В апреле этого года Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР утвердил ГОСТ 24161—80 «Суда водно-моторного спорта. Термины и определения» со сроком введения в действие с 1 июля 1981 г. Новый ГОСТ разработан ЦКТБ ДОСААФ СССР.
Актуальность выпуска такого стандарта видна из того, что хотя в документации, касающейся водно-моторного спорта, и применялся набор определенных понятий, но совершенно отсутствовали научно обоснованные и систематизированные термины и определения (например, не было определений таких терминов, как приведенные в новом ГОСТе «автосброс», «автостоп») .
Стандарт состоит из пяти разделов: вводная часть; термины и определения (общие понятия — 11 терминов, основные агрегаты и устройства судна — 6 терминов); алфавитный указатель терминов; справочное приложение — термины, применяемые в судостроении и водно-моторном спорте (10 терминов).
Для каждого понятия установлен один стандартный термин; таким образом, применение терминов-синонимов исключено.
ГОСТ 24161—80 четко разграничивает два самостоятельных вида моторных судов для водно-моторного спорта, классифицируемых в соответствии с правилами соревнований. Это — спортивные и гоночные суда. К спортивным относятся суда, имеющие ограничения по корпусу, двигателю (это катера и мотолодки). К гоночным относятся суда, не имеющие ограничений (глиссеры, скутера). Соответственно даются определения терминов «спортивный катер» — «гоночный глиссер» (суда, оснащенные стационарным двигателем), «спортивная мотолодка» — «гоночный скутер» (суда, оснащенные подвесным мотором).
Вносится ясность и однозначность в применение термина «трех-точка». Теперь «прямой трехточкой» будет называться судно, форма корпуса которого характеризуется наличием двух разнесенных по бортам спонсонов в носовой части и одного редана в кормовой части. «Обратной трехточкой» называется судно, имеющее один редан в носовой части и два разнесенных по бортам спонсона в кормовой части.
Спонсоном называется бортовая часть корпуса, выполненная в виде выступа, или самостоятельные корпуса, предназначенные для повышения гидродинамического качества корпуса и поперечной остойчивости судна.
В справочном приложении даны определения такого общего термина, как «водно-моторный спорт», и ряда наиболее употребительных терминов, по поводу которых существуют различные толкования («перо-плавник», «редан», «тоннель», «ветровая защита»). Спортивные и гоночные суда называются: «плоскодонными», если угол килеватости на транце не превышает 5°; «малокилеватыми» — при угле килеватости на транце свыше 5° до 10°; «умеренной килеватости» — свыше 10° до 15°; «повышенной килеватости» — свыше 15° до 20°; «глубококилеватыми» — свыше 20°.