Материалы об аэроботах петербургской компании "ТехноСпортЦентр" "КиЯ" публиковал уже неоднократно (см. №170 и №171). Наш внештатный корреспондент Андрей Михайлов решил узнать, как обстоят дела с аэроботами в настоящее время. На его вопросы отвечает старший механик производственной площадки "ТехноСпортЦентра" Сергей Юрьевич Сидоров.
— Сергей Юрьевич, уже больше года читатели "КиЯ" не имеют достоверной информации о том, что происходит с аэроботами, поставляемыми вашей компанией. Хотя слухами земля полнится — говорят, что "ТехноСпортЦентр" перешел на сборку аэроботов из американских комплектующих.
— Да, это правда. До недавнего времени мы занимались поставками аэроботов американского производства, экспериментировали и с созданием собственных судов. Но обе эти программы оказались не очень эффективными, поскольку первые были весьма дорогими, а вторые не отличались требуемыми характеристиками. Поэтому руководством компании весной этого года была достигнута договоренность с американской верфью "Panther Airboats", нашими давними партнерами, о начале поставок комплектующих в Россию для сборки аэроботов на базе производственной площадки "ТехноСпортЦентра". Это позволило существенно сэкономить на дорогой американской рабочей силе, да и с перевозками стало легче, поскольку комплектующие гораздо более компактны, чем судно в сборе. В результате потребительские цены аэроботов заметно снизились.
— А как же с аэроботами вашего производства, тесты которых "КиЯ" проводил уже дважды?
— Действительно наша компания занималась разработками аэроботов из отечественных комплектующих и даже получила и поддерживает патент Российской Федерации, однако, как я уже сказал, их производство оказалось неэффективным, поскольку суда не обладали необходимыми эксплуатационными характеристиками. К сожалению, не удалось найти подходящих достаточно прочных и легких алюминиевых сплавов и полимерных листов для защиты корпуса, в стране отсутствует серийное производство необходимых редукторов и пропеллеров, нет даже нержавеющего крепежа. Ну а двигатели наши особой надежностью и мощностью никогда не отличались. Кроме того, соотношение вес/мощность у отечественных двигателей на порядок хуже, чем у моторов мощностью 330 и 425 л.с производства "General Motors", которые мы используем сейчас. В результате изделия получались недолговечные, не очень надежные и не способные передвигаться в определенных средах, например, преодолевать грунтовые участки. В то же время их цена была все-таки высокой. Поэтому компания решила пойти другим путем: начав сборку из американских комплектующих, постепенно осваивать все более и более сложные технологические операции, заменяя, по возможности, некоторые части и детали качественными отечественными.
— Что же сейчас поставляется американцами и что приходится делать самим? Применим ли к работе фирмы популярный теперь термин "отверточная сборка"?
— Не совсем. От американцев мы получаем все комплектующие, от которых напрямую зависит безопасность эксплуатации аэроботов. Это готовые корпуса специальной геометрии из алюминиевых спецсплавов с уже закрепленной полимерной защитой днища и бортов — "ледовым поясом", двигатели "Chevrolet" ("General Motors") с набором комплектующих для их "маринизирования", спецредукторы, пропеллеры, ограждения винто-редукторного комплекса, рули, нержавеющий крепеж, тросы управления, глушители и трубы из нержавеющей стали, часть приборов и пр. В основном это те комплектующие, аналогов которым в России или пока нет, или серийно еще не производятся, а значит, они очень дорогие.
Наша работа разделяется как бы на два этапа: сборка судна и его адаптация к российским условиям. Сборку не очень-то назовешь "отверточной", поскольку даже на американской верфи нет конвейера и, следовательно, каждое судно индивидуально.
При сборке мы не выполняем заранее расписанные технологические операции, а занимаемся сплошным творчеством, включающим резку, сварку, шлифовку, покраску и т. п. Так, например, даже трубы глушителей приходят в виде бухт нержавеющей гофры, которую мы режем по месту и крепим. На втором этапе нам приходится самостоятельно строить кабины из алюминиевых сплавов, вырезать и ставить на резину лобовые и боковые стекла, гнуть дуги для тента кабины, сваривать баки плавучести, устанавливать тосольный и автономный обогреватели салона, электрический бензодатчик, которого в стандартной комплектации нет, и многое другое. Дело в том, что требования российских потребителей значительно отличаются от американских. Кроме того, в процессе производства необходимо осуществлять определенные регулировки разных систем, включая корпус, являющихся know-how, а также проводить настройку работы двигателя, карбюратора, установку и регулировку пропеллеров и пр. И все это — по определенным технологиям с помощью специальных инструментов, с выверкой моментов затяжек, использованием "стоп-лаков" и др. Этот комплекс мер и дает повышенную надежность и безопасность аэроботов. Кроме того, все без исключения суда подвергаются ходовым испытаниям в течение нескольких часов в реальных условиях.
— Что же могут аэроботы, которые вы выпускаете сегодня?
— По сути, это — совершенные вездеходы, способные преодолевать недоступные для других транспортных средств участки. Они могут передвигаться без ограничений в совершенно разнородных средах, в том числе по суше — по песку, бетону, асфальту. Их родная стихия -мелководье, болота, заросли, тростники и т.п. Они также очень успешно используются на снегу и льду любого типа, в том числе битом, на шуге, при переходе из воды на лед и обратно, даже преодолевают торосы, правда, на небольшой скорости. Во многих случаях аэроботы проходят там, где бессильны снегоходы и суда на воздушной подушке.
— Чем принципиально отличаются ваши аэроботы от СВП?
— Наши суда имеют контакт с водой или грунтом, а СВП висят в воздухе, отсюда и проблемы с их управлением, особенно при сильном ветре и уклонах грунта. В то же время "юбка" СВП — сегменты или скеги — рано или поздно рвутся, зачастую в самый неподходящий момент, что выводит СВП из строя в тех местах, где вам этого очень не хотелось бы. Аэробот же — силовой блок, цельный аппарат, без заменяемых расходных элементов. Он не боится острых краев льда, торчащей проволоки, топляка с гвоздями, острых камней и т.п. За счет постоянного контакта с водой или грунтом управляемость аэробота великолепна, даже при сильном ветре и на уклонах. Например, он может легко взбираться по косогору (в разумных для сохранения остойчивости пределах), тогда как СВП немедленно соскользнет вниз до горизонтальной площадки. Аэробот способен раскручиваться вокруг собственной оси, в том числе и на грунте, а также совершать резкие развороты при движении. На нем можно спокойно проходить узкости и протоки на огромной скорости. При переходе с воды на лед и обратно СВП, как правило, испытывает серьезные затруднения, а иногда это просто невозможно сделать из-за опасности подлома "юбки" либо выхода воздуха из-под нее, т. е. потери эффекта подушки. Аэробот же без проблем переходит со льда в воду при значительной разнице уровней, в том числе сразу в глиссирующий режим — конечно, при достаточном опыте оператора. Обратно с воды на лед аэробот забирается просто за счет упора винта, при этом достаточным условием является расположение уровня льда ниже верхней палубы судна, чтобы не упереться носом в ледовую стену. При этом мощность его двигателей и упор пропеллеров — в несколько раз выше, чем у СВП, а стоимость судов примерно одинакова. Благодаря разработанной нами системе перевозки аэробота на адаптированных габаритных автомобильных трейлерах, для его спуска или подъема хватит усилий одного человека. Кстати, на трейлер аэробот поднимается своим ходом даже с открытого грунта.
— А торможение на льду? Надо полагать, для него это так же непросто, как и для СВП?
— На гладком льду очень эффективны разворот судна на 180 градусов и увеличение газа. Останавливается же аэробот через считанные метры — таков упор пропеллера. Есть и другие способы, например, установка ледового тормоза.
— А как насчет шума?
— Да, аэроботы — шумные изделия. Это, так сказать, плата за все-проходимость. Дело в том, что шум создается не двигателем, а концами лопастей пропеллера, преодолевающими звуковой барьер. Методов борьбы — как минимум четыре: установка менее шумного шести- или восьмилопастного углепластикового пропеллера вместо стандартного переклеенного из спецпород дерева с оковкой, двух восьмилопастных пропеллеров на одном валу, вращающихся навстречу друг другу (в этом случае требуется специальный редуктор), использование наушников (в том числе и с переговорным устройством) или беруш, т. е. просто игнорирование шума, который не так уж и силен на нормальных оборотах. Окружающую среду шум в принципе не беспокоит, поскольку направлен назад и вниз в воду.
— А что вы можете сказать насчет днища — оно, вероятно, истирается, если судно эксплуатируется на твердых грунтах?
— На самом деле — нет. Дело в том, что используемый для защиты днища полимерный материал имеет стойкость к абразивному износу, в 10 раз большую, чем легированная сталь. Поэтому полимер может быть поцарапан, но так, чтобы его стерли до конца... Такого мы не видели даже в Америке. Кроме того, никому в здравом уме не придет в голову ездить на аэроботе по асфальту на работу ежедневно. А для периодического прохождения сухих участков защиты хватит на всю жизнь. Кроме того, передвижение по траве, мху и тому подобным поверхностям вообще не оказывает влияния на защиту днища.
— Кто ваши основные клиенты?
— Это и частные лица, любящие отдых на воде, охоту, рыбалку, и организации, которым по характеру деятельности необходимы подобные средства передвижения, особенно чтобы попасть в те места, куда на обычных плавсредствах и вертолетах не добраться. География распространения — вся страна. Весной был заключен государственный контракт с МЧС России на несколько аэроботов для федеральных нужд. Они будут использоваться для проведения спасательных операций при наводнениях, паводках, в сложных ледовых условиях. Так, центральный аэромобильный отряд МЧС России планирует оперативную переброску аэроботов транспортными самолетами в различные регионы страны. Наши спасатели на Северо-Западе рассчитывают с помощью аэробота, наконец, решить проблему спасения зимних рыбаков, путешествующих на тающих льдинах по Финскому заливу и Ладоге и сэкономить огромные бюджетные средства, расходуемые на привлечение вертолетов.
— Что из дополнительных опций вы устанавливаете на свои аэроботы?
— Много всего. Например, съемные кабины со стеклами и стеклоочистителями; съемные тенты из морских спецматериалов с прозрачными вставками и с возможностью открытия дверей, боковин, задней переборки (прозрачной) или демонтажа всего тента; стояночные тенты, закрывающие все судно; трейлеры с устройством самоспуска и лебедкой; обогреватели тосольные — автомобильного типа — и автономные, не требующие работы двигателя; прожектора, в том числе поворотные; багажные сетки и отсеки; подогрев сидений и т.д.
— Каковы планы компании на перспективу?
— Мы планируем продолжать выпуск аэроботов для различных целей, все более адаптируя их к российским условиям и используя все больше отечественных комплектующих. Кроме того, в планах компании — освоение все большего числа технологических операций, выполняемых в настоящее время в Америке. Например, наша следующая задача — освоение резки и крепления к корпусу полимерных листов. Есть также ряд невероятных идей, говорить о которых пока рано.