- Рыбинского водохранилища (в №54);
- Горьковского водохранилища (в №67);
- от Горьковского до Куйбышевского водохранилища (в №74);
- от Казани до Октябрьска (в №80);
- от Октябрьска до сел. Нижняя Добринка (в №86).
Общая протяженность этого участка — 720 км. Верхнюю, озерную его часть (до Волгограда) занимает Волгоградское водохранилище; от Волгограда до Астрахани простирается участок Нижней Волги.
Озерная часть Волгоградского водохранилища представляет цепь плесов шириной до 9—11 км. Левый берег здесь равнинный, пологий, покрытый луговой растительностью и кустарником. Правый берег, как и на всем протяжении Волги, высокий, крутой, местами обрывистый; растительности на нем мало. Берега водохранилища, особенно его озерной части, размываются воздействием ветровых волн и обрушиваются, что нужно иметь в виду при выборе стоянки.
Здесь много убежищ и укрытий, образовавшихся в период наполнения водохранилища в результате затопления глубоких оврагов и речных долин.
Нижняя Волга протекает по Прикаспийской низменности. Берега почти на всем протяжении низкие, пойменные. При высоком паводке пойма затопляется местами на 30 км, что значительно усложняет в это время судоходную ориентировку. Крупных притоков мало, но много судоходных рукавов и проток (ериков).
В районе Волгограда на левом берегу расположен вход в рукав Ах-туба, протекающий параллельно левому берегу Волги и впадающий непосредственно в Каспийское море.
На расстоянии около 20 км ниже Волгограда расположен вход в Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина, соединяющий Волгу с Азовским морем.
В навигационный период в озерной части Волгоградского водохранилища господствуют северные и северо-восточные ветры силой до 3 баллов. Штормовые ветры, достигающие 9 баллов, наблюдаются редко (главным образом, поздней осенью и ранней весной). Наибольшую опасность представляют ветры, дующие вдоль озерной части водохранилища, так называемые «продольные» ветры: северные, северо-восточные и южные, юго-западные. Сильные ветры этих направлений могут разводить волнение, при котором высота полны на широких плесах достигает 3 м.
Так, в районе города Камышин, северо-восточный ветер силой 8 баллов разводит волны высотой 2,5 м, а у селения Горноводяное их высота достигает 2,7 м.
Волгоградское водохранилище — наиболее неспокойное из всех волжских водохранилищ. Волны высотой около 1 м наблюдаются здесь в среднем 15—18 дней за навигацию. Когда дуют упомянутые выше продольные ветры, малым судам целесообразно воспользоваться зоной затишья, которая располагается под высоким правым берегом.
На Нижней Волге преобладающими являются северо-западные, западные и юго-восточные, восточные ветры. Сила этих ветров обычно не превышает 3—4 баллов. Штормовые ветры дуют очень редко и главным образом поздней осенью.
На рассматриваемом участке от Нижней Добринки до Астрахани туманы наиболее часты в октябре и ноябре; в течение каждого из этих месяцев бывает от 4 до 9 дней с туманом.
В озерной части Волгоградского водохранилища скорость течения зависит от уровня воды и уменьшается по мере продвижения к Волгограду. В период межени при средних гидрологических условиях скорость течения составляет 1—3 км/ч. На Нижней Волге скорость течении немного увеличивается и также зависит от уровня воды. При уровне на 3—4 м выше обычного скорость течения увеличивается до 3—4 км/ч.
Волгоградское водохранилище замерзает в начале декабря, а очищается ото льда в конце апреля. Нижняя Волга замерзает немного позднее — в середине декабря, а очищается от льда раньше — в начале апреля.
На берегах расположены речные порты Камышин, Волжский, Волгоград и Астрахань. Здесь можно получить необходимую информацию о состоянии водного пути и навигационного ограждения. Судоводителям маломерного флота и туристских судов навигационная информация передается, как правило, устно. Гидрометеорологическую информацию в виде радиобюллетеней по Волгоградскому водохранилищу передают радиостанции «Саратов» и «Волжский».
Помещенная на вкладке туристская карта-схема может служить обзорно-справочным пособием для судоводителей-любителей. На карте-схеме крупным пунктиром показан основной судовой ход, а мелким пунктиром — дополнительные судовые ходы. Как основной, так и дополнительные судовые ходы предназначены для транспортного флота. Туристские малые суда идут, придерживаясь кромки судоходной полосы и ориентируясь по знакам навигационного ограждения. Если позволяют глубины, эти суда должны уходить за кромку судового хода, чтобы не препятствовать движению и маневрированию транспортных судов. Глубины на судовых ходах — 5 м и выше. Основной судовой ход огражден буями по латеральной системе и береговыми створными знаками. На левой стороне судового хода стоят черные буи, на правой — красные.
Наиболее сложными для судоходства участками являются районы портов Волгоград и Астрахань, где наблюдается интенсивное движение судов всех типов. По гидрометеорологическим условиям наибольшую сложность представляет плавание через Волгоградское водохранилище. При ухудшении погоды маломерным судам следует уходить в убежища и укрытия, показанные на карте-схеме; выбор того или иного убежища или укрытия зависит от направлении ветра и волнения.
При плавании от селения Нижняя Добринка до Астрахани необходимо руководствоваться «Местными правилами плавания судов и плотов в Волжском бассейне» последнего года издания.
В соответствии с этими правилами:
- на акватории рейдов, каналов, портов и пристаней скорость судов не должна превышать 12 км/ч;
- запрещается подходить к водосливным плотинам на расстояние ближе 500 м;
- пропуск туристских и маломерных судов через шлюзы производится при помощи буксировки; нахождение людей на этих судах во время шлюзования запрещается.