Мастер спорта Валерий Усолкин из города Тольятти завоевал в Швеции серебряную медаль. Предлагаем вниманию читателей беседу нашего корреспондента Е. Н. Семенова с серебряным призером чемпионата Европы и руководителем советской сборной Петром Филипповичем Богдановым.
На вопросы отвечает В. Усолкин:
Вопрос: Валерий, надеялись пи вы занять призовое место на чемпионате?
— Лично я радужных надежд не питал. Во-первых, я впервые выступал «на выезде», никогда до того не встречался с зарубежными асами на воде — лицом к лицу. Во-вторых, мы пропустили предыдущий чемпионат Европы, проводившийся в Норвегии, и даже не имели о нем информации, поэтому никаких сравнений провести не могли, прогнозов не строили. Даже за один пропущенный год многое могло измениться, результаты могли значительно вырасти. На спортивных сборах перед выездом в Швецию я стремился выжать из техники все, но повторяю, сравнить полученные результаты было не с чем.
Вопрос: Почему на внутрисоюзных соревнованиях вы гоняетесь на «Нептуне-23», а на чемпионат поехали с «Приветом-25»?
— «Привет-25» появился сравнительно недавно. На сборах, опробовав новый казанский мотор, я убедился, что он обеспечивает и более высокую скорость, и хорошую приемистость, — вот и решил попытать счастья на нем. Кстати сказать, вся наша сборная выступала на «Приветах»!
Вопрос: Каким был ее состав?
— Нас было четверо: два мастера спорта международного класса — ленинградец Андрей Берницын и Янис Миллере из Елгавы и два мастера спорта — каунасец Арвидас Бакшис и я в качестве запасного. Все, кроме меня, выступали на стеклопластиковых мотолодках типа глубокое V, спроектированных и построенных ЦКТБ ДОСААФ, я же отдал предпочтение катамарану собственной постройки.
Вопрос: Чем можно объяснить ваше постоянство? Ведь вы выступали на катамаране даже тогда, когда килеватые лодки и на чемпионатах Европы и у нас, на внутрисоюзных соревнованиях, показывали не худшие, а то и лучшие результаты?
— Насчет типа обводов у меня есть вполне определенное мнение: правильно спроектированный катамаран ничуть не уступает килеватым мотолодкам по мореходности, а по скорости в любых условиях их превосходит. Поэтому, несмотря на то, что все члены сборной были обеспечены очень неплохими килеватыми лодками, я остался верен катамарану и, как показали дальнейшие события, не ошибся.
Вопрос: Очень важно перед соревнованиями, тем более — на совершенно незнакомой акватории, успеть проверить и отладить технику. Было ли у вас достаточно времени на тренировки и удалось ли вам его использовать?
— На место соревнований мы приехали поздно — за день до официальных стартов, так что на тренировки оставался даже не один вечер, а буквально один — два часа. Мы все сразу же вышли на воду. Кстати, мне особой отладки и не потребовалось: состояние акватории — фиорда у городка Хагернас, расположенного в 20 км от Стокгольма, было примерно таким же, как и там, где проводился сбор перед соревнованиями. Наши соперники, а звание чемпиона Европы оспаривали еще 15 гонщиков (по 5 — из Норвегии, Дании и Швеции), к моменту нашего появления свои тренировочные заезды уже закончили, поэтому до старта мы «прикинуться» с соперниками не смогли.
Как выяснилось после нашей кратковременной тренировки, до нее нас четверых вообще никто не считал серьезным противником. Только по привычке все фиксировать на секундомере кто-то из тренеров зарубежных команд засек время, которое мы показывали на первых кругах. Взглянув на секундомер, он вначале даже не поверил, а когда время прохождения трассы подтвердилось и на следующих кругах, отношение к нам сразу изменилось. Некоторые из местных тренеров даже заявили, что чемпион Европы-81 «ходит» среди нашей команды. Тут, правда, они ошиблись! Во всяком случае после такой реакции мы почувствовали себя увереннее.
Вопрос: Отличалась ли трасса от принятой на внутрисоюзных соревнованиях?
— Ничего общего с нашей! Она была трехбуйная и имела вид неравнобедренного треугольника с периметром 2 статутные мили (одна такая миля равна 1,609 км), в то время как у нас сейчас обычно применяются двухбуйные трассы с расстоянием между буями 804 м, чтобы один круг составлял 1 статутную милю. Дистанция гонок также была совершенно необычна — 12 статутных миль (вместо применяющихся у нас 5 и 10 миль), проходить ее надо было в 6 кругов. В зачет шла сумма очков (по международной системе) трех лучших заездов из четырех.
Вопрос: Как проходила спортивная борьба на дистанции?
— Соревнования проводились два дня — 4 и 5 июля, давали по два старта — один до обеда, другой во второй половине дня. В перерывах проходили заезды национального чемпионата (в классах ОА, ОС, R3, SE), так что многочисленные зрители не скучали.
В первом заезде мне не повезло. Мотор долго не запускался, а когда он все-таки заработал, предстартовые 5 минут прошли, старт я взял последним — девятнадцатым, когда лидеры уже огибали первый буй. Спортсмены меня хорошо поймут, — догонять соперников по поднятой ими волне всегда нелегко, но все же мне удалось финишировать десятым. Нет худа без добра — догоняя, я присмотрелся к тактике совершенно неизвестных мне гонщиков, оценил скоростные качества их лодок, понял, что тягаться с ними можно.
Старт второй гонки взял хорошо — в лидирующей группе, но поднявшийся к этому времени сильный ветер не позволил развить полную скорость — лодку поднимало, приходилось сбрасывать газ. Причина в том, что прикидывались мы в почти безветренную погоду и мотор теперь, для хода против ветра, оказался слишком сильно откинут. Но все же во второй гонке я финишировал уже пятым.
На тренировке вечером — перед заключительным днем соревнований я отладил мотолодку для ветреной погоды.
Третий старт я взял первым и лидировал все 6 кругов с отрывом от соперников в 50—100 м.
Последняя гонка была для меня решающей: мы знали, что, если удастся финишировать в первой тройке, можно рассчитывать на призовое место. Чтобы не сделать фальстарт, я стартовал на этот раз очень осторожно, даже с некоторым опозданием, и к первому поворотному бую подошел в окружении других гонщиков. Лодка вела себя на волне очень хорошо, шла на полной скорости устойчиво, уже на втором круге я снова вышел в лидеры и вновь финишировал первым.
Два первых и одно пятое место позволили мне набрать 927 очков. Чемпионом Европы стал норвежец Роджер Эйнхог; у него 969 очков за два первых и четвертые места.
Вопрос: Чем вы сами объясняете свой успех — качеством мотора, мотолодки либо чем-нибудь другим?
— Успех подготавливался общими усилиями и давно, начиная с первой поездки на чемпионат Европы в 1976 г. И хотя мы там выступили плохо, начало было положено: мы увидели, на чем, как и где гоняются ведущие зарубежные спортсмены, стали у них учиться. Но, конечно, вся эта учеба не дала бы результата, не будь у нас отечественного мотора с исключительно высокими техническими показателями — «Привета-25». Все наши соперники выступали исключительно на спортивной модификации мотора 350-кубовсгс класса «Volvo-Penta 250 GTX». Это очень хороший мотор. Но вот после окончания соревнований представитель команды Дании попросил разрешения попробовать мой «Привет-25» на мотолодке одного из датских спортсменов. Результаты пробы поразили и нас и датчан — скорость, показанная с «Приветом», оказалась больше, чем с «Вольво-Пентой».
Видимо, неплохи и качества мотолодки, которую я сам спроектировал и построил. Разумеется, внешний вид ее далеко не такой броский, как у лодок зарубежных гонщиков, поначалу она вызывала у них скептические улыбки. Есть у меня и маленький «секрет», который помогает добиваться некоторого преимущества в скорости: это мой очень небольшой вес. На мотолодках с мотором относительно небольшой мощности и несколько килограммов имеют значение!
Вопрос: Что вы можете сказать о выступлении команды в целом?
— И у А. Бакшиса, и у Я. Миллерса и, тем более, у А. Берницына могли бы быть высокие результаты. Их а основном подвела техника. Достаточно сказать, например, что на моторе Я. Миллерса во второй гонке лопнул золотник, у А. Берницына — вертикальный вал...
На вопросы отвечает П. Ф. Богданов
Вопрос: Какая задача была поставлена перед нашей сборной перед поездкой на чемпионат Европы?
— Исходя из опыта предыдущих встреч на чемпионатах Европы вполне реальной казалась возможность попасть в шестерку сильнейших. Мы рассчитывали, в лучшем случае, на пятое-шестое место.
Вопрос: Обычно в составе сборной команды есть лидеры, на успешном выступлении которых строится тренерский расчет. Был ли такой лидер у нас!
— Таким лидером по многим причинам считался А. Берницын. Во-первых, он уже давно и успешно гоняется на «Привете-25», освоил его достаточно хорошо. Во-вторых, он также давно и одним из первых перешел на мотолодки с глубоким V, а, как говорил опыт предыдущих встреч, в условиях сильной волны на трассе только лодки такого типа могут рассчитывать на успех. Ну и, в-третьих, он — дважды чемпион СССР 1980 г. (и в серии 4X5 миль и на 10 миль).
Вопрос: Что изменилось а ваших расчетах после приезда на место соревнований?
— Ознакомление с трассой и первые тренировочные выходы на воду показали, что килеватые мотолодки вряд ли будут иметь особые преимущества перед катамаранами. Сильной ветровой волны ожидать было трудно — трасса закрыта от господствующих ветров лесистым берегом, да и прогноз погоды на дни соревнований был благоприятный. Другими словами, можно было рассчитывать на успех В. Усолкина, который приехал на соревнования на катамаране. И не одни мы пришли к такому выводу: на этот раз в Швеции на катамаранах выступало уже более половины участников!
Вопрос: Как, с точки зрения тренера, провели гонки члены нашей сборной?
— Первый день, первые две гонки, провели неуверенно, с ошибками. Сказывался недостаток времени на тренировки на месте соревнований — в незнакомых условиях. Как следствие этого, общая беда: гонщики несколько раньше, чем нужно, выходили на прямую к стартовой зоне, а затем, увидев по часам, что возможен фальстарт, сбрасывали газ — вот тут-то их с ходу обгоняли соперники.
В первой гонке, вероятно, из-за предстартового волнения В. Усолкин запускал двигатель слишком долго. А. Бакшис совершил нарушение, позволительное только, пожалуй, второразряднику: в предстартовое время вошел в стартовую зону. Конечно, его дисквалифицировали на этот заезд.
Во втором заезде В. Усолкин очень хорошо взял старт — одним из первых, рядом с Р. Эйнхогом на лодке № 21, ставшим чемпионом. Но опять в его поведении на трассе, в тактике прохождения поворотов чувствовалась скованность. Не было у него той напористости, той спортивной злости, которую он демонстрирует на внутрисоюзных соревнованиях. Мы же, видя с берега, что скорость на прямой у него выше, чем у всех других участников заезда, поняли, что победа возможна, стоит только устранить понятный, наверное неизбежный для дебютанта больших международных встреч психологический барьер.
Тщательный разбор результатов первого дня соревнования дал свои результаты: назавтра В. Усолкина было не узнать! Почувствовав уверенность в своих силах, две заключительные гонки он провел блестяще — обе выиграл.
Вопрос: Как вы оцениваете результаты соревнований?
— Выступление сборной, которая привезла домой серебро, можно считать очень хорошим. И вдвойне отрадно, что эту медаль мы завоевали на своем отечественном подвесном моторе и больше того — на лодке, построенной самим гонщиком. Стали более ясны и наши слабые стороны — недостаточная волевая подготовка, недостатки в материально-техническом обеспечении.
Вопрос: Входит ли в планы ФВМС СССР участие нашей сборной в чемпионате Европы в классе мотолодок SB в 1982 г.!
— Мы просто не можем в нем не участвовать: в 1982 г. наша страна — устроитель этого чемпионата. Он будет проведен в Выборге 22—26 июля. Хотим надеяться, что подготовиться к нему на «своей воде» сможем хорошо и выступим не менее успешно!
Результаты чемпионата Европы
1 — Роджер Эйнхог, Норвегия; сумма очков — 969 (места по трем лучшим гонкам — 1, 1, 4); 2 — Валерий Усолкин, СССР; 927 (5, 1, 1); 3 — Хенрик Карлсен, Дания; 750 ( 3, 3, 2); 4 — Мете Кимби, Швеция; 620 (6, 3, 2); 5— Бьёрн Хорнтведт, Норвегия; 596 ( 2, 4,5); 6 — Эрайлд Сайтербакхен, Норвегия; 467 (2, 5, 9); 8 — Андрей Берницын, СССР; 238 ( 5, 9, 7); 14 — Янис Миллере, СССР; 78 (7, 15); 15 — Арвидас Бакшис, СССР;-62 <11, 9).