«Аквасипед» Сержио Бенацци
На снимке АП — ТАСС вы видите трехколесный педальный «аквасипед», построенный швейцарским изобретателем Сержио Бенацци. Легкие полые колеса-поплавки, изготовленные из стеклопластика, благодаря большому объему способны поддерживать на плаву двух «седоков». На задних колесах отформованы лопасти, являющиеся движителем амфибии на воде.
При движении по суше «аквасипед» идет на резиновых ободах, вмонтированных по окружности поплавков. Как и на обычном велосипеде, переднее колесо является рулевым.
Надувной эллинг
Чтобы выполнить срочный заказ одного из английских яхтсменов, судоверфь «Элефаят» должна была найти помещение для изготовления болвана стеклопластикового корпуса 12-метровой яхты. Проблема заключалась в том, что цеха верфи в это время были заняты, а начинать строительство точной формы под открытым небом в период дождей было рискованно.
Выход из положения нашел Том Ричардсон — один из инженеров верфи. Он предложил использовать полиэтиленовую пленку, которая применяется садоводами для парников. Вскоре подходящая по размерам площадь напротив судоверфи была накрыта пленкой, снабженной на концах торцевыми стенками. В одной из них сделали «дверь» на застежке «молния», а в противоположной установили вентилятор, который нагнетал внутрь получившегося полуцилиндрического эллинга воздух. Благодаря постоянному подпору давления (оно, кстати, невелико) пленка постоянно поддерживалась в надутом состоянии и внутри импровизированного эллинга могли выполняться работы. Расходы на покупку пленки и электроэнергию для привода вентилятора, естественно, оказались намного меньше стоимости строительства любой времянки.
Испытывается новый парусник
Известная всем яхтсменам фирма по изготовлению парусов «Худ Сэйлмэйкер» (США) в прошлом году получила необычный заказ — сшить парус площадью 280 м2 для «Мини Лэйс» — одного из 48 однотипных 83-метровых теплоходов грузоподъемностью 3000 т, совершающих рейсы в Карибском море. Было решено оснастить его вращающейся не поддерживаемой вантами мачтой и провести основательные испытания, которые позволили бы сделать выводы о целесообразности эксплуатации парусно-моторного судна в данном районе.
Мачту установили у кормовой переборки бака и снабдили ее устройством, при помощи которого парус можно наматывать вокруг мачты как для полной уборки, так и для уменьшения площади при усилении ветра. Намотка и выбирание шкотов осуществляются дистанционно из рулевой рубки.
Результаты первых испытаний, проведенных в конце прошлого года, радуют: суммарная экономия за несколько рейсов составила 20% топлива (теплоход имеет два дизеля мощностью по 500 л. с.).
Предполагают, что подобное парусное вооружение будет целесообразно использовать и на рыболовных судах.
Прогулочный флот США
По данным Национальной федерации морской промышленности США, в 1981 г. прогулочный флот этой страны насчитывал 11 830 тыс. малых судов. Из этого общего числа 10 328 тыс. единиц составляли моторные лодки, оснащенные подвесными моторами различной мощности, 965,3 тыс. — парусные яхты, не имеющие вспомогательного двигателя, 417 тыс. — катера, оснащенные стационарными двигателями, и 120 тыс. — малые суда, имеющие вспомогательное вооружение. Кроме того, для туризма и рыбной ловли использовалось около 3 млн. байдарок, каноэ, мелких гребных лодок и других плавучих средств, обычно не подлежащих регистрации.
В 1980 г. около 60 млн. американцев провели свободное время на прогулочных судах. Общая сумма расходов, связанных с различными сторонами существования и деятельности малого флота (приобретение новых судов, двигателей и оборудования, оплата горючего, стоянки и т. п.) составила 8,25 млрд. долларов.
Базирование прогулочного флота осуществляется в 1300 яхт-клубах и на 4550 стоянках-маринах.
Для последних лет характерно снижение спроса на лодки с подвесными моторами: если в 1980 г. было продано 290 тыс. таких судов, то в прошлом году удалось реализовать на 9 тыс. меньше. Однако продажа самих подвесных моторов за 1980—1981 гг. возросла с 315 тыс. до 318 тыс. единиц.
Неизменно повышается спрос на каноэ и байдарки, а также парусные яхты: в прошлом году соответственно было продано 20 тыс. и 73 тыс. судов этих типов.
Бум в производстве парусных досок
На начало текущего года мировое производство парусных досок различных типов достигло 300 тыс. единиц в год. Главным поставщиком их на мировой рынок стала Франция: в 1981 г. отсюда было экспортировано 100 тыс. снарядов. Внутри страны было продано 70 тыс. досок, причем 54 тыс. из них импортированы из ФРГ и Голландии. Крупнейшим производителем досок во Франции является концерн «БИК-Марин», выпускающий снаряды с маркой «Дюфур» и с февраля 1982 г. взявший под контроль производство «Виндгляйдеров, ранее принадлежавшее Фреду Остерману (ФРГ).
На парусных досках через Атлантику
18 января в Кору (Французская Гвиана) завершил Трансатлантический переход протяженностью 4200 км и 37 суток француз Христиан Марти.
Все это время он не покидал «Виндгляйдера», располагаясь на нем даже на ночлег 4 января берегов Гваделупы достиг его соотечественник Фредерик Жиралдн. Для 4800-километрового перехода ему потребовалось 27 дней, однако большую часть ночей он провел на борту сопровождающей яхты.
Рассказ о покорении океана виндсерфистами предполагается опубликовать в следующем номере.