Малотоннажному флоту предстоит сыграть не последнюю роль в реализации грандиозных планов, принятых на XXVI съезде КПСС. В нашей огромной стране, омываемой многими морями, пронизанной тысячекилометровыми артериями больших водных путей, изобилующей сотнями тысяч озер, рек и речушек, трудно назвать отрасль народного хозяйства, не связанную с использованием малотоннажных судов. Катера и малые транспортные суда работают ныне под вымпелами речного флота и геологоразведки, связи, лесной промышленности, сельского хозяйства и т. д. и т. п. Десятки тысяч малых судов в отдаленных районах страны выполняют наиболее оперативные перевозки, связывая колхозы и совхозы с крупными населенными пунктами. О разнообразных функциях, которые выполняют малые суда в составе морского и речного флотов, об огромном рыбопромысловом флоте, занятом как на внутреннем рыболовстве и рыбоводстве, так и на прибрежных морских промыслах, известно даже непосвященным. Наконец, около трех миллионов прогулочно-туристских и спортивных судов — лодок, катеров и яхт — несут службу не меньшей государственной важности — используются для отдыха и спорта, для сохранения здоровья трудящихся.
Любопытны, например, такие факты и цифры, приводившиеся в решениях предыдущей III конференции по малотоннажному судостроению (Ленинград, 1966 г.):
- суммарная мощность всех двигателей, выпущенных в 1966 г. для установки на катерах и других малотоннажных судах, примерно вдвое превосходила мощность двигателей, установленных в этом же году на новых крупнотоннажных коммерческих судах морского флота;
- общее число мест на малотоннажных судах в несколько десятков раз превосходило пассажировместимость всех морских и речных пассажирских судов, эксплуатировавшихся нашими пароходствами.
За прошедшие годы число и роль малотоннажных судов в народном хозяйстве существенно возросли. Без особых математических выкладок ясно, какое огромное значение имеет совершенствование техники малого флота. Десяток килограммов стали, сэкономленный при конструировании корпуса, или снижение расхода топлива на доли процента, оборачиваются тысячами тонн и рублей при строительстве судов крупными сериями в наших масштабах.
Так получилось, что до настоящего времени малотоннажное судостроение не выделилось в самостоятельную отрасль промышленности. Проектирование и постройку малых судов зачастую ведут далекие от судостроения министерства и ведомства, нуждающиеся в судах определенных типов. Производство раздроблено между большим числом мелких, часто неспециализированных предприятий, а то и отдельных цехов или участков. Существует излишняя многотипность выпускаемых катеров и других малых судов. Если даже не принимать в расчет мотолодки и катера народного потребления, то оказывается, что заводы страны выпускают суда более чем по 120 различным проектам. Результатом низкой унификации проектов, выполненных в различных ведомствах, является нерациональное расходование материалов и производительных ресурсов страны.
Открывая самую первую конференцию НТО по мелкому судостроению — это было в 1938 г., академик А. Н. Крылов отмечал большую роль, которую должен сыграть малый флот страны в III пятилетке, и высоко оценил значение всесоюзного форума специалистов мелкого судостроения. Здесь представители различных ведомств, приехавшие из самых различных районов страны, смогли впервые обсудить актуальные проблемы развития малого флота с одной — общегосударственной точки зрения, разработать рекомендации по ускорению прогресса в этой, тогда совершенно отсталой области промышленности. «Работа конференции, созванной по инициативе общественных организаций, подтвердила желание нашего народа активно участвовать во всех мероприятиях и делах нашей партии и правительства. Общественность пришла на помощь, общественность громко подняла свой голос, общественность собрала силы, сорганизовала их и вынесла важнейшие решения по мелкому судостроению», — этими словами Алексей Николаевич подвел итоги конференции.
Реализации ее решений во многом помешала обрушившаяся на нашу страну война, но I конференция дала очень важный заряд энергии, сделав целенаправленной работу по совершенствованию малых судов.
Одним из главных ее решений была рекомендация о создании специального органа, координирующего деятельность предприятий мелкого судостроения. В послевоенные годы ведомственная разобщенность в этой отрасли стала еще более ощутимой: нужно было в кратчайшие сроки восстановить потери в составе малого флота, пополняя его новейшими судами. И зачастую эта задача решалась ка местах, «хозяйственным» способом. В цепом такая практика существенно тормозила дальнейший подъем технического уровня малотоннажного судостроения, которое стало все заметнее отставать от судостроения крупного.
И вновь научно-техническая общественность проявила свою активность в решении государственных вопросов. II Всесоюзная конференция (1962 г.) была открыта приветственным словом академика Ю. А. Шиманского. Он выразил уверенность в том, что участниками конференции будут не только выявлены главнейшие недостатки, тормозящие развитие малого судостроения, но и выработаны конкретные технические и организационные рекомендации, направленные на устранение этих недостатков.
В центре внимания II конференции находились такие важнейшие вопросы, как изыскание путей повышения качества и снижения себестоимости судов за счет внедрения в малое судостроение новых материалов и методов крупносерийного индустриального строительства; обеспечение малого флота современными двигателями широкого диапазона мощностей; унификация проектов судов, внедрение стандартов и устранение парвппелизма в работе различных организаций.
Под знаком укрепления делового сотрудничества научно-технического общества судостроительной промышленности с государственными, хозяйственными, плановыми органами и научными учреждениями проходила и III Всесоюзная конференция по малотоннажному судостроению. В ее работе приняли участие представители практически всех организаций и заводов, на которых проводились работы по проектированию, исследованию и постройке малотоннажных судов и оборудования для них. Делегаты с удовлетворением констатировали определенный прогресс, достигнутый со времени проведения предыдущего форума. Началось широкое внедрение для речных пассажирских перевозок судов на подводных крыльях. Был освоен серийный выпуск новых моделей подвесных моторов мощностью от 2 до 20 л. с., что позволило моторизировать самую многочисленную группу малых судов и прежде всего — прогулочно-туристских судов для продажи населению. Развернулось широкое проектирование современных катеров из алюминиевых сплавов и стеклопластиков взамен судов устаревших типов; закончилась разработка новых эффективных спасательных средств, удовлетворяющих требованиям Международной конвенции 1962 г. по спасению человеческой жизни на море и т. п. и т. д.
Многие из решений III конференции были приняты за основу при определении перспективной потребности в малотоннажных судах всех назначений и классов и составлении планов развития малотоннажного судостроения в нашей стране. В частности, в 1969 г. вышло известное постановление Совета Министров СССР о расширении производства лодок, катеров и двигателей к ним для продажи населению, реализация которого вскоре позволила создать целую отрасль по производству прогулочно-туристских судов. В системе министерств были определены головные организации, осуществляющие координацию в области проектирования и строительства разъездных катеров и рабочих спасательных шлюпок, спортивных парусных яхт, прогулочных судов, двигателей и подвесных моторов. Все это позволило заметно снизить многотипность строящихся малых судов, развить унификацию и межзаводскую кооперацию, поднять технический уровень проектирования и совершенствовать технологические процессы.
На I конференции 1938 г. академик А. Н. Крылов говорил: «Я надеюсь, что наша конференция, будучи первой, не будет последней, и мне кажется, что если на нашей первой конференции техника как бы поглотила экономику, то, начиная со второй, надо будет позаботиться, чтобы экономика вошла в свои права, и чтобы между чистой техникой судостроения и самим назначением судов получилось полное соответствие».
Сегодняшнее поколение судостроителей с полной ответственностью может сказать, что наказ выдающегося кораблестроителя выполнен. IV конференция будет проходить в первую очередь под углом зрения повышения экономической эффективности малых судов различного типа. Большое внимание будет уделяться и еще одному вопросу, ставшему актуальным в последние годы: взаимоотношениям малого флота и среды, сохранению природных ресурсов страны. Создание экологически чистого флота будущего — одна из задач малого судостроения сегодня!
Работе конференции будет проводиться в десяти секциях соответственно отдельным типам судов. Так, будут работать секции: судов народнохозяйственного назначения; рыбопромысловых судов; спасательных судов и средств; судов для отдыха и туризме; парусных судов; спортивных судов; судов с динамическими принципами поддержания; теории, проектирования и технико-экономических обоснований; применения новых материалов; охраны окружающей среды. Число докладов и сообщений, которые будут заслушаны и обсуждены на секционных заседаниях, составит несколько десятков. Наиболее важные и общие вопросы будут рассмотрены на пленарных заседаниях конференции.
Центральное правление НТО имени академике А. Н. Крылова приглашает всех инженерно-технических работников, связавших свою деятельность с малотоннажным судостроением, принять участие в обсуждении важнейших проблем. Оргкомитет конференции принимает заявки на доклады о новых оригинальных разработках в области проектирования малых судов и технологии их постройки, предложения, способствующие прогрессу в этой области.