Как правило, к февралю уже известны юбиляры и солисты предстоящей феерии, а ведущие водномоторные издания пестрят интригующими красочными рекламами грядущих "мировых сенсаций". В прошлом году во Флориде правили бал меркурийские "черные акулы" по имени "Verado", годом ранее торжествовала "Yamaha", ну а ныне в стане возможных премьеров почему-то наблюдалось странное затишье. Даже звонок в редакцию крупнейшего на планете американского журнала "Ботинг" не дал результатов:
— Ничего нового, разве что "Tiara" покажет первый катер под вольвовский IPS, да "Porta-Bote" представит 14-футовую складную алюминиевую лодку, — без особого задора ответил главный редактор Сайдман. — Едем на выставку просто поболтать со знакомыми да обсудить с некоторыми фирмами программы ближайших тестов.
"На нет и суда нет", — думал я, складывая в дорожную сумку фотоаппаратуру и последние номера "Катеров и яхт". Единственно, что решил заранее, так это пронюхать как можно больше о доступных и любимых нашим народом "люминьках", по возможности не обращать особого внимания на надувную продукцию и вживую протестировать что-либо достойное на воде.
Майами всегда встречает гостей ярким солнцем, свежими фруктами и бешеными ценами на услуги. Парковка в районе выставки — не дешевле 16 баксов, а за ночь с кондиционером на Коллинз-авеню надо выложить не менее 300!
Забавная арифметика
Уже на подходе к выставочному комплексу я обратил внимание на загадочные плакатики, прилепленные практически к каждому свободному забору: "2>4" и "1>7". Подпись стояла короткая — "Evinrude E-Tec". На тот момент этой абракадабре я не придал ровно никакого значения и смело прошагал в демонстрационный зал, где тотчас уперся глазами в нечто невиданное. Такого большого катера с подвесными движками не видел никогда в жизни: флоридская фирма "Intrepid" (160 корпусов в год, где самый маленький и дешевый десятиметровик тянет на 135 тыс. долл.) представила зевакам судно типа "walkaround" длиной более 15 м при ширине 4.1! На транце у него красовались аж четыре "Verado 275". Причем лишь крайние — со стандартным дейдвудом в 30 дюймов. Два центральных "Mercury" были исполнены по спецзаказу, и длина ноги тут на пять дюймов поболее. С их помощью эта моторка может развивать скорость до 50 миль/ч. Расход горючего, естественно, немаленький (при круизной скорости в 35 миль/ч на прохождение мили потребуется 5 л бензина), но топливный бак на 1800 л позволяет удалятся довольно далеко от берега. Корпуса — исключительно стеклопластиковые, где слои ткани пропитываются смолой под воздействием вакуума.
Менеджеры терпеливо уверяли меня, что судно предназначено для рыбалки и семейных прогулок рабочего класса. Верилось в это слабо, ведь и по цене, и по комфортабельности (две спальни, два вольготных гальюна под "евростандарт", богато отделанная дорогими сортами дерева кают-компания, роскошная верхняя палуба с мягкими диванами и капитанскими креслами) этот катер без запинки мог дать фору многим франтовым прогулочным яхтам. Покупатели нашлись тотчас, уже на второй день на белоснежном борту "475-го" красовалась малиновая надпись "Продано", а к концу выставки образовалась даже очередь на три года вперед. То есть нашлось 18 "рыбаков от станка", готовых выложить 650 тыс. баксов за представительского "Бесстрашного" (так переводится название бренда).
Информация об изображении
Для нового корпуса "Бесстрашного" "Mercury" создал двигатели с дейдвудом 35 дюймов
— Вот тебе и ничего новенького! -злобно процедил я в адрес заевшихся коллег из "Ботинга" и потопал в сторону рекомендованного ими "Sovran 4000".
Для нового корпуса "Бесстрашного" "Mercury" создал двигатели с дейдвудом 35 дюймов
То, что "Volvo IPS" произвела настоящую революцию на воде, мы уже достаточно подробно рассказывали. В Майами же публика увидела первое судно, специально построенное под этот двигатель. Только тут все узнали, что мичиганская фирма "Tiara" (400 яхт в год, модельный ряд — от 29 до 54 футов, по цене от 179 тыс. до 1.5 млн. долл.) вступила в секретный альянс с "Volvo" еще полтора года назад.
— Тиаровские яхты славятся не только отменными мореходными качествами, но и просторными помещениями, — рассказывал Джон Гарланд, вице-президент компании по разработкам и дизайну. — Поэтому, когда наши лазутчики пронюхали о создании неслыханной пропульсивной системы, тотчас послали своих инженеров в Европу. Пожалуй, это первый случай в судостроении, когда корпус построен под конкретный двигатель. В дизайне обводов "Sovran" были учтены все особенности вольвовского стационара. Как образно выразился ведущий инженер проекта, если прочие двигатели толкают яхту, то "IPS" в буквальном смысле тянет судно. К тому же, благодаря компактному заднему расположению стационаров (их два) нам удалось создать на яхте еще одну гостевую каюту. На новинку — просто ажиотажный спрос, прямо с листа мы продали уже 20 "Sovran". Если хочешь получить эту полумиллионную конфетку через год, становись в очередь сейчас!
В очередь я не записался, но вот на тесты к концу выставки все-таки пробился, хотя сделать это было почти невозможно — подогретые шумихой клиенты предъявляли "лопатники", полные настоящих денег, и штурмовали яхту уже с 7 утра. Пришлось прибегать к методам "диалектического материализма". В столь безвыходной ситуации я был лишь однажды, когда в университете заваливал сессию из-за марксизма-ленинизма.
"Sovran 4000" принадлежит к модному сейчас яхтенному классу под названием "convertible", что означает: "Хочешь — круизничай, хочешь — лови акул или окуней на дорожку".
На воде преимущество нового движка я оценил мгновенно. В случае с "IPS" ни дыма, ни даже малейшего запаха солярки не чувствуешь, даже если перегнешься за транец на скорости 8 уз. Не ощущается никаких шумов и вибраций. Капитан управляет яхтой свободно, держась за штурвал буквально одним пальцем. Повороты проходим без проскальзываний, словно яхта прилипла к воде, хотя повсюду развязно гуляет метровая волнишка. Благодаря новым движкам радиус поворота сократился на 40%! Разворачиваемся задним ходом почти на месте, а скорость набираем так агрессивно, что кажется, будто идем на подвесных движках, а не на дизеле. По словам разработчиков, 370-сильные "IPS" под яхтой работают эффективнее, чем обычные 480-е. По сему и на глиссирование вышли при скорости 13 уз. На борту — семь взрослых и трое детей. Это семья Франка Синито, потенциального покупателя из Огайо. Он уже владеет 32-футовой "Tiara", которую использует для семейной рыбалки на Великих озерах около 40 дней в году. Содержание такой яхты обходится в 15 тыс. долл. в год, так что цена новинки Франка не пугает.
Максимально мы выжали 33 уз и впечатление получили достойное. На приборной панели помимо всего прочего установлены мониторы от видеокамер, расположенных в машинном отделении. Доступ туда прост — открытая часть палубы специальным механизмом поднимается кверху.
Но что же все-таки значат эти детские уравнения: 2>4 и 1>7?
— Все очень просто, — улыбнулся встреченный на выставке один из руководителей "Yamaha" Ник Шибата. — "Evinrude" пытается убедить мир, что два такта лучше четырех. А второе неравенство означает, что двигатели с "E-Tec" требуют в семь раз меньше сервисного обслуживания, чем наши.
— И это правда? — обалдело выпалил я.
Тут глаза японского начальника приняли вид бойниц дота времен финской войны, а рот растянулся в широченной улыбке:
— Сделать это будет нелегко...
Шибате можно и похихикать, ведь в 2004 г. ямаховские двухтактники с прямым впрыском признаны наилучшими в Северной Америке (в четырехтактном сегменте премьерами стали "Suzuki" и "Honda" с EFI, у стационаров первенствовал "Indmar" тоже с EFI, а в категории двигателей с поворотно-угловой колонкой не было равных "Volvo Penta EFI").
Экология и мощностной ряд
Можно смело утверждать, что если бы не Департамент окружающей среды США (EPA), то весь мир до сих пор преспокойно рассекал бы водную гладь на карбюраторных двухтактниках. Для других стран это — вроде "ехало-болело", но только не для водно-моторной индустрии. Емкость этого рынка в США в 2004 г. оценивалась уже в 30 млрд. долл., а с такими цифрами не шутят и делают, что прикажет еще более суровая экологическая комиссия из Калифорнии (CARB).
Большинство ведущих моторостроительных корпораций на данной выставке уже не пыталось играть многосильными тяжеловесами, а сконцентрировали внимание на разработанных проектах или представили двигатели средних весов, по боксерской терминологии. Например "Yamaha" впервые выставила 3.3литровый "VMAX 200 HPDI" в двухтактной опере, а четырехтактное семейство "F50/60/75/90" оснастило системой электронного впрыска. "Mercury" с ликованием и помпезно презентовал народу 1.7-литровые "Verado" в 135-, 150- и 175-сильной четырехцилиндровой обертке. Это уже чисто коммерческий, более близкий к народу и по цене, и по спектру применения проект. Ведь не секрет, что прошлогодний выход "Verado" в люди был обусловлен желанием богатого "Brunswick" показать японскому колоссу, кто в американском доме хозяин. Но думаю, что соперничество далеко не закончилось, до Цусимы еще ой как далеко. Хотя бизнес-тропинки "Mercury" и "Yamaha" похоже окончательно разошлись (все контракты истекают 31 марта 2006 г.). Во-первых, Международная торговая комиссия в феврале отвергла все демпинговые претензии американцев, но самое главное — в апреле нынешнего года "Merc" открывает собственное производство в Шанхае, где на первых порах будут собираться 40-, 50-и 60-сильные подвесники. В маленьких же четырехтактниках компании еще звучнее будет биться сердце по имени "Tohatsu".
Последняя фирма представила в Майами экономичный 90-сильный двухтактник с TLDI. Эмиссионные показатели движка настолько хороши, что получили одобрение уже упомянутых EPA и CARB (правда, только с 2007 г., о чем говорят две звездочки на корпусе).
"Suzuki" первыми в индустрии демонстрировали четырехтактные модели 2006 г.: четырехцилиндровые "DF150" и "DF175". На них еще никто не катался — мировая премьера двигателей состоится в мае в США, но известно, что они будут выпускаться как с 20-, так и с 25-дюймовым дейдвудом.
Гранд-премьер на выставке все-таки нашелся. Это, конечно же, был "Evinrude" со своей технологией "E-Tec". Здесь фирма представляла двухтактники мощностью 200, 225 и 250 л.с., полностью прошедшие эмиссионные испытания EPA и получившие полноценные три звезды от калифорнийских экологов. Именно "BRP" (Bombardier Recreational
Products), владеющая брендами "Evinrude" и "Johnson", и придумала сверкающие повсюду забавные логотипы: "2>4" и "1>7".
Испытания в Стюарте
В 130 милях к северу от Майами находится испытательный центр "BRP", построенный еще Ральфом Эвинрудом, отцом-основателем знаменитой в прошлом веке компании "ОМС". Журналистов сюда не пускают вовсе, но под маркой группы "Rosan", дистрибьютора продукции "Bombardier" в России, можно не только просочиться на закрытую презентацию, но даже побаловаться с фотиком. Просторные ангары, с одной стороны которых стоит памятник улыбающемуся Эвинруду, а с другой расположены боны и столы, где выясняют влияние ультрафиолета на движки, обнесены колючей проволокой. Прелесть нахождения на производстве кроется в том, что тут нет-нет, да и заметишь то, что видеть постороннему не положено.
— Идея произвести революцию в мире подвесных моторов родилась у владельцев "Bombardier" сразу после приобретения обанкротившейся "ОМС", — рассказывает руководитель департамента маркетинга Су Верда. — А для этого надо чем-то кардинально отличаться от конкурентов. Мы это уже проходили в случае со снегоходами и гидроциклами. По маркетинговым исследованиям, покупатель лодочного мотора придает значение следующим факторам (в порядке важности): надежность, простота обслуживания, легкость запуска, внешнее исполнение, экономичность, гарантийные обязательства. У двухтактников всегда было преимущество в цене, весе, скорости, четырехтактники же славились экономичностью, надежностью, продолжительным сроком службы и экологическими показателями. Вот мы и попытались собрать в кучу достоинства обоих типов подвесных моторов. Так получилась совершенно особая система управления двигателем — "Е-Тес", концептуально вобравшая в себя все лучшее в сегодняшней индустрии.
Моторы этой серии — наиболее бесшумные и экологически безвредные из всех существующих на Земле. Их не надо обслуживать первые 300 часов, не требуется и обкатка! По данным ЕРА, эвинрудовские "V6" в три раза чище аналогичных четырехтактников "Yamaha" и в шесть раз меркуриевского "Verado". Наш 225сильный двухтактник выбрасывает в атмосферу окиси углерода в 48 раз меньше, чем "Yamaha". Этот критерий имеет большое практическое значение при катании на водных лыжах, где ежегодно происходит много необъяснимых смертей на воде.
— Моторы данного ряда технологически очень просты, надежны и экономичны, — продолжает один из главных разработчиков проекта "Е-Тес" Карл Сандстрем. — В двигателях применяются материалы, пришедшие из американского космического агентства, которые по прочности как минимум в 2.5 раза превышают остальные.
Как известно, соловья баснями не кормят — нам бы на воду побыстрее, да в румпель покрепче вцепиться. Тут хозяева расщедрились — выкатили в полное распоряжение русских гостей девять катеров под разными "Е-Тес"-овскими двигателями, начиная с "шестидесятки". На некоторых лодках стояли и ямаховские движки, а на 29-футовом катере "Angler" на транце бок о бок терлись 225-сильный "Evinrude" и точно такая же "Yamaha".
Как я понял, прочих соперников в мире подвесных моторов на "Bombardier" в расчет уже не берут.
Действительно, благодаря новаторской системе шумопоглотителей, эвинрудовский мотор работал значительно тише "японца", не чувствовалось в нем и вибрации. Но это все семечки, самое удивительное началось, когда, вдевятером загрузившись на этого "рыбака", мы стали гонять по морю. Сделать это удалось лишь на "Evinrude" (30 миль/ч), поскольку "Yamaha" не подняла такой вес (выход на глиссирование зафиксирован при шести человеках на борту, но максимальная скорость была всего 13 миль/ч). Если верить местным инженерам, при такой загрузке этот движок израсходует на 100 км всего 25 л топлива!
Идем дальше. Тут не все сложилось гладко в стюартовских гонках. Может, виной тому было мастерство пилотов, а может, воля Всевышнего, но в следующем заезде "Yamaha VMAX 200" с тремя человеками на борту бассового катера "Stratos" упорно шла ноздря в ноздрю с аналогичным по силам "Evinrude". Хотя с одним наездником "Е-Тес" выдал 71 милю/ч против 68 у "японца".
Информация об изображении
Приборная панель пришла на "Zodiac" от "Porsche". В черном тест-пилот Тревор Дженкинс
Не оставила никаких надежд 250-му "Evinrude" и двухтактная 300-я "Yamaha HPDI", правда, и изначально разница в силах была очевидна. Не очень тактично обошлась с хозяевами и японская "шестидесятка" на алюминиевой лодке "Xpress". Но виной тут был уже винт, почему-то проскальзывающий у "Evinrude".
Приборная панель пришла на "Zodiac" от "Porsche". В черном тест-пилот Тревор Дженкинс
Доброжелательность и открытость сотрудников тест-центра впечатляла. Они прекрасно сознавали, что действительно создали прекрасные и востребованные рынком движки и готовы были гонятся хоть с самим папой римским или даже Шумахером на "Porsche".
Я и сам — в первых рядах поклонников двухтактных движков. Но, как чуть позже сказал главный маркетолог "Mercury" Стив Флеминг, "эти ребята опоздали на рынке подвесных моторов на пару лет, а развернуть сознание массового покупателя в обратную сторону от четырехтактников уже нереально". Для России высказывания мудрого американца имеют ноль значения, так что "Honda" явно придется делать ответный ход.
Король надувного царства
Как упоминалось выше, про надувнушки я писать не собирался. Но из железа в Майами были лишь могучий "Tracker" и производящая джонботы фирма "WACO". Могучесть "Tracker" (под зонтом этой корпорации скрывается восемь различных брендов) его и сгубила. На выставке гиганта представляли ребята из компании "MAKO", к алюминиевому катеростроению имеющие самое далекое отношение. Понятно, что все мои дотошные вопросы остались без ответа.
Добротное впечатление оставили складные алюминиевые лодки фирмы "Instaboat". За 1300 долл. вы получаете довольно устойчивую посудину длиной 3.25 м и шириной 1.12 м, осадкой 33 см (в собранном состоянии 3.45x16x38) и весом в 30 кг. Лодка представляет собой четыре алюминиевых пластины, соединенные между собой методом вулканизации неопреновыми вставками, наподобие мехов гармошки. По внешнему борту на всю длину идет пенополиуретановый сегмент, обеспечивающий конструкции абсолютную непотопляемость. Жесткость достигается двумя сиденьями и срединной распоркой. Собирается лодка за две минуты и рассчитана под двигатель весом до 15 кг.
Широко разрекламированная складная новинка от "Porta-Bote" (4.28x1.52x11.4 м, вес — 43 кг) мне откровенно не понравилась. Не внушали доверия ни полипропиленовый корпус, ни жесткость конструкции, которую смело можно было окрестить "сопливой". С трудом верилось, что на ее транец удастся установить рекомендованные фирмой 15 "лошадок".
С надувными лодками в Майами произошла другая оказия — ныне их тут высыпало столько, что в ближайшие годы устроителям выставки в пору будет делать под них отдельный зал. Притащились даже итальянцы с желтым 8-метровым РИБом "ВАТ" за 30 тыс. евро.
По большому счету, североамериканский рынок в этом сегменте — непаханое поле. Преимущества же надувных плавательных средств столь очевидны (грузоподьемность, экономичность по топливу, легкость, безопасность, простота ухода, хранения и судовождения), что многие фирмы с наскока бросились побыстрее отхватить сладкий кусок здешнего пирога. Естественно, в цене составить конкуренцию корейским производителям не удастся никому. Представьте себе, что фирмы "Aquastar" или "Saturn" в Америке предлагали абсолютно приемлемые надувнушки из многослойного ПВХ длиной 240-340 см всего за 500 -750 долл. И это в розницу!
Аэродек и разборный алюминиевый пайол сегодня не делает, пожалуй, только ленивый. Поэтому издалека многих китайско-корейских братьев отличить не так-то легко. Хайпалоновый японский "Achilles" (более 10 тыс. лодок в год) выглядит надежным, но на деле сделан так безвкусно, что в пору островитянам приглашать на дизайн баллонов Мнева или Герасимова.
Иное дело в стане РИБов, отличавшихся на выставке и оригинальными формами надувных элементов, и всевозможными корпусными изысками, и разнообразием фурнитуры. Флоридская компания "Nautica" производит около 600 хайпалоновых РИБов в год размером от 10 до 41 фута, все они делаются под конкретного клиента и сдаются заказчику "под ключ" с двигателем и прочим оборудованием. Поэтому и цена на готовое изделие может гулять в довольно больших пределах. Если захотел какой-нибудь владелец винзавода цвет борта точно, как красное вино "Мерло", фуршетный столик из тика в каюте и дизельный стационарный водомет "Yanmar 240", то именно так и будет. Понятно, у этой фирмы уже есть и московская клиентура.
Но больше всего народу толпилось, конечно же, у бутиков "Zodiac"/"Bombard". Оказывается, можно удивить надувной лодкой и сытую американскую общественность. Стенды фирмы украшал чернущий хайпалоновый РИБ "CZ7" (7.24x2.74x0.53 м, вес — 1682 кг) с двумя 150-сильными "Evinrude" на транце. Родился этот гигант на основе хорошо известной военной версии "Н-733". Ныне "вояка" преподносится "Zodiac" как всепогодный морской "кроссовер". Мне удалось не только полюбоваться модным дизайном приборной панели от "Porshe", посидеть на эклектического вида позиционных сиденьях (их четыре) от шведской фирмы "Ullman", но и поуправлять внедорожником в открытом море на крепком ветру и полутораметровой волне. На скорости более 30 миль/ч "CZ7" начинает непринужденно летать в воздухе аки планер, поэтому все время приходится работать и рулем, и ручками газа. Без опыта это не сделать, поэтому фирма обучает каждого покупателя в течение двух дней (в год планируется выпускать до 12 таких РИБов). В кокпите ты как бы все время полустоишь — кресла устроены так, что можно амортизировать даже внутренней частью бедер. Для этого и настил днища в ходовой рубке сделан из материала "Skydex", того самого, что "Nike" лепит на подошвы атлетических кроссовок. Максимально мы выжали из двух "Evinrude" 56.4 мили/ч, но сделал это 24-летний тест-пилот компании, прослуживший на аналогичной модели четыре года в погранвойсках. Однажды он шел на таком РИБе 10 часов кряду на 6-метровой волне. Ощущения — не для слабонервных, но внутри V-образного корпуса (кормовой угол килеватости — 24°, носовой — 35°) чувствуешь себя довольно уверенно и при надобности можешь совладать с любой стихией. Интересно, что за 2.5 часа взлетов и посадок в разгневанных стихиях ни одна капля так и не попала нам на одежду.
"CZ7" оборудован всем набором электроники от "Raymarine". Плюс стереомузыка "Bose", система ночной навигации и специальный безлебедочный трейлер для перевозки, что, конечно же, подняло цену морского "Hummer" под 200 тыс. долл. Но, как вы, наверное, догадались, один из первых красавцев уже в мае будет иметь российскую прописку.
Кое-что о рыбалке
В Майами порой казалось, что я брожу по рыболовной выставке, столько вокруг было спиннингов, катушек, блесен, лесок и стаканов для ловли на дорожку. Рыбалкой в Северной Америке увлекаются миллионы, а с такими картами блефовать не принято. Морским "перипетиям" был отведен целый этаж, где можно было даже испытать свои силы в борьбе с марлинами, сидя со спиннингом в специальном кресле. А рыбацкие доспехи примеряли к себе производители корпусов всех родов и мастей.
Даже полипропиленовые штамповки от "Walker Bay" (продано более 50 тыс. лодок за шесть лет ценой от 650 до 3500 долл.) помимо опционных парусов теперь могут оснащаться креплениями для спиннингов.
Вряд ли, конечно, кому-либо удастся побить цену "1802 WA Trophy" с "Mercury 115 EFI". Этот каютный "Bayliner" вместе с трейлером и всем рыболовным оборудованием можно было приобрести прямо тут же за 22 тыс. долл. Хотя мне больше приглянулся "2310 WA Parker", стоивший с 200-сильной "Yamaha" 35 тыс. В его каюте нашлось место и биотуалету, и умывальнику. Ходовая рубка была как бы несколько приподнята над палубой, а что особенно усластило увиденную картину, так это многочисленные релинги, на которых свободно мог бы подтянуться и Василий Алексеев.
Каютных моторок длиной менее 6 м мне обнаружить не удалось, но у фирм, работающих в маломерном сегменте, четко просматривалась тенденция к ярким стилистическим выкрутасам. Это могли быть либо корпусные вычурности (применения кевлара компанией "Action Craft"), профессорская детализация рыболовной направленности ("Cobia"), мудреные килевые наросты ("Dusky"). Известная фирма "Ranger" выдала на гора первый в индустрии камуфлированный джонбот "Banshee" исключительно из стеклопластика. Смотрелось очень элегантно, и под "сороковкой", сами знаете, это будет уже не "джон" и даже не "Казанка".
Среди яхтенных рыболовных корпусов заметно выделялась 54-футовая модель "Hatteras" (производит 60-70 яхт в год от 1.5 до 3.5 млн. долл.). Эта яхта относится к классу "convertible". Тут все продумано до таких мелочей, каких нет и в городских квартирах руководящих персон из "Сибнефти". В мире производится всего несколько сот подобных пятизвездных "превращенцев". На первом месте стоит "Viking" (100), третьим идет "Bertram" (около 40). Как правило, владельцы таких судов имеют на зарплате собственного капитана, а на содержание яхты уходит в год не менее 100 тыс. долл.
О скорости, мыльных пузырях и о том, чего у нас нет
Чего у нас нет, так это быстро монтируемых плавучих доков. В этом году данную продукцию представляли около 10 компаний. Все это были вариации на одну тему — легкоразборные модули из полиэтиленовых сегментов с добавлением специальных бонов для швартовки гидроциклов или катамаранов. Такие доки без проблем складируются на зиму и стоят очень дешево.
Практически нет в России и "понтонов". Здесь были в основном алюминиевые конструкции с обширной прямоугольной палубой, с небольшим кокпитом и мягкими лавками, расположенными по всему периметру. Используются такие катера для озерной рыбалки целой компанией, семейного отдыха или пикников на воде.
В Майми выделялась фирма "Starcraft", выпустившая 15-футовый гибрид с алюминиевыми идеями в голове, но уже из стеклоткани. Он рассчитан на одновременный отдых восьми человек. С 90-сильным "Mercury" и двумя пассажирами этот понтон спокойно за 12 секунд набирает скорость в 30 миль/ч. Стоит диковинный агрегат вместе с мотором всего 14.7 тыс. долл.
Четыре фирмешки пытались заманить публику пластиковыми досками с двигателем внутреннего сгорания. И если Майк Руи, владелец компании "Surfango", китаец по происхождению, честно признался, что содрал 11-сильный движок (150 см3, 19 кг) с какой-то давнишней ямаховской разработки, то представители "Xboard" в качестве двигателя используют 39сильный маздовский (400 см3, роторный), а компания "Jet Boards" похвалялась оригинальной конструкцией собственной разработки (230 см3, 20 кг). Народ клевал отменно — ну кто не захочет, стоя на доске, развить скорость под 35 миль/ч, управляя одним лишь джойстиком!
Но, как выяснилось чуть позднее, этот уникальный (вся система подачи топлива, работа поршня и выхлоп идут не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости) двухтактный 50-сильный с водяным охлаждением двигатель работает не более двух часов, после чего, как минимум, перегревается и требует внимания квалифицированного механика. Набрав авансов, компания не может выполнить даже американские заказы, а многие запчасти новоявленным лавуазье приходится получать из... Украины.
Появился на выставке и агрегат для хождения по воде. Его разработал проживающий ныне в Канаде бывший инженер-электронщик из Москвы Григорий Лехтман. Конструкция представляет собой два надувных баллона, соединенных металлическим каркасом с ручкой для опоры. Ход обеспечивается шаговыми движениями по матерчатой сердцевине, передающий толкательный момент на алюминиевые трубки с ластами на конце. Практическое значение данного "водохода" мне неясно, но ведь так всегда и бывает со всем новым и загадочным.
Ну кто бы мог прежде подумать, что лучшим водно-моторным произведением в 2004 г. в Америке будет признан гидроцикл? Им и стал бомбардьевский "Sea-Doo 3D".