Как сообщил редакции начальник флота «Мурманрыбвода» тов. Н. В. Онацкий, при спасении яхтсмена Антонио Чиатто рыбоохранным судном «Умбрина» (капитан А. П. Макаров) особенно отличились старпом Н. Н. Демьянченко, старший механик А. С. Веселов, нач-к радиостанции Ю. Ф. Чигрини матрос А. П. Судариков
Десятого июля прошлого года советское рыбоохранное судно «Умбрина» следовало своим курсом в Атлантике. Стоял ясный солнечный день. Вахтенный помощник капитана едва успел нанести на карту координаты места — 41°47' с. ш. и 55°31' з. д., когда с мостика был замечен американский патрульный самолет, кружащий над одним и тем же местом в океане. Вскоре с самолетом установили радиосвязь и выяснили, что пилот обнаружил перевернутый вверх днищем тримаран, на котором находится человек. Взяв курс на две дымовые шашки, сброшенные с самолета над местом аварии, «Умбрина» поспешила на помощь.
В нескольких кабельтовых от этого места с «Умбрины» был спущен катер и через несколько минут незадачливый мореход уже стоял на палубе судна. Впрочем, стоял он на ней буквально несколько секунд: видимо, от перенесенных лишений ноги яхтсмена подкосились и он рухнул бы на палубу, если бы его не поддержали заботливые руки моряков. Они помогли незнакомцу снять непромоканец и проводили в каюту. От предложенной для подкрепления сил рюмки водки он отказался, но сигарету и чашку кофе принял с благодарностью. Затем он уснул.
Тем временем «Умбрина» подошла к опрокинутому тримарану и на него завели бакштов.
Часа через полтора яхтсмен проснулся и рассказал морякам свою историю. Потерпевшим аварию оказался 28-летний итальянец Антонио Чиатто, инженер небольшой судоверфи «Маттиа и Цеццо» в Милане, на которой и был построен 11-метровый тримаран «Маттиа-Т11», выбранный Чиатто для участия в гонке ОСТАР-80. Антонио не был новичком в парусном спорте: он прошел не одну тысячу миль в открытом океане и Средиземном море, дважды участвовал в Фастнетских гонках, а также в кругосветной гонке 1977 г. яхт с полными экипажами (см. сборник №75). Прежде чем отправиться на старт Трансатлантической гонки в Плимут, Чиатто испытал свой тримаран в плавании по Адриатике.
Тридцатый день гонки ОСТАР, в который случилась авария, застал итальянского яхтсмена в 540 милях от заветного финишного створа в Ньюпорте. Не переставая дул сильный юго-восточный ветер. Небо было сплошь покрыто рваными тучами, шел дождь. Поверх необычно длинных волн стали образовываться новые — более короткие и высокие. Несколько волн высотой около 6 м тяжело перевалили через борт тримарана, оставляя всякий раз в кокпите полуметровый слой воды.
К вечеру ветер усилился до 8—9 баллов. Надвигался суровый шторм, какими славится Северная Атлантика. Антонио убрал штормовой стаксель и взял рифы на гроте, переместил на наветренный борт и закрепил здесь в качестве балласта запасное имущество, пластмассовые контейнеры с провизией и все, что было тяжелого под руками. Попытка немного привести тримаран к ветру оказалась рискованной: яхту сильно ударило о встречную волну.
В 22.00 Антонио, как обычно установил по радиолюбительской рации связь со своими друзьями в Милане. Они сообщили, что судя по метеосводкам, ожидать скорого улучшения погоды в этом районе океана не приходится. «Надо предупредить их, чтобы начали организацию поисков, если в течение следующих суток я не выйду на связь»,— подумал Чиатто, и в ту же секунду палуба ушла у него из-под ног. В сознании промелькнула мысль: «Маттиа» перевернулась»...
После того, как яхта была перевернута огромной волной, а капитан, выбравшись из рубки, вынырнул на поверхность, он сразу пробрался к месту, где хранился мешок с аварийно-спасательным имуществом и спасательный плот. Привязав мешок к шверту на длинном шнуре, он попытался отцепить плот, который теперь находился под водой. Однако сделать это так и не удалось. Тогда Антонио обвязал вокруг шверта несколько концов и стал устраиваться, чтобы провести ночь с возможно большим комфортом.
Через несколько минут, вспомнив о запасе воды и пищи, сигнальных ракетах, инструментах, водолазном снаряжении и прочем, яхтсмен потянул за шнур, однако мешок был пуст. На следующий день Антонио все же удалось отцепить плот. Теперь кроме спасательного жилета, ножа и фонаря в его распоряжении было еще 7 литров пресной воды из НЗ спасательного плота. Понимая, что этой воды хватит не надолго, он стал собирать дождевую воду в капюшон своей куртки. Чтобы не обморозить ноги, больше всего страдающие от холода, яхтсмен отрезал рукава непромоканца и сделал себе нечто, напоминающее носки. Несколько раз он видел проходящие вдалеке суда, но с них не заметили терпящего бедствие яхтсмена. Только на четвертый день, забывшись коротким сном, он услышал над головой рокот моторов самолета и стал размахивать красной курткой...
Итак, капитан тримарана «Маттиа» был спасен. Теперь обсуждался план работ по спасению его судна. Проблема состояла в том, что грузоподъемность грузовой стрелы «Умбрины» была ограничена одной тонной, в то время как «Маттиа», даже без учета воды, которая наверняка набралась в ее корпус и боковые поплавки, весила не менее трех тонн, так что одной стрелой перевернуть тримаран в его нормальное положение было невозможно.
Оставшийся световой день был проведен в безуспешных попытках поставить тримаран на киль. Некоторое время работами пытался руководить с мостика сам Антонио Чиатто, координируя действия моряков, однако вновь почувствовав себя плохо, он вынужден был спуститься в каюту.
Утро, как в сказке, оказалось мудренее вечера — появился новый, более совершенный план спасения яхты. Решено было опуститься под воду и поднять на поверхность один из фалов, идущих от топа мачты. Соединив его со стропом грузовой стрелы, моряки рассчитывали использовать мачту как длинный рычаг, т. е. при ее помощи если не перевернуть тримаран, то по крайней мере поставить в такое положение, чтобы мачта оказалась горизонтальной. Закрепив трос на выступившем из воды поплавке и потянув его катером, можно было бы создать дополнительный вращающий момент и поставить тримаран на киль.
Главную роль в осуществлении этого плана капитан «Маттии» взял на себя. Однако уже первое его погружение разочаровало: от мачты не осталось и следа. Холод и озноб вынудили Антонио вновь удалиться в свою каюту, чтобы принять горячий душ. Что же касается экипажа «Умбрины», то он продолжал работы по спасению тримарана с неослабевающим упорством.
Следующий проект был логическим продолжением первого. К обоим поплавкам моряки прикрепили по тросу. Тот, что шел от внешнего по отношению к судну поплавка, заложили за гак шкентеля стрелы. Второй трос пропустили снизу под корпусом тримарана и подали на буксирные кнехты катера. При одновременной работе стрелы и тяге катера должен был создаться достаточный момент пары сил, который, казалось, мог бы поставить тримаран на ровный киль. Однако прочность тросов оказалась недостаточной — оба оборвались.
За обедом обсуждался новый план. На этот раз решили тримаран перешвартовать к носу судна, новые тросы пропустить вокруг дальнего поплавка и завести на якорную лебедку. Когда лебедка заработала, «Умбрина» дала малый ход назад (порядка 0,5 уз). «Маттиа» медленно, как бы нехотя, стала переворачиваться; наконец, она вернулась в свое первоначальное положение, — но в каком виде! Небольшой обломок мачты болтался на обрывках такелажа, крышки люков и дверь в рубку были сорваны. В палубе близ пяртнерса зияла огромная пробоина, почти от борта до борта обнажившая переборку с болтавшимися на ней кусками стекпопластиковой обшивки. Картину разгрома дополняла куча из парусов и обрывков снастей, свисающая с палубы в воду.
Плавучести яхты оказалось явно недостаточно, чтобы ее можно было буксировать до ближайшего порта. Палуба основного корпуса выступала над водой всего на 10—15 см, а правый поплавок был вовсе погружен в воду.
Через несколько минут заработала судовая помпа, выкачивая воду из корпуса тримарана, но она с поразительной быстротой продолжала заполнять судно через какие-то щели. Всем, включая и самого Антонио Чиатто, стало ясно, что предотвратить гибель «Маттии» невозможно, однако ее все же взяли на длинный буксир и потащили малым ходом в сторону Галифакса (Канада). Оставалась лишь последняя надежда на то, что часть воды в соответствии с законами гидромеханики выльется из корпуса на ходу тримарана.
Через два часа, когда сгустились сумерки и ветер, принесший туман и дождь, вновь усилился до 5 баллов, буксирный конец оборвался. К этому времени «Маттиа» была почти полностью погружена в воду, над поверхностью выступала только часть левого поплавка. И хотя шансов на спасение яхты теперь уже не оставалось никаких, «Умбрина» сделала еще несколько кругов вокруг тонущего судна, пока оно совсем не скрылось под водой. Так тримаран «Маттиа-Т11», построенный в 1979 г. в Милане в качестве головного для серийной постройки, прекратил свое существование.
В Галифаксе Антонио Чиатто сердечно попрощался с командой советского судна. А через несколько часов «Умбрина» вновь отмеряла морские мили северной Атлантики.