Энергетический кризис и прогулочный флот
Департамент энергетики США в поисках путей экономии топлива решил ограничить использование малых моторных судов для целей отдыха и спорта. В середине прошлого года специалисты департамента высчитали, что на нужды малого прогулочного флота расходуется более 3% всего горючего, потребляемого в стране. Был предложен ряд мер по ограничению эксплуатации прогулочных моторных лодок и катеров, ограничению снабжения горючим береговых заправочных станций и т. п.
Все это вызвало немедленную реакцию в малом судостроении и на лодочном рынке. Резко сократилось количество заказов на мощные катера. Списки банкротов пополнились названиями десятков мелких компаний по производству и продаже мотолодок.
Представители Ассоциации лодочной и моторостроительной промышленности (BIA) совместно с общественными организациями объединяющими владельцев малых судов, сумели доказать, что расчеты Департамента энергетики ошибочны и на самом деле прогулочный флот США, насчитывающий более 8 млн. мотолодок, катеров и яхт, расходует лишь около 0,5% национального потребления горючего. В департамент поступило свыше 20 тысяч писем от различных организаций и частных лиц, выражающих протест против готовящихся законопроектов. Это, а также многочисленные публичные выступления с критикой предлагаемых мер, заставили федеральные власти приостановить реализацию планов, губительных для развитой в США индустрии отдыха на воде.
Водопад закрыт
Сотни и тысячи лет с ревом обрушивается со скального уступа знаменитый Ниагарский водопад. И мало кто знает, что однажды он «останавливался» почти на 30 часов.
Ночью 29 марта 1848 г. жители городка Ниагара-Фолс проснулись от непривычной тишины. Люди, прибежавшие к Ниагаре с факелами и фонарями, увидели обнажившиеся скалы — воды не было. К утру церкви наполнились молящимися, речь явно шла о приближении конца мира. А через сутки вода «снова пошла».
Оказывается, сильный ветер сдвинул лед на озере Эри и тысячи тонн льда забили исток реки.
Что такое «не везет»
Прозвище «Капитан Беда» 51-летний Билл Смит получил после рейса на траулере «Дорис» из Шотландии в Норфолк, уже ставшего теперь классическим анекдотом. Во-первых, он умудрился сесть на мель там, где никто и никогда на мель не садился; после того как его сняли, выведенный из равновесия незадачливый капитан столкнулся последовательно — с парусником, рыболовным судном и двумя каботажными пароходами, затем протаранил тримаран и в довершение всего вылетел на мол в порту назначения.
Новая неудача постигла самого популярного из британских капитанов во время отпускного «семейного» плавания — на пути в Австралию с женой, сыном, собакой и множеством кошек на борту. Не раз побывавший в ремонте траулер плотно сел на мель.
Новый вариант хобби
Попадись ленинградцу Н. Мухину узел, завязанный, по преданию, его изобретателем — фригийским царем Гордием, он не стал бы его перерубать, как Александр Македонский, а непременно попытался бы развязать. Первым делом — внес бы в свою коллекцию, включающую 500 морских, пожарных, альпинистских и прочих узлов. Открывается «веревочная энциклопедия» узловым счетом и письмом древних инков, когда каждому понятию и цифре соответствовал определенный узелок. Необычное хобби не раз помогало Н. Мухину — эксперту-криминалисту по профессии. Оказывается, по узлам можно узнать, завязывал ли его человек стоя или сидя, наспех или не спеша. Некоторые из них, подобно почерку, передают характер завязавшего.
Несчастье помогло
Швейцарец Эрнст Клаар решил совершить кругосветное плавание под парусами с женой и тремя детьми. Все сбережения ушли на постройку и снаряжение джонки, однако Эрнст не отступал перед трудностями и в конце концов вывел свой парусник из Базеля по системе каналов и рек к Ла-Маншу, а там уже и в открытый океан. Сначала все шло хорошо. Неудача постигла семейство Клааров, когда они покинули Бангкок: джонка дала течь. Кое-как добрались до Сейшельских островов. Здесь выяснилось, что ремонт корпусу требуется капитальный и дорогостоящий. Пришлось Клаару переквалифицироваться в ловца жемчуга, однако заработок его оказался таким, что надежд на скорое отплытие не было.
А дальше — как в сказке. Ныряя там, где «кадровые» ловцы не ныряют, он обнаружил пиратский корабль с драгоценностями на борту, затонувший в далекие времена. Вне себя от счастья, ныряльщик поднял груз, сдал его властям, получил соответствующий процент, починил джонку и снова двинулся в путь уже состоятельным человеком. В родной Базель семья путешественников вернулась через... шесть лет после отплытия.
К вопросу о сокровищах
Английские археологи обнаружили судно, затонувшее 2200 лет назад у западного берега Сицилии. Среди поднятого груза оказались два сосуда с каким-то веществом черного цвета. Лабораторные исследования показали: без сомнения, это — гашиш, причем законсервированный так хорошо, что не потерял своих свойств...
Новинки гидротехники
В Осаке сооружение 400-метровой стенки вдоль берега ведется совершенно необычным методом. В связи с резким сокращением объема заказов на супертанкеры, готовые секции корпусов, которые предполагалось сдать в металлолом, укладывают на дно — в одну линию; их заполняют песком и щебнем, а пространство между стенкой-преградой и берегом — отходами и мусором.
Из подручных материалов
Приличные герои морских романов, потерпев крушение, первым делом собирали обломки и строили плот.
Один из скалистых островков у западного побережья Ирландии примечателен тем, что все до единого дома местных жителей построены из деревянных частей судов, потерпевших кораблекрушение. Самый старый дом поселка построен из обломков британского фрегата, налетевшего на риф еще в 1740 г.
Не по карману королям
Один из самых богатых в мире людей арабский миллиардер Аднан Кашогги построил яхту. В ней около 50 роскошных кают и залов, включая кинозал, бальный зал, дискотеку и... великолепно оснащенную операционную (у владельца больное сердце, и он опасается, что во время путешествия может понадобиться операция; разумеется, путешествует с ним штат врачей). Яхту миллиардера недавно осматривала королева одной из стран Европы. Хозяин пригласил ее принять участие в ближайшем рейсе. Королева вежливо отказалась. Позже она призналась, что чувствовала бы себя на борту как бедная родственница. Больше всего ошеломило ее то, что огромные буквы на бортах, составляющие название яхты — «Набила», сделаны из чистого золота.
Недогадливый судак
Слесарь Калининградского морского торгового порта Н. Ф. вел в заливе подледный лов рыбы. В тот день ему везло, он несколько увлекся. Надеясь скрыть от приближающегося рыбинспектора выловленного сверх нормы великолепного судака, он спрятал его под меховую куртку. Замерзшая рыба поначалу не подавала признаков жизни, и браконьер считал, что все обошлось. Однако судак отогрелся раньше, чем отошел инспектор, и начал не вовремя шевелить колючими плавниками...
Компьютер-будильник-глубиномер
Американские специалисты создали прибор (масса 1 кг), непрерывно информирующий водолаза-аквалангиста о глубине, продолжительности и остающемся безопасном времени погружения (рабочая глубина — 75 м). В его память заложены также и таблицы декомпрессии. Если водолаз поднимается со скоростью выше допустимой — 18 м/мин, прибор предупреждает об опасности.
Секрет смелости
Начиная с 1971 г. зарегистрировано бесследное исчезновение в Карибском море свыше 600 прогулочно-туристских судов. Их владельцы объясняют это самыми разными причинами, но ни один из них не упоминает о захвате судна вооруженными лицами. А вот американские газеты сообщают, что большинство пропавших яхт сменило владельцев и поныне используются для перевозок контрабанды (например, наркотиков с колумбийского п-ва Гуахира в США). Активность морских пиратов растет, но власти особых мер не предпринимают, поскольку официально никто ни на кого не нападал и пострадавших нет.
Разгадка пиратской безнаказанности проста: страховые общества не возмещают убытки, если судно пропало в результате захвата пиратами, потерпевшие вынуждены «изобретать» какие-то иные обстоятельства исчезновения своего судна, иначе им страховки не получить.
Парусный спорт и нелегальный Толстой
Читая книгу В, Ф. Булгакова «О Толстом», я обнаружил интересные для меня, яхтенного рулевого I класса, и, думаю, для многих читателей воспоминания о друге Льва Николаевича — Николае Евгеньевиче Фельтоне (1884—1940).
Н, Е. Фельтон занимался издательскими делами, а кроме того, еще и распространением запрещенных сочинений Толстого в России. Будучи яхтсменом, он широко использовал свою яхту для доставки контрабандным путем печатаемых где-то в Финляндии нелегальных брошюр Толстого.
Цитирую по книге: «Выезжая на яхте в море, будто бы для прогулки,, он в незаметном месте причаливал к финскому берегу и грузил на яхту заранее припасенные тюки с книгами. Искусным образом устроив книги под палубой так, чтобы их не замочило волнами и чтобы с первого взгляда нельзя было обнаружить присутствие их на яхте, наш смельчак плыл затем обратно в «русские воды». Делать все это надо было аккуратно и осмотрительно, потому что катера пограничных властей следили за всеми подозрительными передвижениями по заливу даже самых мелких суденышек и, в случае необходимости, кидались за ними в погоню, останавливали и обыскивали».
Булгаков рассказывает, как однажды пограничный катер заподозрил в контрабанде яхту Фельтона и пустился ее догонять. «Был сильный ветер, море волновалось. Яхта действительно нагружена была «нелегальщиной». И только искусство спортсмена позволило ему улизнуть от преследования».
В своих воспоминаниях В. Ф. Булгаков недоумевает, как единомышленник Толстого, учение которого призывало к труду, опрощению, мог в то же время состоять членом яхт-клуба, являющегося «приютом аристократии и богачей». Вероятно, автор не подозревал, что парусный спорт — это прежде всего труд. Аристократы, которые труд не очень-то любили, в яхт-клубах только числились, их выходы в море были эпизодическими, тогда как Фельтон ходил в море очень часто и был настоящим яхтсменом.
В последние годы жизни Николай Евгеньевич работал редактором журнала «Эпроновец» в Ленинграде».
Тревожные сутки «Золотой Лани»
«Золотая Лань» — точная копия знаменитого корабля Фрэнсиса Дрейка, 12 июля 1980 г. завершила кругосветный вояж и была поставлена в док в Плимуте.
При отливе, вероятно, произошло неожиданное смещение ила под днищем и парусник начал заваливаться на правый борт. Несколько швартовов, рассчитанных на многотонную разрывную нагрузку, лопнуло; другие, натянувшись как струны, едва удерживали сильно накренившийся корабль.
Экипаж провел бессонные сутки в борьбе за спасение уникального судна. Местные пожарники перебросили к доку мощные насосы, чтобы откачивать воду из трюмов. Была организована и специальная спасательная партия из морских десантников, оснащенная оборудованием для подъема сверхтяжелых грузов, однако как раз к тому моменту, когда спасатели оказались готовы к работе, начался прилив и «Золотая Лань» вновь спокойно всплыла и стала в нормальное положение — на ровный киль.