Моряк-долгожитель
По утверждению скандинавской хроники, датский моряк Христиан Дракенберг сумел пережить семерых (!) королей своей страны. С 13-ти лет он ушел в первое плавание. В 1686 г. матросом побывал в Архангельске, затем на пути в Испанию был захвачен в плен алжирскими пиратами. В 1694 г. Христиана продали турку из Триполи. В мае 1710 г. неунывающий моряк и шесть его товарищей бежали из неволи на утлой лодчонке. Помимо всего прочего, он участвовал в трех войнах против Швеции.
В 92-летнем возрасте Христиан Дракенберг распрощался с морем, а в 111 лет обзавелся семьей — отпраздновал свадьбу с 60-летней Марен Михельдаттер (через два года овдовел и снова начал свататься).
Моряк, отличавшийся огромной физической силой, умер в 1772 г.— 146 лет от роду. Жаль, что он не умел писать и не оставил мемуаров.
Навигационный коврик
Древние обитатели Микронезии делали морские карты... плетеными из высушенных волокон растений; узловые точки сетки-основы сообщали сведения о постоянных течениях и преобладающих ветрах, а закрепленные в нужных местах раковины изображали рифы и атоллы. Карты были «святыми документами», символика которых была ведома лишь самому узкому кругу посвященных. Назвать их навигационными нельзя только потому, что их никогда не брали с собой в море, опасаясь их случайной потери.
Кто открыл Австралию?
Вопрос об открытии Австралии, в отличие от Америки, еще недавно был абсолютно ясен; никто не сомневался, что пятый континент обнаружен Д. Куком. Но вот появились убедительные доказательства того, что в Европе знали о существовании Австралии задолго — как минимум за 234 года — до путешествия Кука. На старых португальских картах обнаружены контуры земли, очень напоминающие очертания Австралии. Самая ранняя из них датирована 1536 г. Впрочем, некоторые ученые и раньше считали, что Кук располагал картами португальских мореплавателей.
Шутки инопланетян
«Обнаруженный на северо-восточном побережье о-ва Лусон ярко окрашенный объект обтекаемой формы, который местные жители, информировавшие наш штаб, считают «летающей тарелкой», оказался большим швартовным морским буем», — сообщил официальный представитель военного командования Филиппин.
Буй этот был где-то сорван с якоря штормом и выброшен за много сотен миль приливной волной. Некоторые из лусонских рыбаков, однако, продолжают утверждать, что «сами видели» как межпланетный корабль приводнялся, появившись из глубин космоса...
Польза чтения
Серьезный английский журнал «Сайенс джорнэл» опубликовал научную статью, в которой рассматривалась гипотеза о том, что южная часть Великобритании медленно (по нескольку миллиметров в год), но верно уходит под воду. Предприимчивый мэр курортного городка Лонгхэм, случайно наткнувшись на эту публикацию, немедленно воспользовался столь «драматическим оборотом дел». Он поспешил развернуть рекламу: «Посетите Лонгхэм сегодня! Завтра может быть уже поздно!»
Горестная судьба пирата
В начале XIX века на Барбадосе обосновался один из коварнейших морских разбойников — Сэм Лорд. Он в корне отрицал классическую технологию пиратского промысла и никогда и никого не брал на абордаж! Он купил участок побережья, по ночам зажигал ложные береговые огни, заманивавшие мореходов на скалы, и собирал выброшенные морем остатки груза.
На острове и Поныне чтут память знаменитого «земляка». Один из роскошнейших отелей называется «Дворец Сэма Лорда». Но мало кто знает, что только смерть спасла «самого преуспевающего барбадосца» от долговой ямы: против него было возбуждено одновременно больше десятка судебных дел! «Умел тратить деньги!» — с уважением говорят островитяне.
Лейтенант, разгадавший тайны ветров
Старые моряки испокон века рассказывают легенды о капитане, продавшем дьяволу душу, а взамен получившем в свое полное распоряжение ветры, и о том, что из этого получилось: капитан переоценил свои навигационные способности и разбил свой корабль, заключенные в трюме ветры оказались на свободе и начался беспорядок...
Эту легенду знал и лейтенант флота США Мэтью Фонтэн Мори. В 1824 г. он задумался над тем, а нет ли порядка в хаосе и капризах свободных ветров? Став начальником склада карт и мореходных инструментов, он получил свободное время для дальнейших размышлений. У него возникла счастливая мысль изучить старые судовые журналы. Ведь по одним и тем же местам, рассуждал он, прошло множество кораблей. В их вахтенных журналах погребены точные данные о течениях и ветрах. Проделав — без помощи ЭВМ — гигантскую работу, он обобщил эти материалы, легшие затем в основу книги «Карты ветров и течений Северной Атлантики».
Появление этой книги изменило самый подход к вопросам кораблевождения: теперь штурмана выбирали курс парусника с учетом течений и господствующих ветров. Это дало заметный выигрыш в продолжительности рейсов. Так, время перехода Ливерпуль — Мельбурн сократилось в среднем на 50 дней!
Потомки воздали должное моряку, «разгадавшему» тайны ветров и течений, воздвигнув ему памятник.
Географический кошмар
Тяжело живется ирландским школьникам: замучило их озеро Лох-Фаншин (площадью около 2 км2). То оно есть, то его нет. По мнению специалистов, под Лох-Фаншин есть другое озеро, имеющее неустойчивый водный баланс. Они соединены между собой двумя «колодцами», и когда уровень подземного озера падает, Лох-Фаншин совершенно неожиданно исчезает.
Новый вид спорта
В среднем один раз в три дня голландским спасателям приходится извлекать незадачливых автомобилистов из воды. Неудивительно, что в Амстердаме решили организовать курсы по обучению правилам спасения из... тонущих автомобилей.
Интерес к курсам оказался так велик, что в местной печати появилось тревожное высказывание: «Хотим надеяться, что обучающиеся не будут стремиться проверить полученные знания на практике, а прыжки-в воду на автомобиле не станут новым видом спорта!»
Сверхметкий удар или кое-что из теории невероятности
Рассказывает доктор географических наук К. Т. Богданов — океанолог, за три десятилетия участия в экспедициях повидавший многое:
«16-й рейс «Витязя». Зима. Штормуем вблизи Берингова пролива, но работать надо. Глубина что-то около 4,5 км. В воду ушла трубка для забора пробы грунта. Процедура медленная: с учетом течения приходится вытравливать за борт километров шесть троса! Наконец, трубка ударила в дно — это показал динамометр. А когда она вновь появилась на судне, в ней оказался... кусок рыбьего мяса. С чешуей. Вот так: удалось загарпунить лежащую на дне рыбину. Не видя, — и на тебе!»
Судья и искусство
Перед судом австралийского города Ньюкасла в качестве свидетеля предстал бывший моряк. Когда он поднял руку для присяги, заседание пришлось прервать: присутствующие стали разглядывать вытатуированную у него на руке обнаженную женщину в весьма фривольной позе. Судья после детального осмотра изображения расценил этот факт как неуважение к суду и оштрафовал свидетеля на 25 долларов.
Виноват стрелочник
Шведский морской суд, обстоятельно разобрав причины аварии судна «Балтик стар», так сформулировал ее обстоятельства: «В роковой момент капитан уединился в каюте и пил виски, штурман зашел в бар, а растерявшийся вахтенный отдал команду по-английски матросу-греку, который, как выяснилось, английского языка не знает и к тому, же страдает дефектом слуха...»
Любовь и творчество
Во всем мире этот номер исполняет лишь одна пара — только Фриско и Мэри. Ошеломленная публика наблюдает за одновременным прыжком обоих дельфинов через два висящих одни над другим обруча. Опекун и тренер дельфинов объясняет это тем, что они влюблены друг в друга и потому с охотой работают вместе.
У берегов Флориды
Капитан буксира Гленн Макдональд всматривался в плотный туман, спустившийся над заливом Эскабия, пытаясь разглядеть огонь маяка. Неожиданно он стал свидетелем редчайшего случая. Метрах в 100 от буксира совершил «приводнение» пассажирский «Боинг-727» (как выяснилось, авиалайнер, заходя на посадку, «заблудился» в тумане). Буксир полным ходом направился к покачивающемуся на волнах самолету, Морякам удалось спасти 55 пассажиров и членов экипажа, прежде чем «Боинг» пошел ко дну (погибли три человека).
Как замечает журнал «Тайм», катастрофа «представляет огромный интерес для охотников за сокровищами»: на борту «Боинга» находилось несколько чрезвычайно ценных ювелирных изделий.