Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Яхт-клубы и стоянки
  • 1982 год
  • История Николаевского яхт-клуба
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
История яхт-клуба имени А. Грина
История яхт-клуба Балтийского морского пароходства
История возникновения яхт-клуба «Парус»
Краткая история Клайпедского яхт-клуба
Яхта яхт-клуба ВМФ «Сатурн» совершила рейс вокруг Скандинавии
История первой массовой морской яхты «Л-6»
История тридцатилетней парусной яхты «Варяг»
85-летняя история яхты-ветерана «Утеха»
История развития яхтостроительной фирмы «АРСЕНАЛ»
Яхт-клуб в составе спортивного клуба «Корд» в Балаково
Репортаж из яхт-клуба на Кауно Мариос
Юбилей детской парусной школы яхт-клуба ДСО «Труд»
Ленинградская каравелла «Нева» туристского клуба ЛKBMT
В гостях у ленинградского водно-моторного клуба


История Николаевского яхт-клуба

Год: 1982. Номер журнала «Катера и Яхты»: 95
          0


Яхт-клуб в Николаеве — не только популярное у горожан место отдыха, но и одна из достопримечательностей города. Старинное здание — оно было построено в 1904 г. — обращено фасадом в сторону лимана, с его веранды, как с капитанского мостика, видны курсирующие яхты, уходящие в море суда.

Парусами в нашем городе отдельные любители стали заниматься еще в середине XIX века1, а расположен он в очень удобном для развития водных видов спорта месте, однако создание Общества водного спорта и организация яхт-клуба относятся к концу 80-х годов.

Известно, что 12 августа 1887 г. состоялось первое собрание желающих вступить в члены яхт-клуба. Присутствовало на нем 30 человек. Был обсужден проект Устава, избрано правление. Установленный порядок приема и немалый размер денежных взносов (вступительный — 5 руб., ежегодный — 10 руб.) ограничивали доступ в яхт-клуб простому люду. И действительно — в списке членов мы видим фамилии адмиралов, градоначальника, статских советников и ряда титулованных особ.

22 августа 1888 г. Морское министерство утвердило подготовленный Устав. В его § 1 сформулированы цели нового клуба: «Речной яхт-клуб г. Николаева имеет предметом распространение охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах, а равно и улучшение их постройки. Клуб учреждает гонки судов, устраивает беседы по предметам, относящимся до морского дела, выписывает из-за границы суда и модели их и содержит мастерскую для постройки судов».

Место для яхт-клуба выделили на берегу реки Ингул. Площадку обнесли забором, а затем построили здесь шлюпочный сарай и пристань. Официальное открытие клуба на Ингуле состоялось 7 мая 1889 г. В честь этого события были проведены парусные гонки.

Для заседаний Общества было предоставлено здание бывшего Потемкинского дворца в Спасске (когда-то Потемкин планировал построить здесь Спасско-Никольский мужской монастырь, отсюда и пошло название — Спасск). Удаленность этого здания от гавани вызывала неудобство, поэтому в дальнейшем правление яхт-клуба обратилось к Морскому министерству с просьбой о предоставлении места для размещения всего яхт-клуба там же — в Спасске. Летом 1896 г. такое разрешение было получено.


На новом месте построили пристань и три открытых деревянных павильона, которые постепенно достраивались и со временем превратились в закрытые здания (мастерская, квартира боцмана, небольшой зал).

К 1903 г. число членов клуба возросло до 143, существующее помещение стало тесным. Тогда-то и было принято решение о постройке по проекту члена яхт-клуба николаевского архитектора Л. Л. Родэ каменного здания, которое и поныне служит нашим яхтсменам (хотя уже и нуждается в капитальном ремонте).

Территория яхт-клуба была обнесена металлической оградой, заходить сюда разрешалось только членам яхт-клуба, которых в 1906 г. насчитывалось уже 175. Стоит упомянуть, что денежные средства клуба складывались не только из членских взносов, но и из входной платы, дохода от всевозможных игр, субсидий Морского министерства и других ведомств, пожертвований отдельных лиц.

Яхты в основном покупали в Петербурге или за границей — в Англии, Швеции, Финляндии. В числе самых первых яхт клуба были «Бенджи», «Звонарь», «Мираж». Небольшие спортивные суда, например ботик «Порыв», буера «Тифон» и «Смерч», прогулочная «четверка» «Золушка», начиная с 1895 г. строились в своей мастерской.

Летом 1889 г. в список общественных судов клуба вошла 7-тонная яхта «Адмирал Григорович» (впоследствии «Гражданин»), построенная на Николаевском адмиралтействе по английским чертежам. В 1910—1911 гг. была построена целая серия судов по образцу английской яхты «Бриз», которая находилась на борту парохода, зашедшего в Николаевский порт.

Следующий, 1912 год стал знаменательным. Во-первых, была сооружена большая шлюпочная мастерская с просторным светлым плазом. Во-вторых, в этом году праздновалось 25-летие клуба.

В годы интервенции и гражданской войны николаевский яхтенный флот сильно пострадал: лучшие суда были угнаны за границу, многие потоплены и сожжены.

В 20-х годах на базе яхт-клуба была создана морская база Всевобуча; ее инструкторами стали опытные яхтсмены. На яхтах и шлюпках проводились практические занятия.


С 1924 г. яхт-клубу начали отпускать небольшие средства для текущего ремонта уцелевших мелких судов и на содержание штата. Теперь клуб был широко открыт для всех желающих — а их оказалось много, начался приток рабочей молодежи в парусный спорт. Почти каждое воскресенье на Бугском лимане устраивались гонки; николаевцы регулярно соревновались со своими соседями — одесситами.

В 1926 г. в Николаеве впервые был проведен чемпионат области по парусному спорту; в 1928 г. николаевские яхтсмены И. Буценко и В. Червонооченко впервые участвовали во всесоюзных соревнованиях.

В 1938 г. по инициативе энтузиаста парусного спорта А. Я. Кресса, ректора НКИ, с активным участием студентов были построены яхты «Арктика», «Молния» и «Радуга». Всего в НКИ и мастерских яхт-клуба было построено около 25 судов.

Во время Великой Отечественной войны очень сильно пострадали и само здание яхт-клуба, и его материальная часть. Сразу после освобождения Николаева от оккупантов горком комсомола принял решение восстановить все спортивные сооружения города, в том числе и яхт-клуб. Вскоре николаевцы стали получать суда, построенные на Ленинградской верфи ВЦСПС; большое количество яхт было изготовлено на местных судостроительных заводах. Так, шлюпочной мастерской, организованной в 1946 г. на судостроительном заводе имени 61 коммунара, строились швертботы М20 и килевые яхты Л3 и Л4. Благодаря этому уже в 1947 г. удалось провести в Николаеве первенство страны по парусному спорту.

В следующем году николаевские яхтсмены на 12 судах участвовали во Всесоюзной звездной эстафете; в том же 1948 г. рулевым Е. Ивановой и Ю. Синько, неоднократным чемпионам Украины и призерам первенства страны, было присвоено почетное звание мастеров спорта. Е. Иванова проводила большую учебно-воспитательную работу на детской водной станции, а А. Голайко — на городской водноспортивной станции. Ими были подготовлены такие известные яхтсмены, как Г. Нарынская, В. Воробьева, А, Дегтярь, В. Майдан, Ю. Синько, П, Тараканов и др.

В 1961 г. силами студентов НКИ была построена одна из самых крупных в стране крейсерских яхт — «Антарктика». Под командованием Ю. Синько на ней совершено немало дальних спортивных плаваний, в том числе с заходами в порты социалистических стран. В 1969 г. наши яхты «Волга» и «Южный Буг» совершили интереснейшее плавание в Ульяновск, посвященное 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Многие тысячи морских миль прошли николаевские яхты под руководством опытных яхтенных капитанов — Ф. Голяка, И. Жигомана, Б. Немирова, Ю. Макарова, Ю. Синько, А. Суэцкого и др.


В настоящее время в Николаеве имеется восемь водноспортивных баз, культивирующих парусный спорт и располагающих 300 судами. На них занимается несколько тысяч человек.

Горисполкомом принято решение о полной реконструкции Николаевского яхт-клуба.

Информация об изображенииПодготовка к выходу на воду юных спортсменов
Подготовка к выходу на воду юных спортсменов
 
Наши спортсмены принимают участие в соревнованиях различных рангов, причем добиваются высоких результатов. Например, в розыгрыше Кубка Большого Днепра 1981 г. абсолютным победителем стал экипаж «Лады» во главе с А. Валуйских. Гонки на Малый кубок Черного моря среди четвертьтонников выиграл экипаж «Аиды» во главе с А. Сунруненко. Во всесоюзных гонках на кубок Черного моря С. Яшенко занял призовое место на яхте Л6. В международной Балтийской регате экипаж С. Приймак — Г. Гриценко занял в классе «Торнадо» призовое 2-е место. Такие наши спортсмены, как В. Кривошей, А. Раковский, С. Шуст, входят в состав сборной команды Советского Союза.

С 1952 г. николаевцы проводят всесоюзные соревнования, посвященные памяти лейтенанта П. П. Шмидта.

Большое внимание уделяется воспитанию подрастающей смены. Только в ДЮСПШ Облспорткомитета (на базе яхт-клуба) занимается около 200 ребят. Детский парусный флот насчитывает 60 судов. Смена растет достойная. На розыгрыше юношеского первенства страны 1981 г. в Каунасе 10-летний николаевец Ф. Кузнецов стал чемпионом в классе «Оптимист». В соревнованиях па Хрустальный кубок 12-летний В. Кисель занял в этом же классе 2-с место.

Примечания


1. Говоря о давних парусных традициях г. Николаева, стоит упомянуть и о постройке под наблюдением адмирала М. П. Лазарева яхты «Орианда», которая в 1848 г. совершила переход в Кронштадт и там участвовала в гонке. Экипаж «Орианды» под командованием И. С. Унковского завоевал главный приз — серебряный ковш с надписью: «В морских гонках преуспевающему».


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Сообщения: скука, лошадь, лыжа, адмирал, поклевка, робот...
Путешествовать на виндсерферах можно
Новый вид старта на соревнованиях «Открытые ворота»
Трехмачтовая баркентина «Погория» под польским флагом
Гибель тримарана «Грейт Бритн IV»
Рекорд «Атлантики» вновь перекрыт
Моторная яхта по проекту Ренато Леви
Катамаран из 3000 пивных банок
Реставрируется пароход «Грейт Бритн»
Массовость спорта и техники — из доклада Л. И. Брежнева на XXVI съезде КПСС
Детский виндсерфинг в Сухуми и Батуми
Секция юных яхтсменов в Доме пионеров Зеленоградска
IV Всесоюзная конференция «Проблемы малотоннажного судостроения»
Сообщения: броненосец, якорь, эхолот, рыболов, храбрость...
Интервью с Валерием Усолкиным и Петром Богдановым

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
История Николаевского яхт-клуба

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Гребная лодка «Малютка-2» получила знак качества
Парусному спорту в Архангельске — 70 лет
Парусная туристская секция в сухопутном городе
Фешенебельный туристический крейсер «Корто Мальтези»
Знаки судоходной обстановки на внутренних водных путях
Сообщения: 3 фута, вопрос, канал, клад, почта, коса...
О популярности гонок на скутерах национальных классов
За рубежом: пластик, отпотевание, защитная паста...
Японские яхтсмены прибыли в город Находку
Парусный спорт в Гусь-Хрустальном
Водные походы воткинских машиностроителей
Десятый всесоюзный семинар судей
Леонид Семенович Ремнев — тренер сборной команды СССР по парусному спорту
Гонщику и судье о правиле 60
Олимпийские ветра на Таллинском заливе


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 50 + 33 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории