Усовершенствованный вант-путенс
Устройства для регулирования натяжения вант в виде пластин с рядом отверстий находят в последнее время все более широкое распространение на швертботах. Но обычно существующая конструкция не представляет возможности тонкой регулировки натяжения; для этой цели рекомендуется ввести третье звено — полосу с отверстиями, расположенными одно от другого на небольшом расстоянии.
Если, например, как показано на прилагаемом рисунке, парные пластинки 2 имеют расстояние между отверстиями 18 мм, а отверстия в пластине 3 расположены через, 12 мм, то перемещение будет уже не 12 мм, а 6 мм. При перемещении пластины 3 фиксирующий болт нужно вставлять поочередно в первое или второе отверстие пластин 2 между вант-путенсом 1 и вантой 4.
Графический метод определения общего центра парусности
Прежде всего необходимо иметь чертеж или схему парусности яхты, вычерченную в точном масштабе. Затем находят центры тяжести площади каждого паруса S1—S5 в отдельности. Далее, наносят на вспомогательной вертикали последовательно сверху вниз, начиная с кормы, площади всех парусов, условно переведенные в линейный масштаб, например, 1 см = 5 м2 паруса. Из центра тяжести каждого паруса на схеме опускают перпендикуляры на ватерлинию.
Теперь выбираем справа от полученной вертикали полюс (см. рис.) с таким расчетом, чтобы прямые 0 и 4, проведенные от крайних точек вертикали к полюсу, образовали при пересечении между собой прямой угол. Затем полюс Р соединяем линиями-лучамн со всеми точками, соответствующими площадям парусов, и при помощи треугольников переносим эти линии — строго параллельно — под схему парусности, привязывая каждую к соответствующему перпендикуляру того же паруса: первый луч 0 — к перпендикуляру из центра S1; второй 1 — к S2 и т. д. Если теперь продлить крайние лучи 0 и 4 вниз до пересечения, то таким образом и определится положение общего центра тяжести (или центра парусности) Для всех четырех парусов. В нашем случае он совпал с центром тяжести грота.
Предположим, надо определить положение центра тяжести штормового варианта парусности — штормового стакселя S5 и бизани S1, Опять наносим в выбранном линейном масштабе площади парусов, находим полюс Р1 (см. схему внизу) и делаем построение под схемой парусности. Точка пересечения пунктирных прямых 0 и 5 является общим центром тяжести двух интересующих нас парусов (который опять совпадает с общим центром тяжести S).
Чтобы сохранить рангоут
Бывает, что в гавани скапливается много яхт, а стоянка плохо защищена от ветра и волны. Если рядом стоящие яхты ошвартовать носом в одну сторону, возникает опасность, что при качке и крене их мачты и такелаж сцепятся и, как следствие, будут порваны ванты, сломаны краспицы и т. п.
Поставьте яхты форштевнями в разные стороны, и оснастка яхт будет сохранена.
Палубная втулка для бензошланга
При установке вспомогательного мотора на кронштейне за транцем яхты советую сделать специальную палубную втулку 5 для вывода бензошланга 6 из ах-терпика, где установлен бачок. Штуцер 1 для подключения шланга к мотору при помощи скобы 2 и цепочки 3 соединяется с завинчивающейся пробкой 4, закрывающей отверстие в палубе. Другой конец цепочки крепится к палубе снизу.
Теперь достаточно отвинтить пробку, и можно без обычных в таких случаях поисков штуцера в ахтерпике извлечь его за цепочку и быстро подсоединить к мотору. Важно и то, что шлангу не будет угрожать опасность быть придавленным крышкой ахтерлюка.
Два надежных соединения
Можно получить надежное соединение двух брусков под углом, не прибегая к сложной врезке.
В первом случае правильность положения соединяемых брусков обеспечивается применением несложного приспособления, изготовленного из обыкновенного напильника, затачиваемого специальным образом; оно служит надежным упором и исключает взаимное смещение брусков.
Во втором случае необходима вставляемая в отверстие вспомогательная металлическая пробка (например, из алюминиевого сплава) с заранее сделанной резьбой под завинчиваемый снизу винт или болт.
Щетка для чистки корпуса
Для очистки подводной части корпуса катера или яхты на плаву нужна щетка на длинной ручке.
Удобно сделать щетку двусторонней: на одной стороне ручки 1 закрепить жесткую (иногда даже стальную) щетку 3, на другой — мягкую 2. Крепить их можно шурупами с помощью латунной полосы 4. Жесткой щеткой вы снимаете с днища водоросли и ракушки, мягкой удаляете обрастание в виде слизи или грязи.
Дальнейшим усовершенствованием может быть приспособление для поджатия щетки к днищу, которое состоит из полиэтиленовой канистры 5 или поплавка, привязанного к ручке вблизи щетки.
Складной таганок
Примус «Шмель» признан туристами-водниками как незаменимая вещь в дальних путешествиях. Однако есть у него и отрицательные стороны. Когда на него поставлена солидная кастрюля или чайник, центр тяжести повышается, а площадь опоры примуса слишком мала: даже при небольшом крене лодки он легко опрокидывается.
В этом случае удобно пользоваться складным таганком, который изображен на рисунке. Примус становится удобным и безопасным даже при движении лодки на значительной волне. Этот же таганок используется и для приготовления пищи на костре.
Кольцо 1 наружным диаметром 195 мм вырежьте из 5-миллиметрового стального листа: ширина кольца не имеет особого значения, на моем таганке она равна 25 мм. Три ножки 2 высотой 200 мм также стальные, сечением не менее 6X12. Ушки шарниров можно согнуть из полоски 5X20.