История фигурного катания начиналась буквально на наших глазах: в 1968 г. оно впервые было введено в программу чемпионата СССР. А всего через десять лет, в 1978 г., мы уже поздравляли советскую чемпионку Европы в этом виде Инессу Потэс. Впечатляющи и следующие шаги к вершине — серия рекордов континента и мира и, наконец, золотая медаль чемпионки мира, завоеванная Натальей Румянцевой. Советская школа фигурного катания сегодня считается ведущей в мире, а это налагает на нас и определенные обязанности «законодателей моды», которые должны иметь свой взгляд на перспективы данного вида воднолыжного спорта.
Эволюцию фигурного катания можно оценить по совершенствованию правил соревнований. В начале 50-х годов список фигур был настолько мал, что на соревнованиях даже самого высокого ранга разрешалось многократное выполнение одних и тех же фигур. Это, естественно, снижало зрелищность программ и побуждало спортсменов к созданию новых фигур, однако от момента создания новой фигуры до ее включения в официальные правила соревнований проходило много времени. Ведь автор фигуры должен был продемонстрировать ее членам Технического комитета ВВЛС, что практически было возможно только на чемпионатах Европы и мира. Судьба новой фигуры целиком зависела от решения членов Технического комитета. Такая процедура сдерживала развитие фигурного катания, порождала у спортсменов своеобразную зависимость от списка фигур, приведенного в правилах.
Правила совершенствовались, одинаковые фигуры были запрещены, однако рост списка фигур, т. е. увеличение числа их разновидностей, происходил очень медленно. Не помогли этому и технические усовершенствования. В настоящее время для утверждения новой фигуры необходимо представить в Технический комитет ее видеозапись и подробное описание по фазам, однако и в этом случае оценка фигуры и ее включение в правила остаются за комитетом. Творчество спортсменов практически никак не стимулируется, а ведь именно оно является источником развития любого вида спорта. В гимнастике, акробатике, фигурном катании на льду спортсмен готовит новый сложный элемент и в нужный момент выполняет его. При равенстве сил, которое обычно имеет место на соревнованиях высокого уровня, именно исполнение новинок зачастую решает судьбу победы. И победа является заслуженной наградой за творчество — и за риск. Такой подход нужен всем: зрителям, тренерам, судьям и в первую очередь — самим спортсменам.
Спорт прогрессирует благодаря усилиям личностей. Зритель, слыша в комментарии о «вертушке» Диомидова, «сальто» Корбут, «прыжке» Цукахара, как бы зримо воспринимает историю гимнастики. В фигурном катании на коньках зритель аплодирует «акселям», «ритбергерам», «кауфманам», «либелам». А творцы воднолыжных фигур известны лишь крайне ограниченному кругу специалистов.
Если взглянуть на отечественные правила соревнований 1968 г., то в таблице оценок, копирующей международные правила, можно насчитать 68 фигур под 24 номерами, причем оценивались только одна прямая и обратная ей фигура на одной и двух лыжах. Уже в этой первой таблице, не содержащей особо сложных фигур, обнаруживается много нелогичных построений. Так, не для всех прямых фигур указаны очевидные обратные; боковое скольжение СР, выполняемое в разные стороны, оценивается одинаково, хотя по сложности это совершенно разные фигуры. Принята равная оценка за прямые и обратные фигуры.
В правилах 1972 г. неправлены одни неверные положения, зато появились другие. Так, у части сложных фигур оценки за вращения в разные стороны приняты различными, а у другой части — одинаковыми. Число оцениваемых фигур уже достигло 104 под 34 номерами. Признаки группировки сохранились прежними: это группа фигур, выполняемых на гладкой воде, и фигуры, выполняемые в прыжке с волны, которые спортсмен может выполнять на одной или двух лыжах. Такие признаки, как перешагивание через трос или удержание фала ногой отдельно не выделялись.
Отсутствие строгой системы привело к тому, что и в дальнейших вариантах правил допускалось много субъективизма и явных ошибок при оценке включаемых в таблицу фигур. Число оцениваемых фигур увеличилось, например, в 1975 г. — до 107, а количество их номеров сохранилось равным 34. В последнем варианте правил мы имеем уже 146 оцениваемых фигур под 41 номером, и хотя оценки за основную и обратную фигуру снова стали одинаковыми, отсутствие логики проявляется еще более контрастно. Совершенно различные фигуры 540° Л-С и 720° Л-Л с перешагиванием стоят под одним номером. Большинство фигур, выполняемых на одной лыже в прыжке с волны, «стоят» дороже, чем аналогичные фигуры на двух лыжах, а начиная с поворота 720° Л-Л и С-С их цена становится одинаковой. Перечисление ошибок и нелогичных положений заняло бы более страницы!
Но страшны даже не эти ошибки, а то, что сложившаяся система оценок нацеливает спортсмена на выполнение возможно большего количества фигур, часто в ущерб их сложности и зрелищности. Средний зритель уже мало понимает программы, насыщенные непрерывными вращениями однотипного характера. Неудивительно, что на глазах утрачивается интерес зрителей к фигурному катанию вообще.
Для выхода из назревающей критической ситуации необходимы радикальные меры. Как подсказывает опыт других видов спорта, одна из них — разрешение исполнять на соревнованиях любые новые фигуры. При этом возникает проблема создания такой «открытой» таблицы фигур, по которой любая еще не исполнявшаяся фигура получила бы однозначную оценку.
Предлагаемая нами (и находящаяся на рассмотрении Технического комитета) система оценки фигур представляет ряд правил, позволяющих быстро рассчитать «стоимость» любой новой фигуры. При этом вводится понятие «класса элементов» — основных составных частей любой фигуры.
Произвольная фигура может включать не более трех классов элементов: класс «повороты», включающий произвольное число поворотов на 180° вокруг вертикальной оси; «перешагивания», характеризующий произвольное число оборотов иа 360° вокруг горизонтальной оси.
Все остальные признаки, характеризующие исполняемую фигуру, отнесем к «способам ее исполнения», которые включают: количество лыж (две или одна); способ удержания троса (руками или ногой — СР); связь с водой во время выполнения фигуры (в прыжке с волны или на гладкой воде); исходное положение (лицом или спиной вперед). Конечное положение вводить не нужно, так как оно однозначно определяется исполняемым элементом.
Выбранная комбинация некоторого числа элементов заданных классов и набор способов их исполнения дают однозначное определение любой фигуры. Например, фигура ~360° S Л-Л включает элементы двух классов: два поворота на 180° плюс одно перешагивание, и выполняется, к примеру, на одной лыже, держась руками за фал, в прыжке с волны из передней стойки, т. е. лицом к катеру.
Предлагаемая система представляется полной и непротиворечивой.
Для оценки фигуры необходимо каждому элементу дать «базовую стоимость» в очках Б, причем допустимы следующие базовые оценки: Бп — цена поворота на 180°; Бб — цена перешагивания босой ногой, без лыжи; Бл — цена перешагивания маховой ногой с лыжей; Бо — цена перешагивания опорной ногой с лыжей.
Базовая оценка фигуры представляет собой взвешенную сумму перечисленных составляющих, причем в качестве «весов» принимаются: для Бп — число поворотов на 180° Р и число используемых лыж Л; для Бб — количество перешагиваний босой ногой S; для Бл — число перешагиваний маховой ногой с лыжей М; для Бо — число перешагиваний опорной ногой с лыжей Н.
Таким образом, суммарная базовая оценка фигуры имеет вид:
Для числовых расчетов введем ряд ограничений:
— если Л = 1, то М = 0 и, кроме того, Кл != 0;
— если Л = 2, то S = 0, Кл = 0;
— если Кср = 0, то S = 0, М = 0, Л = 1;
— если Р > 2, то Н = 0;
— если Р > 3, то S = 0, М = 0, и, кроме того, S·М = 0.
Введенные выше обозначения А представляют собой коэффициенты, используемые для оценки способа выполнения фигуры и ее сложности. Будем использовать следующие коэффициенты: Кк — комплексности, который дается за фигуру, содержащую два и более элемента, например, повороты и перешагивания; Кс — сложности, зависящий от числа элементов, используемых в фигуре; Кv — за фигуры, выполняемые в прыжке с волны; Кл — за фигуры, выполняемые на одной лыже; Кср — коэффициент за фигуры, выполняемые с фалом, удерживаемым на ноге (СР).
Сумма указанных коэффициентов составляет коэффициент фигуры
Итоговая «стоимость» фигуры равна произведению суммарной базовой оценки на ее коэффициент:
Конкретные численные значения базовых оценок и коэффициентов могут быть получены после перебора (с помощью ЭВМ) в широких пределах параметров Бi и Кj и исключения нелогичных (например, уменьшение «стоимости» фигуры при росте ее сложности) или неудовлетворительных (например, слишком медленный или слишком быстрый рост «стоимости» фигур) результатов. Можно предположить, что во всех вариантах получится непропорционально большая «стоимость» многократных гладких поворотов. Поскольку нового качества такие повороты не дают и являются лишь механической суммой элементарных поворотов, предлагается ввести для них правило остановки: засчитывать остановку в каждой фазе фигуры, где она возможна, независимо от непрерывности исполнения.
Таким образом, таблица фигур становится открытой — заранее можно определить стоимость любой задуманной фигуры. Введение системы базовых оценок и коэффициентов вместо существующих таблиц с фиксированными оценками за фигуру в целом позволит спортсменам планировать подготовку новых, более сложных программ, зная заранее их «стоимость». Спортсмены будут набирать очки не скоростью исполнения, а за счет изобретательности и разносторонности, создавая и испытывая новые «дорогие» фигуры. Будет побеждать действительно сильнейший, думающий и умеющий спортсмен.
Ввиду неограниченного количества возможных фигур отпадет необходимость в обратных фигурах, их можно будет упразднить. Это сразу обогатит программы, сделает их намного интереснее и для зрителей.
Уже в настоящее время можно надеяться на появление в «открытой» таблице новых геликоптеров Миненка и Важника, закруток Румянцевой и Потэс, а также «именных» фигур других наших сильнейших фнгуристов-воднолыжников.
Предложенные система оценок, правило остановок и отмена реверсных фигур, естественно, не исчерпывают полностью всех проблем фигурного катания на современном этапе, но являются главной и самой злободневной частью этих проблем.