Первые испытания подтвердили правильность основополагающих конструкторских решений — об этом, в частности, свидетельствуют и результаты независимого теста "КиЯ" (см. №174) — но для нас не было секретом, что отдельные недостатки можно обнаружить только в ходе длительной эксплуатации. Поэтому мы попросили всех покупателей сообщать нам о выявленных недоработках и за два с лишним года, прошедших со спуска на воду первого серийного катера, накопили немало полезных отзывов — наши катера эксплуатируются не только во многих районах России, но и за рубежом, от холодной Финляндии до жарких Арабских Эмиратов.
Анализ полученных отзывов, а также результаты собственных ресурсных испытаний позволили оперативно внести довольно серьезные изменения не только в серийные катера "Классик" и "Фаворит", но и в находящиеся сейчас в стадии оснащения, доработки и сертификации новые модели — 8-метровый "Гранд-Николь" повышенной комфортности, а также 4.6-метровый "Николь-Спорт", адресованный прежде всего любителям рыбалки.
Перечислим, чем нынешние катера "Николь" отличаются от первых серийных образцов:
1. Все болтовые соединения выполнены из нержавеющей стали.
2. Гайки на внутреннем обрамлении стекла сделаны плоскими — из соображений внешнего вида и безопасности.
3. Кнопки под тент ставятся только на алюминиевые клепки (раньше здесь использовались болты, которые корродировали). Сами кнопки также изготавливаются из нержавеющих материалов.
4. Дистанционное управление на катерах с ПМ перенесено в более удобное место с целью улучшения эргономики.
5. Все деревянные составляющие отделки катера пропитываются специальным раствором, который позволяет длительное время сохранять хороший внешний вид.
6. Привальный брус стал шире, изменен способ его крепления.
7. Заливная горловина бензобака перенесена на кормовую потопчину для более удобной заправки катера и предотвращения попадания бензина внутрь кокпита.
8. Днище корпуса для повышения его ресурса и прочности изготавливается из более пластичного материала АМг-3М толщиной 3 мм (ранее — 2.5 мм).
9. До 1.8 мм увеличена толщина материала бортовых и палубных зашивок (ранее 1.5 мм).
10. За время производства серьезно доработана конструкция внутреннего набора (стрингеры, шпангоуты) с целью улучшения общей прочности конструкции.
11. Установлены дополнительные усиления палубы.
12. Изменена конструкция сидений, применяется иной материал обивки.
13. До 10 мм увеличено сечение прутка из нержавеющей стали, из которого изготавливается носовая рым-скоба.
14. Оклейка планширя ковролином входит в стандартную отделку.
15. Увеличена стойкость и улучшен внешний вид лакокрасочного покрытия за счет применения современных материалов и технологий.
16. Потайные заклепки по днищу заменены на заклепки с чечевицеобразной закладной головкой, что улучшает герметичность соединения и обеспечивает 30-процентное увеличение прочности.
17. Крышки кормовых рундуков и боковых сидений салона установлены на петлях.
18. По желанию клиента палуба оклеивается нескользящим покрытием.
Кроме того, в самое ближайшее время в конструкцию катера планируется внести очередные изменения:
- Для верхней окантовки ветрового стекла будет применяться иной профиль, что улучшит ее внешний вид и прочность.
- Для повышения коррозионной стойкости стальные элементы конструкции корпуса (продольные силовые балки) будут изготавливаться из алюминиевого сплава.
- На транце будет устанавливаться складной трап для купания — разработка его уже закончена.
Коллектив ООО "ТЛС-БИО" совместно с коллективом ЗАО "Саратовский авиационный завод" будет и впредь неуклонно работать над совершенствованием конструкции и технологии изготовления катеров с целью повышения их потребительских качеств.
Алексей Никольников, главный конструктор катеров "Николь", генеральный директор ООО "ТЛС-БИО".
Из потребительских отзывов
Сергей Кузнецов, заведующий водно-спортивной лабораторией Ростовского речного училища, водномоторник с 20-летним стажем:
"Годичный опыт эксплуатации "Николь-Фаворит" доказал правильность моего выбора. Большой плюс — наличие каюты, в которой можно не только укрыться от непогоды в плавании, но и хранить вещи на стоянке, забирать их каждый раз домой необязательно. Легкий выход на глиссирование, хорошая управляемость, мягкий ход по "короткой" речной волне... Под мотором "Johnson-105" с 19-дюймовым винтом вчетвером мы показывали более 70 км/ч. На то, чтобы преодолеть полсотни километров до излюбленного места отдыха ростовчан — азовского побережья, уходит меньше часа.
Катер, конечно, не свободен от мелких недостатков, но отрадно, что конструкторы оперативно реагируют на пожелания и советы потребителей."