С 1 июля 1981 г. введен в действие ГОСТ 24162—80 «Катера малые. Термины и определения».
Новый стандарт устанавливает 22 термина и определения основных понятий, относящихся к малым катерам служебно-вспомогательного флота. Основной целью внедряемого стандарта является ликвидация существующей синонимии, установление единой и однозначной терминологии.
Объектом стандартизации является «малый катер», определяющим параметром которого является длина до 20 м. Этот предел, как показывает опыт проектирования и эксплуатации, является наиболее характерным для выделения малых судов в особую группу.
Стандарт устанавливает целый ряд классифицирующих понятий, позволяющих выполнить типизацию малых катеров как по главным конструктивным и эксплуатационным признакам, так и по основному специфическому признаку — их назначению.
К конструктивным признакам относятся понятия: «открытый» и «закрытый», которые не только определяют малые катера с точки зрения особенностей архитектуры, но и устанавливают основной подход при их проектировании и эксплуатации с учетом обеспечения безопасности и комфортабельности судна. К этим же признакам отнесено понятие «бортовой», определяющее тип катеров, предназначенных для размещения на судах-носителях.
Согласно ГОСТ 24162—80 все малые катера делятся на две подгруппы: «служебные» и «специализированные». Первые призваны выполнять сугубо служебно-вспомогательные операции для обеспечения и обслуживания основного флота; они достаточно универсальны, имеют архитектуру и оборудование, соответствующие их многоцелевому назначению. Эта подгруппа объединяет два основных типа катеров: разъездные, основным назначением которых является обеспечение сообщения экипажей крупных судов с берегом и перевозка специального персонала в районах портов, и рабочие катера, предназначенные для выполнения различных эпизодических вспомогательных работ в районах базирования флота и портов (перевозка мелких партий груза, вспомогательные работы при швартовке, доставка рабочих партий и т. п.).
Специализированные катера призваны решать четко определенные самостоятельные задачи. Катера этой группы имеют ярко выраженные отличия в архитектуре, устройствах и оборудовании. В эту группу входят малые катера: буксирные, водолазные, исследовательские, навигационного обеспечения, лоцманские, пассажирские, патрульные, пограничные, пожарные, санитарные, спасательные, для лесосплава. Постоянно расширяющийся круг задач, для решения которых приходится строить специализированные катера, не позволяет в настоящее время ограничить их разнообразие приведенным перечнем. Не исключено, что в будущем эта достаточно многочисленная подгруппа малых катеров будет расширяться. Это предусмотрено в стандарте тем, что в подгруппе специализированных катеров введено понятие «специальный малый катер».
В ГОСТ 24162—80 не включены понятия, которые не отличаются от принятых для судов, кораблей и плавсредств всех других групп. К ним относятся, например, понятия, определяющие принцип движения, форму обводов, принцип поддержания судна на воде, тип движителя, принцип обеспечения управляемости. Не вошли и понятия, уже определенные такими стандартами, как «Суда водномоторного спорта. Термины и определения» (ГОСТ 24161—80) или терминологический стандарт по прогулочным судам (ГОСТ 19473—74).
В настоящее время проектированием и строительством малых катеров занят целый ряд ведомств, а их эксплуатацией — сотни различных организаций. Народнохозяйственное значение судов малых размерений возрастает. Этим и обусловлена необходимость упорядочения вопросов стандартизации и унификации в области постройки и эксплуатации малых катеров служебно-вспомогательного флота.