В этом году с 9 по 15 июля в городе Барт (Германия) был проведен чемпионат мира в классе "Zoom8", на котором мне удалось подтвердить достигнутый в прошлом году чемпионский титул. Итак, как это было.
Гонки проходили на вытянутой, достаточно большой, но закрытой акватории, по размерам напоминающей двойную липецкую. Волны большой там не было, как и ветра. По моему мнению, место — практически идеальное для соревнований, поскольку здесь возможен ветер, присущий открытым акваториям, т. е. плавно изменяющийся, и закрытым — с резкими и более сильными сменами направления. В таких условиях, как правило, проявляется стабильность гонщика. Именно это качество (мне кажется, я им обладаю) сыграло мне на руку на этих соревнованиях (чего нельзя сказать о некоторых российских соревнованиях, где, будучи частью маленького флота — не более 10 яхт, — приходится гоняться по премиальной системе подсчета очков и где лучшим считается тот, кто придет первым и третьим, чем дважды вторым).
В Барте в этом году появилось много новых спортсменов, что неудивительно для развивающегося класса. Особенно стоит отметить представителей датской команды: превосходный результат показали юноши, достаточно трудное соперничество оказали и девушки. Датчанка Луиза Кристенсен сражалась со мной за титул чемпионки до последней гонки, но в итоге оказалась второй.
Не побоюсь признаться, но год назад победа далась мне гораздо легче, чем в этом. Дальше легче уж точно не будет. Попробую объяснить. На определенном этапе хождения на яхте лодку начинаешь вести "на чувствах", т. е. отработанная техника ведения лодки (мы сейчас ненадолго оставим остальные факторы, такие как тактика, настройка и т. д.) доходит до автоматизма. Это хорошо, скажете вы. На деле — не совсем. Такую технику очень сложно усовершенствовать: для освоения нововведений требуется очень много времени и усилий. К тому же эти усилия приносят лишь небольшие преимущества. Иными словами, рост профессионализма гонщика сильно замедляется. Здесь важно ни в коем случае не останавливаться на достигнутом, надо постоянно идти вперед, чтобы тебя не обошли новички.
Теперь о самом простом для класса "Zoom8" — о настройке яхты. На этой лодке всего пять веревок, с помощью которых она настраивается. И это включая гика-шкот и гик-оттяжку. Как вы уже поняли, настройка, конечно, имеет значение, но ничтожно малое.
Остается тактика. Что ж, не углубляясь в теорию, скажу, что здесь многое значит опыт. И хотя яхтингом я занимаюсь аж с 1993 г., однако мне еще далеко не все кажется простым и понятным. Я тренируюсь на Финском заливе, а соревноваться приходится на озерах, с их частыми и порой непредсказуемыми изменениями ветра.
Мой секрет, думаю, в том, что я вижу, куда расти, понимаю, над чем необходимо еще поработать.
18 августа закончился чемпионат Европы в классе "Zoom8" (г. Марстранд, Швеция). Здесь я заняла второе место, уступив шведской гонщице Каролине Шрамм, которая на чемпионате мира была шестой. Это соревнование показало, в чем мне надо совершенствоваться. Но в последней гонке я привезла такой отрыв шведке, что та не уложилась в контрольное время (20 мин.). Кто теперь может сказать, что я расслабилась?