Благодаря своей прочности, долговечности, надежности, удачной компоновке и архитектуре, а также хорошим ходовым качествам они привлекли внимание потребителей и стали широко использоваться в народном хозяйстве, водных видах спорта и туризма, для рыбалки и отдыха на воде. Популярность этой продукции завода быстро росла, и в короткие сроки он становится одним из лидеров в стране по производству моторных лодок. К настоящему времени с его конвейеров и стапелей сошли порядка 50 тысяч моторных и гребных лодок различных модификаций.
Переход к рыночным отношениям в экономике потребовал провести структурную реорганизацию для повышения конкурентоспособности продукции завода. В 1988 г. Авиационный завод им. В. П. Чкалова преобразуется в Новосибирское Авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова (НАПО), а в его составе создается завод «Алмаз» по производству лодочной продукции. Удачная кадровая политика администраций и НАПО, и завода позволила сформировать коллектив специалистов, которые легко адаптировались к новым условиям хозяйствования. Завод провел конъюнктурно-информационные исследования с целью выявления потребностей сибирского и дальневосточного лодочных рынков страны и по их результатам разработал концепцию производства и сбыта лодочной продукции. В результате был создан перспективный модельный ряд проектируемых и выпускаемых лодок (см. «КиЯ» №172).
Реализация этой технической политики началась с модернизации популярной мотолодки «Обь-3». Были увеличены высота борта на 140 мм, а также размеры ветрового стекла, по краю которого сделана окантовка, позволяющая плотно и надежно крепить тент, улучшен дизайн кокпита. Эта лодка, получившая индекс «Обь-3-1», по всем требованиям безопасности плавания полностью соответствует международным стандартам и пользуется постоянным спросом (см. «КиЯ» №160).
Администрация завода поддерживает многолетнюю традицию «обратной связи» с владельцами мотолодок семейства «Обь», и это приносит свои плоды. Так, по рекомендации предпринимателей из северных и таежных районов Сибири была создана многоцелевая лодка «Обь-4» для эксплуатации на мелких, засоренных и порожистых реках с бурным течением. Эту лодку за ее большую грузоподъемность потребители окрестили «Сибирским богатырем». Лодка 7-метрового класса при весе 0.8 т имеет грузоподъемность до 1.5 т. Благодаря специально спроектированным жестким и прочным комбинированным обводам днища, получившим название «комби-универсал», лодка с подвесным мотором мощностью 100 л.с. развивает крейсерскую скорость порядка 50 км/ч (см. «КиЯ» №166). Лодка «Обь-4» изготавливается в следующих модификациях: грузопассажирская («Лавка») и пассажирская («Водное такси» вместимостью 12 человек). Последняя по желанию заказчика может быть выпущена в северном варианте — с утепленной и обогревающейся каютой (см. «КиЯ» №166). Лодки «Обь-4 Богатырь» успешно эксплуатируются с 1994 г. на малых реках в отдельных районах Сибири, преимущественно под моторами «Ямаха» и «Меркури» мощностью 115 л.с. при температурах от -5 до 35°С.
В самом конце прошлого десятилетия от потребителей и владельцев мотолодок «Обь» в адрес завода поступило много просьб и предложений создать надежную, быстроходную мелкосидящую моторную лодку, двигатель которой работал бы стабильно на легкодоступном топливе в пределах температурных колебаний от -5 до 40°С. Завод «Алмаз», откликнувшись на эту просьбу, в сжатые сроки (менее года) разработал такую лодку на базе выпускаемой «Оби-3-1» с дизельным двигателем и водометным движителем («Обь-5») и в конце 2000 г. запустил в серийное производство (см. «КиЯ» №176). Эта быстроходная лодка, развивающая скорость до 60 км/ч, выпускается серийно в двух вариантах: с укороченным корпусом — длиной 4.8 м («Патруль») и обычной длины 5.2 м. «Обь-5-Патруль» пользуется спросом у рыбнадзора, ГИМСа, речной милиции и успешно эксплуатируется не только на реках, но и в прибрежных зонах Черного и Каспийского морей.
К 2003 г., как показали маркетинговые исследования, обозначился контингент потребителей, желающих приобрести надежные, быстроходные, достаточно комфортабельные катера для семейного отдыха и туризма по доступной цене. Для удовлетворения потребности этих заказчиков завод «Алмаз» модернизировал лодку «Обь-4», несколько изменив конфигурацию обводов днища в транцевой части, что было связано с установкой двух водометных движительных установок. Существенно изменилась и архитектура надстройки корпуса. Компоновка стала традиционной для «дейкрейсеров»: двухметровая каюта смещена к носу. В центре судна предусмотрены места водителя и штурмана (капитана), традиционно приподнятые и защищенные ветровым стеклом. За ними — просторный кокпит с комфортабельным диваном вдоль бортов. Жесткие, прочные и ровные крышки над моторным отсеком образуют площадку, покрытую специальным матом, — солярий, что создает дополнительные удобства и существенно снижает уровень шума работающих моторов. Площадка-солярий имеет релинги вдоль бортов. Весьма широкий транцевый кринолин с откидывающейся лестницей, расположенный над водометной установкой, удобен для рыбалки, купания, а также для посадки и высадки экипажа.
Этот «дейкрейсер», получивший название «Обь-4 Витязь» (см. «КиЯ» №181), замыкает модельный ряд мотолодок «Алмаза».
Второй модельный ряд образуют две выпускаемые в настоящее время серийно и две готовящиеся к серийному производству гребно-моторные и чисто гребные лодки под одним названием — «Сибирячка».
Лодка «Сибирячка» (см. «КиЯ» №151), запущенная в серийное производство с 1989 г., была разработана заводом по просьбе нескольких рыболовецких колхозов. Благодаря удачно спроектированным обводам, малому весу (80 кг), большой прочности корпуса и использованию мотора мощностью 8 л.с. она быстро нашла своего покупателя. Ее стали приобретать бакенщики, рыбаки, охотники и дачники, а также санатории, базы отдыха, станции лодочного проката. Эта лодка заменила однотипные шпоновые лодки, которые уже через два-три года эксплуатации расклеиваются, и частично пластмассовые. «Сибирячка» при бережном отношении к ней может служить 20-30 лет! С 1999 г. лодка комплектуется дугами и тентом.
Следующей в этом ряду является выпускаемая также серийно «Сибирячка-мини охотничья» — гребная одноместная дюралюминиевая складная лодка длиной 2.8 м и весом 23 кг. Она легко транспортируется, поскольку ее габариты (в сложенном виде) 0.43x0.15x1.6 м. Спрос на эти две лодки вот уже много лет устойчивый.
В связи с увеличением количества легкового автотранспорта у населения появился спрос на лодки типа «картоп». Завод «Алмаз» немедленно отреагировал на эту потребность, создав лодку «Сибирячка-мини 3». Это трехсекционная гребно-моторная лодка, предназначенная для использования под мотором в 5 л.с., может быть собрана в двух вариантах: длиной 3.6 м и 3.0 м (двухсекционная). В последнем случае каждая секция стыкуется с последующей через резиновый уплотнитель с помощью болтов. Вес этой дюралевой лодки — 40 кг. Ее можно перевозить на крыше или в багажнике легкового автомобиля.
В настоящее время изучается спрос потребителей на эту лодку и разрабатывается технология ее изготовления.
Завод «Алмаз» НАПО постоянно совершенствует потребительские свойства своей лодочной продукции, чутко реагируя на требования рынка и прислушиваясь к замечаниям и рекомендациям владельцев лодок. Так, недавно рыбаки и промысловики Среднеобья — владельцы лодок «Обь-5» — высказали пожелание оснастить эти суда легкой, удобной рубкой. Администрация завода немедленно отреагировала на эту просьбу. Такая жесткая сдвигающаяся от ветрового стекла в сторону транца рубка и при необходимости плотно соединяющаяся с ветровым стеклом и корпусом лодки была спроектирована, изготовлена в опытном варианте и установлена на «Оби-5». Лодка участвовала в многодневном испытательном походе вместе с мотолодкой «Обь-4» по Оби. В результате «Обь-5» стала более комфортабельной и удобной в эксплуатации. Серийное изготовление этой лодки планируется начать с 2004 г.
Возможен тюнинг ранее выпущенных заводом лодок «Обь-5».
В заключение администрация завода «Алмаз» обращается к потребителям и потенциальным покупателям нашей лодочной продукции с просьбой высказать свои мнение и пожелания по совершенствованию лодок с маркой завода «Алмаз» НАПО.
Валентин Томилов, директор завода «Алмаз» НАПО г. Новосибирск.