В апреле—мае 1979 г. с целью изучения маршрутов, которые можно было бы рекомендовать для плаваний на байдарках под парусами, были совершены два таких путешествия.
В апреле я в одиночку прошел по Днепру от Киева до Запорожья (600 км за 120 ходовых часов). Плавание в основном проходило по водохранилищам с проходом через шлюзы на буксире грузовых судов (по разрешению диспетчеров). Ветер был юго-восточным, т. е. встречным по генеральному курсу; отдельные участки приходилось преодолевать рано утром, когда волна меньше всего.
На маршруте очень много интересных познавательных объектов (см. туристскую схему «По Днепру»), красивых природных ландшафтов. По берегам цвела белая акация. Поскольку весной движение моторных лодок запрещено, даже в самых густонаселенных районах можно было плыть спокойно.
Второе плавание по Бии и Оби (750 км за 123 ходовых часа) проходило от Бийска до Новосибирска по реке с малонаселенными берегами, но с довольно интенсивным судоходством. В русле много островов с лесной ягодой и запутанных проток, но есть судовая обстановка. На Новосибирском водохранилище возможны большие волны; к этому следует подготовиться и во всех случаях надо регулярно слушать метеосводку из Новосибирска. На берегах много хороших мест для привала. У деревни Чингис между островом и берегом протока перегорожена дамбой — надо идти по судовому ходу.
Начать путешествие советую в Бийске на турбазе «Рассвет», расположенной прямо на берегу, заканчивать — на одной из водно-спортивных баз (например, «Водник») у Академгородка в 20 км от Новосибирска или, пройдя шлюз, в черте города.
В Новосибирске работает Туристский клуб (Советская ул., дом № 20); там есть туристы-парусники, которые всегда помогут приезжим коллегам.
Использовалась байдарка типа «Салют-4,7», «перевернутая» кормой вперед. Кильсон усилен двумя дюралевыми трубами 0 40 мм; поставлен дополнительный шпангоут, на котором закреплены подуключины для гребли однолопастными веслами сидя лицом вперед.
Для увеличения остойчивости и непотопляемости применены четыре бортовых поплавка — плавательные «бревна» в чехлах из клеенки. Два поплавка размещены в носовой части байдарки, два — в кормовой. Поплавки прижаты вплотную к бортам, чтобы не терялась маневренность байдарки и не усложнялся проход между препятствиями.
Заводская дека байдарки продублирована клеенкой. Кокпит закрывается фартуками, а по бортам сделаны брезентовые обвесы, предохраняющие от забрызгивания.
Дюралевая заваливающаяся мачта высотой 3,8 м крепится не постоянными вантами, а легко раздающимися бакштагами; это дает возможность гроту уходить по ветру.
Грот — гафельный площадью 3,5 м2; при рифлении он наворачивается на гик. Гик расположен так, что проходит над головой рулевого и не мешает обзору.
На слабых ветрах грот дополняется небольшим парусом, основанным на иаветрениом борту. При сильных ветрах грот убирается, а маленький парус ста-’ новится штормовым. Шверц площадью 0,3 м2 укреплен в специальном захвате, позволяющем регулировать его положение. Как правило, при встречных ветрах я работаю одним веслом с соответствующего борта, что позволяет выдерживать более острый курс относительно ветра и препятствует сносу байдарки волной.
Два плавания — одно за другим — в разных районах страны показывают главное достоинство разборного парусника: его легко перевозить (например, отправив багажом).
Движение по большим водоемам только на веслах — трудное, изнурительное занятие. Совсем другое дело, когда есть и паруса. Помимо большого интереса, который вызывает само управление парусным судном, представляется возможность спокойно наблюдать жизнь природы.