Именно терпеть я и собирался, попав на испытания дизельного "бостонского китобоя" — 34-футового "Defiance". Поскольку предстояло порыбачить, я надеялся, что судьба вознаградит меня за страдания. В конце концов, нет лучшего лекарства от дозы дизельных отработавших газов пополам с солеными брызгами, чем несколько тролловых проходов.
Но к моему удивлению привычного запаха не было. Мы прошли с троллами медленно по ветру, затем с ревом вернулись назад, словом, делали все что обычно, но я так и не почувствовал запаха выхлопных газов. На малых скоростях выхлопные газы отводились к бортам и за пределы катера, а на больших, особенно при быстром увеличении числа оборотов, я видел пузырьки выхлопных газов в кильватерной струе вдалеке от транца. Когда я выказал свое удивление, хозяин катера усмехнулся и объяснил, что я ощутил на себе одно из преимуществ новой выхлопной системы "EPS 1000" компании "Eco Sound".
— А еще что-нибудь заметили? — спросил он.
Спрашивать не было нужды, мой шумомер показывал уровень звука, соответствующий шепоту. Катер издавал значительно меньше шума, чем я ожидал, и шел быстрее, особенно на средних оборотах. Хозяин оба эти качества уверенно отнес на счет новой системы "EPS", и я решил, что стоит познакомиться с ней ближе.
Взглянув на оборудованный "EPS 1000" катер снаружи, вы ничего не заметите. "Действие" разворачивается внизу. Здесь выхлопные газы прямо от двигателя направляются по трубе в коллектор — главную камеру системы, которая выглядит, как наделка на подводной части транца. Если взглянуть на эту наделку снизу, вы увидите выпускные отверстия.
Конечно, выхлоп в воду — далеко не новинка. Секрет — в патентованной конструкции этой камеры. Ее входящая кромка представляет собой тщательно рассчитанный клин, который создает эффект Вентури внутри камеры, когда катер выходит на режим глиссирования (для тех, кто спал на уроках физики: эффект Вентури — это явление увеличения скорости и одновременно снижение давления в ограниченном стенками потоке). Пониженное давление в камере создается за счет ускорения катера при выходе на глиссирование. Благодаря этому выхлопные газы засасываются в турбулентный поток воды под катером. Пузырьки выхлопных газов выходят на поверхность, когда катер оказывается уже далеко впереди.
Информация об изображении
Выхлопные газы вытягиваются в воду через отверстия в камере благодаря эффекту Вентури
Система выходит на рабочий режим только при глиссировании. Чтобы избавиться от выхлопных газов сразу после запуска мотора, на холостом ходу и в режиме троллового лова, когда эффект Вентури мал или вовсе отсутствует, система направляет газы через камеру в выпускные отверстия, расположенные выше ватерлинии, с правого и левого бортов. На малых скоростях можно видеть струйки сизого дыма, выходящие из этих отверстий, но, поскольку они направлены в сторону от бортов, запаха почти не ощущается.
Выхлопные газы вытягиваются в воду через отверстия в камере благодаря эффекту Вентури
Снижение шума — побочный эффект "EPS 1000". Причина его — в существенном снижении обратного давления выхлопных газов. Обратное давление создается любыми препятствиями в выхлопном тракте, включая отражательные перегородки глушителя, и оно не только снижает КПД двигателя, но и увеличивает температуру и давление в цилиндрах, чем ускоряет износ.
Я имел возможность убедиться в эффективности "EPS 1000" по отношению к обратному давлению во время испытаний катера "Sea Ray 400 Sedan Bridge" (с двумя дизелями "Caterpillar 3116") в1996 г. На малой скорости (1000 об/мин; 8.5 уз) обратное давление (в дюймах водяного столба) уменьшилось с 22 до 6, т.е. в 3.5 раза. На скоростях 17.5-27.3 уз давление уменьшилось с 23-24, а на максимальном ходу 30 уз с 28 до 10-12 дюймов, т.е. в 2 раза. Уровень шума на скорости 27.3-30 уз составлял 80-81 дБ(А). (Кстати, этот довольно старый катер не был оборудован патентованной "Sea Ray" системой подводного выхлопа, которой оборудуются ныне все катера этой фирмы и которая снижает обратное давление.)
К сожалению, из цифр не видно существенного снижения количества выхлопных газов. Скажу на словах: их видимых признаков не было на "400" на любом режиме хода!
Недавно я наблюдал, как команда из "Eco Sound" устанавливала свою систему на 65-футовую моторную яхту. Работа была нешуточная, поскольку профиль клина должен быть подобран очень точно — отклонение всего на четверть дюйма может свести на нет весь эффект. Было перепробовано множество клиньев, пока по показателю обратного давления не подобрали оптимальный. Работа отняла много сил и времени.
Это отчасти объясняет, почему установка "EPS 1000" обходится так дорого. Насколько дорого? Поскольку каждый случай по-своему уникален, трудно сказать определенно, однако в зависимости от размеров катера и сложности работы цифра может колебаться в пределах от 10 000 долл. до 20 000 долл.
Еще одно преимущество системы, которое оценят рыбаки, — это улучшенное поведение при торможении и на заднем ходу. При резком торможении на платформу заливается гораздо меньше воды, чем обычно. Развороты можно было делать быстрее и меньше снижая обороты. Специалисты "Eco Sound" объясняют это подъемной силой, создаваемой клином, и наличием выхлопных газов в камере на заднем ходу.
После испытаний "китобоя", "400" и моторной яхты я стал приверженцем системы "EPS". Других доказательств ее преимуществ мне не надо. Компания "Whaler" первой установила это оборудование на свою серийную продукцию и, я думаю, не последней. Выхлоп дизеля — это вам не лосьон после бритья!