Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Новые суда и устройства
  • 1981 год
  • Транспортная амфибия на воздушной подушке «САВР-1М»
Краткое оглавление
Основные данные амфибии «САВР-1М» Послесловие


Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Катер-амфибия на воздушной подушке своими руками
Амфибии на воздушной подушке, созданные и испытанные ЦКБ СПК
Амфибийные легкие катера на воздушной подушке (ЛКВП)
Амфибийный катер на воздушной подушке “Хивус-10”
Суда на воздушной подушке для туризма
Вопросы проектирования малых судов на воздушной подушке
Одно- и двухместные суда на воздушной подушке
Первые суда на воздушной подушке
Пассажирский катер на воздушной подушке «Бриз»
Первые гонки судов на воздушной подушке
Любительское судно на воздушной подушке
Первый на Дальнем Востоке катер на воздушной подушке
Летающая тарелка на воздушной подушке Герберта Бартлета
Любительские аппараты на воздушной подушке


Транспортная амфибия на воздушной подушке «САВР-1М»

Год: 1981. Номер журнала «Катера и Яхты»: 93
          0


КБ Марийского политехнического института в Йошкар-Оле в 1978—1980 гг. спроектирован и построен амфибийный аппарат с воздушной разгрузкой «САВР-1М», о котором уже сообщалось в нашей печати (см., например, «Правду» от 10. IX 1978 г.). Создание надежных амфибий для северо-востока нашей страны представляет важную народнохозяйственную задачу.

Транспортная проблема стоит здесь исключительно остро. Основной объем грузоперевозок осуществляется за короткий период навигации по рекам. Однако судоходные реки от семи до девяти месяцев в году покрыты льдом, а 96% рек вообще несудоходны из-за малых глубин и множества перекатов.

Основные данные амфибии «САВР-1М»


Информация об изображенииСамоходный амфибийный аппарат «САВР-1М» на испытаниях
Самоходный амфибийный аппарат «САВР-1М» на испытаниях
 
Длина габаритная, м7,5
Ширина габаритная, м3,8
Высота габаритная при верт. положении возд. винта, м3,3
Расчетная дальность хода, км500
Масса на ходу, т2,9
Максимальная полезная грузоподъемность, т1,3
Мощность, кВт:
маршевого двигателя118
двигателя вентилятора72
Эксплуатационная скорость, км/ч
по снегу50
по воде40

Машина разработана по заказу авто-водного треста Главтюменнефтегазстроя и предназначена для перевозки людей и грузов (полезная грузоподъемность 1,3 т) при разведке и обслуживании нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Амфибия рассчитана на круглогодичную эксплуатацию в условиях полного бездорожья — по снегу, воде, льду, битому льду с водой, болотам.

Аппарат состоит из корпуса, маршевой установки, нагнетательного комплекса, воздушных рулей и системы эластичных ограждений воздушной подушки.

Корпус машины изготовлен клепаным из листового дюралюминия марки Д16-АТ. Он включает в себя центральный отсек непотопляемой конструкции и навесные периферийные элементы, при помощи которых создается необходимая площадь воздушной подушки. Навесные элементы могут быть легко сняты (например, при транспортировке машины к месту назначения); это позволяет значительно уменьшить ее габариты и облегчить перевозку.


Маршевая установка состоит из авиационного двигателя мощностью 118 кВт, расположенного на корпусе в кормовой его части, двухлопастного воздушного винта диаметром 2 м, двух вертикальных рулей, шарнирно прикрепленных к вертикальным стойкам, н одного горизонтального руля, установленного поверх стоек. Двигатель закрыт обтекаемым капотом. Перед воздушным винтом установлено защитное решетчатое ограждение.

Информация об изображенииВид на переднее сегментное ограждение
Вид на переднее сегментное ограждение
 
Нагнетательный комплекс обеспечивает создание воздушной подушки н поддержание в ней необходимого избыточного давления воздуха, величина которого регулируется водителем в зависимости от особенностей дороги и нагрузки машины. Воздух подается под днище корпуса двумя центробежными вентиляторами марки Ц14-46 № 8, смонтированными в средней части машины по бортам. Привод от автомобильного двигателя «ЗМЗ-24» осуществляется через закрытую коническую передачу (от заднего моста «ГАЗ-24») и два промежуточных карданных вала с шарнирными муфтами. Соединение вала двигателя с валом конической передачи выполнено при помощи управляемой муфты сцепления. Это позволяет отключать двигатель от вентиляторов на время его запуска и холостого хода. Изменение давления воздуха в воздушной подушке осуществляется за счет изменения угловой скорости вентиляторов (вплоть до 780—800 об/мин).

Подача топлива к двигателю нагнетательного комплекса и двигателю маршевой установки производится из одного бензобака емкостью 180 л, расположенного в центральном отсеке.

Эластичное ограждение воздушной подушки установлено по периметру корпуса машины. Оно изготовлено из прорезиненной капроновой ткани толщиной 1 мм и состоит из 13 отдельных передних сегментов, 4 отдельных задних сегментов и двух сплошных боковых ограждений. Задние сегменты, в отличие от передних, сделаны закрытыми — в виде мешков, в которых поддерживаете» более высокое давление воздуха, чем в воздушной подушке. Для этого они соединены с вентиляторами отдельными воздуховодами.


Каждый сегмент прикреплен к корпусу машины независимо один от другого. Такая конструкция эластичного ограждения обеспечивает способность изменять форму при соприкосновении с неровностями и твердыми предметами при минимальных потерях воздуха из воздушной подушки. Это позволяет также быстро заменять отдельные сегменты в случае их износа или повреждения.

В передней части машины на корпусе установлена кабина для водителя и пассажира. Позади нее расположен грузовой отсек, соединенный с кабиной отдельной дверью.

Информация об изображенииПривод вентиляторов нагнетательной установки
Привод вентиляторов нагнетательной установки
 
Ходовые испытания амфибии «САВР-1М» проводились весной 1980 г. Машина свободно преодолевала затяжные подъемы с уклоном до 10°, канавы, заполненные водой, и препятствия высотой до 0,6 м в виде земляных насыпей или снежных сугробов. Испытания показали, что оптимальный режим движения машины по снегу и снегу с водой создается при давлении в воздушной подушке 30—40 кгс/м2; при движении по влажному грунту и болотистой местности — 60—70 кгс/м2. При движении по сухому грунту и открытой воде давление в подушке необходимо повышать до 100—110 кгс/м2.

Сопротивление движению порожней и малонагруженной машины оказывается минимальным при давлении воздуха в воздушной подушке 80 кгс/м2, а с грузом 828 и 1352 кг при 100 кгс/м2. При этом сопротивление движению машины при увеличении веса перевозимого груза возрастает незначительно и непропорционально росту нагрузки.

По ровному льду или плотному снегу машина может двигаться с выключенными вентиляторами — только за счет тягового усилия воздушного винта, т. е. как обычные аэросани.

При общей положительной оценке амфибии «САВР-1М», сделанной в результате полевых испытаний, были намечены направления для дальнейшей работы по ее усовершенствованию. В частности, предстоит упростить крепление эластичного ограждения к корпусу, улучшить эстетическое оформление и комфортабельность кабины, обеспечить надежность запуска двигателей при низких температурах.


Зимой 1981 г. проводились производственные испытания «САВР-1М» в Тюменской области.

Послесловие


Создание транспортных средств для круглогодичной эксплуатации в условиях бездорожья в труднодоступных районах страны, действительно, является актуальной и далеко не простой задачей. Инициатива и практические шаги в этом направлении, предпринятые студентами Марийского политехнического института, заслуживают положительной оценки и требуют самого внимательного отношения.

Основными требованиями, предъявляемыми к подобным транспортным средствам, являются высокая надежность, простота эксплуатации и экономичность. Описываемый же «САВР-1М», на мой взгляд, еще не полностью удовлетворяет указанным требованиям.

Так, применение в корме гибкого ограждения баллонного типа представляется нецелесообразным. так как при постоянном контакте с опорной поверхностью сами баллоны (мешки) будут разрушаться от трения и зацепов за различные неровности.

Наличие двух разных типов двигателей — автомобильного и авиационного (в данном случае, судя по всему, еще и зарубежного) создаст значительные трудности в эксплуатации: при обучении технического персонала, обеспечении запасными частями. ГСМ и т. д.

Применение воздушного винта в качестве движителя в данном случае вряд ли экономически оправдано. На подобных грузопассажирских аппаратах с воздушной разгрузкой обычно применяют колеса, гусеницы, водометы и т. д. а также буксировку. Кстати, именно колесо или гусеницы дают возможность применить наиболее надежное и прогрессивное гибкое ограждение сегментного или пальчикового типа. В то же время известны конструкции колесного или гусеничного движителей, обеспечивающие возможность движения и по суше и по воде.

Указанные недостатки аппарата следует иметь в виду при решении вопросов о его серийной постройке и направлениях дальнейших работ по созданию более совершенных амфибий того же назначения. Начатая студентами Марийского политехнического института работа представляет интерес, поскольку является одним из первых шагов в деле создания отечественных аппаратов на воздушной подушке для народного хозяйства. Безусловно, ее следует продолжать.


Понравилась ли вам эта статья?
+3

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Сообщения: водопад, хобби, сокровища, гидротехника, судак...
О количественной оценке загрязнения воды маломерными судами
Переход по следам Синдбада-морехода
Интервью с руководителями Таллинской экспериментальной верфи
Новый государственный стандарт ГОСТ 24162—80
Прискоен знак качества судовому двигателю «М8ЧСПУ100»
Пять лет парусному спорту в Энергодаре
За рубежом: новый яхт-клуб, учебное судно, поход виндсерфистов...
Завершено строительство яхты «Золотой Рог»
Находка обломков корабля «Слава России» у берегов Франции
Сообщения: долгожитель, коврик, чтение, пират, ветры, стрелочник...
Лоцийные сведения к карте-схеме Волги от Нижней Добринки до Астрахани
Проблемы создания современного ДУ подвесными моторами
Форсировать ли моторы в национальных классах?
О системе оценок в фигурном катании

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Транспортная амфибия на воздушной подушке «САВР-1М»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Сообщения: рыбинспектор, марафон, атом, обшивка...
Проблемы организации воднолыжных соревнований
Автомобильная лодка XXI века «Наутикамп»
Ежегодная ярмарка 1981 года: итоги и размышления
Новые надувные туристские лодки
Ручной двигатель с гребным винтом для рыболовов
Визит в Ленинград на яхте «Spaciba»
Яхт-клуб авиационного промышленного комплекса в Ульяновске
Байдарочный маршрут по реке Желче
Сообщения: скука, лошадь, лыжа, адмирал, поклевка, робот...
Путешествовать на виндсерферах можно
Новый вид старта на соревнованиях «Открытые ворота»
Трехмачтовая баркентина «Погория» под польским флагом
Гибель тримарана «Грейт Бритн IV»
Рекорд «Атлантики» вновь перекрыт


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 35 + 36 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории