— Есть лодки чисто краснодеревые, есть композитные (настоящее дерево плюс стеклопластик), есть и так называемые "подделки", — продолжал Андреа. — Не стыжусь признаться, что лодки "под красное дерево" наряду с композитом наша верфь тоже строит. Однако не только специалист, но и любой "чайник" тут же распознает разницу. Цена вопроса — всего-то 31 000 евро...
К счастью, я вовремя прикусил язык и не поинтересовался, не существует ли заодно "поддельных" вариантов протестированного мною в Санта-Маргерита Лигуре "Colombo Romance 32" (отчет об испытаниях). Действительно, настоящее красное дерево бортов и палубы, которое так и тянуло погладить рукой — теплое, живое и словно впитавшее в себя чахлые в ту штормовую погоду солнечные лучи — и впрямь оценил бы даже полный профан, и было бы очень жаль, если бы такую лодку заодно делали и в "поддельном" варианте.
Лить слезы не стоило: 32-й "Romance", как оказалось, и впрямь производят исключительно в честном краснодеревопластиковом исполнении. А вот что касается столь же стилизованного под старину и тоже далеко не дешевого коломбовского катерочка "Super Indios" — тут совсем другая история. Но давайте обо всем по порядку.
"Честный" композит
Наверное, многие специалисты по стеклопластику мне не поверят, но факт есть факт: деревянный "массив" толщиной 12 мм и длиной более 10 м действительно можно уложить в матрицу как основу для борта будущей лодки. Как правильно обозвать эти куски красного дерева породы кайя, доставленные из африканского Конго — доски? Но где вы видали доски шириной более метра?
Языковой барьер — не проблема, когда толкуешь на техническом наречии. Андреа не сразу перевел на родной итальянский термин "двойная кривизна", но вскоре понял, о чем мы с моим американским коллегой ведем речь: каким образом удается уложить в матрицу столь обширные и столь толстые заготовки бортов из красного дерева, чтобы они легли в нее, как влитые? Нас, сомневающихся, немедленно проводили к специальному прессу, потянувшемуся от одной стены ангара до другой — эта сложная и дорогостоящая машина достаточно быстро превращает плоскую заготовку в будущий борт двойной кривизны, словно это не 12-миллиметровая "доска", а тонкий шпон.
"Romance 32" — лодка в самом деле не чисто краснодеревая, а композитная. Деревянный борт не доходит до скулы примерно на вершок, так что днище здесь просто стеклопластиковое. Да и сама процедура ее изготовления тоже знакома любому, кто хоть раз встречался со стеклопластиковым производством — за тем лишь исключением, что на бортах и палубе между прозрачным гелькоутом и армированной смолой присутствует "промежуточный слой" красного дерева. Кстати, стекломатов здесь не признают — только ткань.
Прямо у нас на глазах рабочий выпилил в вынутом из матрицы корпусе "Romance 32" отверстие для иллюминатора и протянул еще теплый и довольно увесистый овал мне в руки — сантиметр с небольшим красного дерева плюс где-то столько же пластика. И это на борту, где такая "броненосная" толщина вряд ли необходима!
— Да, наши лодки, наверное, немного тяжеловаты, — не дожидаясь дальнейших расспросов, согласился Андреа. — Но мы предпочитаем бороться не за снижение веса, а за повышение прочности. Лучше потерять пару-тройку узлов "максималки", чем всю лодку целиком при столкновении с подводным рифом.
"Бумажное" дерево
Распознать "подделку" и вправду не проблема, даже на готовой лодке. Это я про уже упомянутый "Super Indios" в так называемом "дешевом" исполнении — и "дерево" здесь явно типографского производства (линии повторяются с частотой оборотов ротационной машины), и на сложных поверхностях двойной кривизны видно, что лист попросту подрезали ножницами... А уж про лодку, над которой еще трудятся рабочие, и говорить нечего (см. фото). Хотя издалека, да если еще и прищуриться, "Super Indios" выглядит настоящим краснодеревым олдтаймером. Хотите по-настоящему, как у "Romance 32"? Тогда кладите в бумажник еще 31 000 евро для окончательного расчета.
Как оказалось, в качестве заменителя красного дерева используется... обычная бумага. В матрицу сначала наносится слой прозрачного гелькоута, потом укладывается бумажный заменитель, а поверх всего — обычный армированный пластик. Чтобы избежать пузырей и вздутостей, матрицу делают прозрачной — позволяющей вовремя обнаружить те места, где бумага неплотно к ней прилегает и, соответственно, оперативно их пригладить.
Перебирая в руках бумажные образцы (заказчикам их предлагают несколько на выбор), я почти неосознанно брякнул:
— А нельзя ли положить в матрицу обычные стенные обои — например, с цветочками, корабликами или зверюшками?
— Наверное, можно, — несколько ошарашено, но по-прежнему дипломатично отозвался Андреа, глядя на меня, словно представитель строительной фирмы на клиента, собравшегося отремонтировать квартиру. — Если заказчик пожелает...
Но буквально через секунду директор по маркетингу компании "Colombo" опять взял себя в руки и твердо закончил:
— Однако столь экстравагантные заказчики к нам до сих пор не обращались, и не думаю, что обратятся в обозримом будущем.