Хочу высказаться по ряду вопросов, касающихся причин, которые сдерживают развитие массовости водно-моторного спорта.
Для начала напомню о том, как проводилась одна из традиционных матчевых встреч, на которой мне пришлось присутствовать. Речь идет о матче городов-героев 1981 г., но недостатки, которые будут отмечены на его примере, типичны для ряда других соревнований.
Для проведения гонок был предоставлен живописный, но глухой пригородный карьер «Бульково», к которому не ходит никакой городской транспорт. Поэтому зрителей, за исключением обслуживающего матч персонала да нескольких пастухов, пасущих вокруг водоема громадные стада совхозных коров, не было. Безусловно, подобная досадная изоляция соревнований неблагоприятно сказалась на настроении спортсменов. Многие из них с сожалением отметили общую тенденцию падения популярности водномоторных гонок; вспоминали матч городов-героев 1976 г., который проводился тоже в Бресте, но на озере Белом, берега которого были буквально усыпаны зрителями.
Почему же в последние годы большинство устроителей и организаторов водно-моторных соревнований склонны отводить место гонок так далеко от жилых массивов? Причина практически одна — чрезмерная шумность гоночных моторов, используемых на скутерах классов OBN и OCN и на глиссерах R1 (в основном двигатель «Вартбург»).
Однако на уже упомянутых соревнованиях, где мне пришлось возглавить техническую комиссию, оказалось, что у всех команд, кроме ленинградской (руководитель засл. тренер РСФСР Е. В. Крашенников), моторы скутеров и глиссеров R1 не имели глушителей, удовлетворяющих действующим Правилам соревнований по водно-моторному спорту. Некоторые суда были оснащены самодельными глушителями, имеющими недостаточные размеры и не снабженными системой впрыска воды в расширительную камеру. На других — была использована (и совершенно безграмотно; особенно это относится к одесской команде, возглавленной тренером м. с. И. М. Пайсом) конструкция глушителей от моторов «Кениг-250», имеющих значительно меньший рабочий объем.
Естественно, что моторы на скутерах имели уровень шума, превышающий нормы, вызывающий отрицательные эмоции у окружающих и вредно отражающийся на здоровье самих гонщиков.
Между тем, еще в 1973 г, СМ СССР принял Постановление «О мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах», а ЦК ДОСААФ и Президиум ФВМС утверждением специальных пунктов и разъяснений Правил категорически запретили использование глушителей, не удовлетворяющих нормам. Тем не менее, работая в 1981 г. в составе технических комиссий многих союзных соревнований, я убедился, что требования, предъявляемые к глушителям, сплошь и рядом нарушаются, несмотря на присутствие представителей Главной технической комиссии ФВМС.
Выходит, что сами спортсмены и тренеры при попустительстве необъективных судей и членов ФВМС СССР виновны в том, что водно-моторные соревнования стали слишком «шумными» и местные власти вежливо просят переносить их куда-нибудь подальше. То, с чем мирились в 60-х годах, сейчас стало категорически неприемлемым, поскольку идет повсеместная борьба с шумом на производстве, в быту и в местах отдыха трудящихся.
Практика борьбы за уменьшение шумности двигателей скутеров и глиссеров на ленинградской спортивной трассе, которая расположена в городской черте и даже в зоне отдыха, показала, что глушители, изготовленные строго в соответствии с требованиями Правил, легко настраиваются в резонанс с двигателями, а при наличии воды в расширительной камере резко падает вредная вибрация, разрушающая двигательную установку; шум ослабевает до уровня, не «режущего» слух.
Кроме того, техкомиссия Ленинградской ФВМС предложила специальную дополнительную насадку к глушителям, выполняющую роль гасителя шума выхлопа. Благодаря насадке шумность двигателя можно сильно снизить даже при его работе на суше.
К слову сказать, «сильно шумящие» классы судов OBN, OCN и R1 с каждым годом становятся все более малочисленными и менее результативными. К примеру, на упомянутом матче в классе OBN из 20 заявленных участников 13 «не стартовали», «не уложились» или «сошли с трассы». В классе OCN из 1В гонщиков 14 не показали результатов, В обоих классах из команды минчан выступало 5 «скутеристов», но только один из них прошел одну гонку из четырех возможных! Севастопольская команда представила трех гонщиков, но никто из них не получил ни одного зачетного очка.
Подобная картина наблюдается из года в год во всех командах и на других соревнованиях. Для оснащения скутеров и содержания спортсменов тратится много средств, результаты же получаются нулевые. Не пора ли отказаться от этих, так называемых, «национальных» классов?
Я принадлежу к старшему поколению спортсменов и энтузиастов водно-моторного спорта и давно убедился, что, кроме чрезмерных затрат, а затем спортивной неудовлетворенности, классы OBN и OCN ничего не приносят. Современные, поистине популярные мотолодки классов SB и SC уже практически превзошли скоростные рубежи скутеров, демонстрируя скорости 70—80 км/ч. Поэтому, на мой взгляд было бы целесообразно сделать классы OBN и OCN незачетными для команд, а количество зачетных мотолодок увеличить. Тем более что в свете новых Правил, которые начинают действовать с 1982 г., мотолодки уже не имеют ограничений по размерам кокпита. Это положительно скажется на их обводах и, следовательно, позволит получить ощутимый прирост скорости.
Наконец, настоящую массовость в классе скутеров можно поддержать, используя моторы формулы «Сток». Практика применения таких моторов в ленинградском СК «Молния» и в некоторых московских клубах в сезоне 1981 г. дала положительные результаты.