-ву Гогланд против восьмибалльного ветра с обильными дождевыми зарядами, мы были приятно изумлены, услышав, что на стоявшем в гавани судне нас наблюдали на экране радиолокатора с расстояния свыше 10 миль! Неплохая дистанция для обнаружения пластмассового «полутонника».
И еще один, хотя и спорный, момент. Наш отражатель в раскрытом виде имеет форму шара, что позволяет его использовать также и в качестве знака при стоянке судна на якоре.