1 марта этого года панамское грузовое судно «Буран», шедшее Бискайским заливом из Гданьска в Панаму, приняло сигналы «SOS», посланные аварийной радиостанцией. Терпело бедствие одно из самых совершенных и быстроходных парусных судов — тримаран «Грейт Бритн IV», сконструированный Дереком Келсалом специально для участия известного английского яхтсмена Чея Блита в планировавшейся на 1979 г. кругосветной гонке многокорпусных судов.
Вскоре моряки поднимали с опрокинувшегося вверх дном 24-метрового тримарана на борт «Бурана» двух незадачливых мореплавателей. Ими оказались владелец судна Алан Тююн и Лаура Каннингхэм, совершавшие квалификационный рейс, успешное завершение которого дало бы им право участвовать в гонке через Атлантику с экипажем из двух человек — в так называемой «TWOSTAR-81» (состоявшейся в июне этого года). Ни Алан, ни Лаура не могли толком объяснить, что же произошло. Вероятно, «Грейт Бритн IV» был опрокинут гигантской волной, удар которой совпал с порывом ветра.
Позже дрейфующий вверх дном тримаран пришлось затопить близ испанского берега, чтобы он не представлял опасности для судоходства.
Любопытно, что новому детищу Келсала, которому прочили победы во многих океанских гонках, фатально не везло с самого начала его карьеры. Во-первых, «великая» гонка многокорпусников вокруг света так и не состоялась, поскольку спонсоров этого мероприятия найти не удалось, а участвовать в ней изъявили желание всего лишь несколько яхтсменов. Затем «Грейт Бритн IV» сошел с трассы гонки вокруг Британии (с экипажем из двух человек), проводившейся в 1978 г. В том же году Чей Блит стартовал в «Ромовом рейсе» (из Франции — на Антильские острова), но поломка рулевого устройства заставила его прекратить гонку, едва он отошел от берегов Европы на несколько миль.
Блит собирался купить «Грейт Бритн IV» у его владельца (знаменитый яхтсмен был только шкипером, выступавшим в ответственных соревнованиях), предложив за тримаран 15 тыс. фунтов стерлингов, однако тот продал судно Алану Тююну за 20 тысяч. Тримарану так и не суждено было в очередной раз прославить своего капитана.
А Чей Блит вместе с Робертом Джеймсом — его напарником по неудачной гонке вокруг Британии — одержал победу в «TWOSTAR-81» на новом супертримаране «Бриттани Ферриз Г. Б.» длиной 20 м и водоизмещением всего 6,7 т, построенном из углепластика. Рассказ об этой гонке и наиболее интересных судах, участвовавших в ией, будет опубликован в ближайшем номере сборника.