Парусами в нашем городе отдельные любители стали заниматься еще в середине XIX века1, а расположен он в очень удобном для развития водных видов спорта месте, однако создание Общества водного спорта и организация яхт-клуба относятся к концу 80-х годов.
Известно, что 12 августа 1887 г. состоялось первое собрание желающих вступить в члены яхт-клуба. Присутствовало на нем 30 человек. Был обсужден проект Устава, избрано правление. Установленный порядок приема и немалый размер денежных взносов (вступительный — 5 руб., ежегодный — 10 руб.) ограничивали доступ в яхт-клуб простому люду. И действительно — в списке членов мы видим фамилии адмиралов, градоначальника, статских советников и ряда титулованных особ.
22 августа 1888 г. Морское министерство утвердило подготовленный Устав. В его § 1 сформулированы цели нового клуба: «Речной яхт-клуб г. Николаева имеет предметом распространение охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах, а равно и улучшение их постройки. Клуб учреждает гонки судов, устраивает беседы по предметам, относящимся до морского дела, выписывает из-за границы суда и модели их и содержит мастерскую для постройки судов».
Место для яхт-клуба выделили на берегу реки Ингул. Площадку обнесли забором, а затем построили здесь шлюпочный сарай и пристань. Официальное открытие клуба на Ингуле состоялось 7 мая 1889 г. В честь этого события были проведены парусные гонки.
Для заседаний Общества было предоставлено здание бывшего Потемкинского дворца в Спасске (когда-то Потемкин планировал построить здесь Спасско-Никольский мужской монастырь, отсюда и пошло название — Спасск). Удаленность этого здания от гавани вызывала неудобство, поэтому в дальнейшем правление яхт-клуба обратилось к Морскому министерству с просьбой о предоставлении места для размещения всего яхт-клуба там же — в Спасске. Летом 1896 г. такое разрешение было получено.
На новом месте построили пристань и три открытых деревянных павильона, которые постепенно достраивались и со временем превратились в закрытые здания (мастерская, квартира боцмана, небольшой зал).
К 1903 г. число членов клуба возросло до 143, существующее помещение стало тесным. Тогда-то и было принято решение о постройке по проекту члена яхт-клуба николаевского архитектора Л. Л. Родэ каменного здания, которое и поныне служит нашим яхтсменам (хотя уже и нуждается в капитальном ремонте).
Территория яхт-клуба была обнесена металлической оградой, заходить сюда разрешалось только членам яхт-клуба, которых в 1906 г. насчитывалось уже 175. Стоит упомянуть, что денежные средства клуба складывались не только из членских взносов, но и из входной платы, дохода от всевозможных игр, субсидий Морского министерства и других ведомств, пожертвований отдельных лиц.
Яхты в основном покупали в Петербурге или за границей — в Англии, Швеции, Финляндии. В числе самых первых яхт клуба были «Бенджи», «Звонарь», «Мираж». Небольшие спортивные суда, например ботик «Порыв», буера «Тифон» и «Смерч», прогулочная «четверка» «Золушка», начиная с 1895 г. строились в своей мастерской.
Летом 1889 г. в список общественных судов клуба вошла 7-тонная яхта «Адмирал Григорович» (впоследствии «Гражданин»), построенная на Николаевском адмиралтействе по английским чертежам. В 1910—1911 гг. была построена целая серия судов по образцу английской яхты «Бриз», которая находилась на борту парохода, зашедшего в Николаевский порт.
Следующий, 1912 год стал знаменательным. Во-первых, была сооружена большая шлюпочная мастерская с просторным светлым плазом. Во-вторых, в этом году праздновалось 25-летие клуба.
В годы интервенции и гражданской войны николаевский яхтенный флот сильно пострадал: лучшие суда были угнаны за границу, многие потоплены и сожжены.
В 20-х годах на базе яхт-клуба была создана морская база Всевобуча; ее инструкторами стали опытные яхтсмены. На яхтах и шлюпках проводились практические занятия.
С 1924 г. яхт-клубу начали отпускать небольшие средства для текущего ремонта уцелевших мелких судов и на содержание штата. Теперь клуб был широко открыт для всех желающих — а их оказалось много, начался приток рабочей молодежи в парусный спорт. Почти каждое воскресенье на Бугском лимане устраивались гонки; николаевцы регулярно соревновались со своими соседями — одесситами.
В 1926 г. в Николаеве впервые был проведен чемпионат области по парусному спорту; в 1928 г. николаевские яхтсмены И. Буценко и В. Червонооченко впервые участвовали во всесоюзных соревнованиях.
В 1938 г. по инициативе энтузиаста парусного спорта А. Я. Кресса, ректора НКИ, с активным участием студентов были построены яхты «Арктика», «Молния» и «Радуга». Всего в НКИ и мастерских яхт-клуба было построено около 25 судов.
Во время Великой Отечественной войны очень сильно пострадали и само здание яхт-клуба, и его материальная часть. Сразу после освобождения Николаева от оккупантов горком комсомола принял решение восстановить все спортивные сооружения города, в том числе и яхт-клуб. Вскоре николаевцы стали получать суда, построенные на Ленинградской верфи ВЦСПС; большое количество яхт было изготовлено на местных судостроительных заводах. Так, шлюпочной мастерской, организованной в 1946 г. на судостроительном заводе имени 61 коммунара, строились швертботы М20 и килевые яхты Л3 и Л4. Благодаря этому уже в 1947 г. удалось провести в Николаеве первенство страны по парусному спорту.
В следующем году николаевские яхтсмены на 12 судах участвовали во Всесоюзной звездной эстафете; в том же 1948 г. рулевым Е. Ивановой и Ю. Синько, неоднократным чемпионам Украины и призерам первенства страны, было присвоено почетное звание мастеров спорта. Е. Иванова проводила большую учебно-воспитательную работу на детской водной станции, а А. Голайко — на городской водноспортивной станции. Ими были подготовлены такие известные яхтсмены, как Г. Нарынская, В. Воробьева, А, Дегтярь, В. Майдан, Ю. Синько, П, Тараканов и др.
В 1961 г. силами студентов НКИ была построена одна из самых крупных в стране крейсерских яхт — «Антарктика». Под командованием Ю. Синько на ней совершено немало дальних спортивных плаваний, в том числе с заходами в порты социалистических стран. В 1969 г. наши яхты «Волга» и «Южный Буг» совершили интереснейшее плавание в Ульяновск, посвященное 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Многие тысячи морских миль прошли николаевские яхты под руководством опытных яхтенных капитанов — Ф. Голяка, И. Жигомана, Б. Немирова, Ю. Макарова, Ю. Синько, А. Суэцкого и др.
В настоящее время в Николаеве имеется восемь водноспортивных баз, культивирующих парусный спорт и располагающих 300 судами. На них занимается несколько тысяч человек.
Горисполкомом принято решение о полной реконструкции Николаевского яхт-клуба.
Наши спортсмены принимают участие в соревнованиях различных рангов, причем добиваются высоких результатов. Например, в розыгрыше Кубка Большого Днепра 1981 г. абсолютным победителем стал экипаж «Лады» во главе с А. Валуйских. Гонки на Малый кубок Черного моря среди четвертьтонников выиграл экипаж «Аиды» во главе с А. Сунруненко. Во всесоюзных гонках на кубок Черного моря С. Яшенко занял призовое место на яхте Л6. В международной Балтийской регате экипаж С. Приймак — Г. Гриценко занял в классе «Торнадо» призовое 2-е место. Такие наши спортсмены, как В. Кривошей, А. Раковский, С. Шуст, входят в состав сборной команды Советского Союза.
С 1952 г. николаевцы проводят всесоюзные соревнования, посвященные памяти лейтенанта П. П. Шмидта.
Большое внимание уделяется воспитанию подрастающей смены. Только в ДЮСПШ Облспорткомитета (на базе яхт-клуба) занимается около 200 ребят. Детский парусный флот насчитывает 60 судов. Смена растет достойная. На розыгрыше юношеского первенства страны 1981 г. в Каунасе 10-летний николаевец Ф. Кузнецов стал чемпионом в классе «Оптимист». В соревнованиях па Хрустальный кубок 12-летний В. Кисель занял в этом же классе 2-с место.
Примечания
1. Говоря о давних парусных традициях г. Николаева, стоит упомянуть и о постройке под наблюдением адмирала М. П. Лазарева яхты «Орианда», которая в 1848 г. совершила переход в Кронштадт и там участвовала в гонке. Экипаж «Орианды» под командованием И. С. Унковского завоевал главный приз — серебряный ковш с надписью: «В морских гонках преуспевающему».