Идея "оморячить" легкие и компактные велосипедные двигатели серии "Д" будоражила умы наших водномоторников с момента появления этих неприхотливых движков. Любители за эти годы предложили десятки конструкций и подвесного мотора с гребным винтом ("КиЯ" №100), и мотора-весла (см., например, "КиЯ" №153), и подвесного водомета. Последняя идея оказалась наиболее живучей. Конструкция такого водомета, предложенная еще в 1973 году одним из работников уфимского завода РТИ, оказалась наиболее удачной, и на основе ее была сделана первая попытка по запуску подвесного водомета в серию (см. "КиЯ" №100). В море бесконечных согласований эта идея тогда потонула. Но попытки предприятий больших и маленьких, государственных и частных взять приступом заманчивую идею продолжались. Назовем лишь некоторые из них.
В 1990 г. волгоградской фирмой "Партнер" были изготовлены опытные образцы моторчика "Мул" (см. "КиЯ" №144). В 1993 г. московским предприятием "Инкоэкс" был запущен в серию подвесной водометик "Анкор", который даже продавался за рубеж. Следующим "адресом прописки" стал Воронеж, где мотор на основе движка "Д-6" несколько лет выпускался под названием "Оса". Сегодня за серийное производство так нужного для туристского бездорожья компактного подвесного водомета взялся гигант оборонной отрасли — северодвинский завод "Полярная звезда", который в свое время разрабатывал и проект "Осы". Теперь мотор называется "Микроша", но это по-прежнему старый добрый велодвигатель мощностью 1.2 л.с. (очередная модификация "дэшки" под названием "Д-10Ф"), работающий на осевой насос и способный разогнать небольшую лодку с нагрузкой до 270 кг до 8-15 км/ч. Двигатель имеет рубашку водяного охлаждения, глушитель выпуска, в Г-образном водоводе работает горизонтальный импеллер. Гидродинамика водомета, отработанная в ЦАГИ, оказалась весьма удачной и тяга на швартовых составляет 12.5-15 кг. Вес "Микроши" — 7.5 кг, а в заправленном топливной смесью (бензин А-76 в смеси с маслом МС-20) виде — около 12 кг. В этом году мотор производится серией 120-150 шт. в месяц. Стоимость водомета 6 700 руб.
Сейчас заводом готовится к выпуску модификация подвесного водомета "Кальмар" мощностью 2.2 л.с.