Пришвартовался у ближайшего катера, на транце которого у подвесной 115-сильной «Ямахи» возились двое. При ближайшем рассмотрении эти нарядные катера оказались модернизированными «Амурами» старого образца, получившими отличный дизайн и тюнинг в новосибирской фирме «Транс-Аква».
Через несколько дней я посетил эту фирму и взял интервью у ее директора Сергея Викторовича Анисимова.
— Расскажите, как зародилась эта идея тюнинга «Амуров»?
— По профессии я инженер-механик по эксплуатации автомобилей. Катера — мое хобби. В нашей семье потомственных шоферов был деревянный катер с автомобильным двигателем, на котором мы плавали по Обскому морю. С 12 лет я постоянный читатель «КиЯ», с удовольствием читаю его и по сей день. Моим наставником в катеровождении, а в дальнейшем — и в катеростроении стал известный новосибирский водномоторник Георгий Петрович Рылов. С ним мы впоследствии и организовали эту фирму.
Идея заняться тюнингом катеров возникла потому, что вызывали досаду унылые формы и небольшие скорости популярных у нас серийных катеров «Амур», сохранивших, несмотря на длительную эксплуатацию, довольно надежные прочные корпуса. Ко времени организации фирмы у меня уже был определенный опыт тюнинга отечественных и иностранных автомашин. Используя его, я модернизировал свой старенький «Амур» и оснастил его подвесным мотором «Ямаха-115». Это было в 1996 г. Катер привлекал внимание окружающих рациональностью компоновки, более современными очертаниями, придающими ему спортивный вид. Появились заказчики, желающие за приемлемую плату таким же образом модернизировать свои устаревшие морально катера. В настоящее время мы сделали тюнинг более чем 70 катеров.
— Расскажите подробнее, к чему сводится технология такой работы.
— Начну с того, что, как показывает наш опыт, дюралюминиевые корпуса, созданные по авиационной технологии, более долговечны, чем деревянные или пластмассовые. При нормальном уходе они эксплуатируются не менее 30-40 лет. Исходя из этого, тюнинг старых катеров вполне оправдан даже при том, что мы не изменяли обводы серийных судов. Главное, что мы повышаем их энерговооруженность, увеличивая мощность двигателей в диапазоне 100-200 л.с. В итоге повышаются их скоростные характеристики: модернизированные «Амуры» имеют скорость 65-80 км/ч. Мы соответственно усиливаем транец, днище и борта катеров, применяя авиационные и космические технологии. Окраску выполняем высококачественными полиуретановыми красками фирмы «Дюпон» по ее технологии.
В контракте с заказчиком оговариваются тип и мощность устанавливаемого двигателя, материал и цвет зашивки кокпита, количество приборов на панели управления, расцветка катера. Чаще всего производится замена стационарного двигателя на более мощный подвесной мотор. Предпочтение отдается «Ямахе» и «Меркури» 115 л.с.
Установка подвесного мотора за транцем существенно увеличивает полезный объем катера — появляется багажный отсек, позволяющий размещать тент, водные лыжи, надувную лодку, большую палатку и т. п. — создает дополнительный комфорт в кокпите.
Конфигурация и конструкция устанавливаемых тонированных ветровых, лобовых и бортовых стекол, а также зеркал заднего вида является типовой для всех модернизируемых катеров. Катер, прошедший тюнинг, сдается заказчику на ходовых испытаниях.
— Над чем сейчас работают специалисты фирмы?
— Портфель заказов у нас неплохой. Идей и замыслов по совершенствованию и модернизации старых катеров много. В частности, занимаемся вопросом уменьшения брызгообразования корпуса; если наши идеи подтвердятся практикой, то соответственно увеличится скорость модернизируемых катеров.
Также рассматриваем возможность создания под эгидой фирмы клуба водномоторников — владельцев катеров «Амур-Аква» — для организации водных ралли, гонок и дальних туристских плаваний.
После интервью мне была предоставлена возможность детально осмотреть катера, прошедшие тюнинг. Я обратился к владельцу только что модернизированного «Амура» с вопросом, почему он решил обновить старый катер?
Он ответил:
— Во-первых, тюнинг моего старого катера обошелся в несколько раз дешевле покупки нового, я получил и дополнительную скорость, и комфорт. Во-вторых, не понадобилось изменять своему «Амуру». За много лет я привык к своей «посудине», а известно, что старый друг лучше новых двух.
Владимир Бухарин, г. Новосибирск. Фото Камиля Козлова