Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Опыт эксплуатации
  • 2001 год
  • Что лучше — чарт-плоттер или навигатор + ноутбук?
Краткое оглавление
О программе Едем по карте Плюсы и минусы


Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Полезные мелочи: навигатор, соединение, мачта, трейлер, карабин...
Мотор «Вихрь» должен стать лучше
Лодочный мотор «Вихрь» будет лучше
Какое масло лучше для подвесного мотора?
Подвесные моторы лучше обкатывать на заводе, а не на лодке
Персональный GPS навигатор «Магеллан GPS NAV 1000»
Первые впечатления и испытание от моторной яхты «Навигатор 111»
Найди себе приключение, или экстремальный чартер
Гибель трехмачтового барка «Роял Чартер»
Лучшая европейская яхта 2004 года «Shipman 50»
Хотелось бы верить в лучшее...
Лучшие парусники Ленинграда 1965 года
Конкурсы на лучшие проекты яхты «звездники»
Ежегодный III Конкурс на лучшие разборные парусные суда


Что лучше — чарт-плоттер или навигатор + ноутбук?

Год: 2001. Номер журнала «Катера и Яхты»: 177
          0


Спутниковая навигация получает все более широкое распространение, и мало кто теперь уходит более-менее далеко от базы без портативного приемника GPS. На крупных лодках все чаще можно встретить и чарт-плоттеры, способные "провести" судно прямо по изображенной на экране карте. Штука удобная, но увы — эти специализированные компьютеры со встроенным приемником GPS, предназначенные только для работы с картами, достаточно дороги, и приобрести их могут только состоятельные люди. А между тем, если у вас есть относительно дешевый карманный навигатор и обычный компьютер-ноутбук, которым вы и так пользуетесь на работе и дома, вполне можно превратить его в полноценный чарт-плоттер — нужна лишь соответствующая программа. Испытатели "КиЯ" сравнили оба варианта — пока лишь в порядке первого знакомства.

В равнение мы проводили в ходе испытаний мотолодки "Silver Eagle Star Cabin" на Ладожском озере, на которой уже имелся стационарно установленный чарт-плоттер "Raytheon" (совмещенный, вдобавок, с эхолотом) с комплектом сменных картографических картриджей итальянского производства. Соревноваться с этим прибором предстояло спутниковому навигатору "Garmin GPS 12", работающему в паре с ноутбуком "Hitachi" (Intel Pentium 200 MHz, 32 MB RAM, 2 MB video, HD 2.1 GB, TouchPad), на который мы установили картографическую систему "Tsunamis-99", предоставленную для испытаний компанией "Транзас Евразия".

О программе


Информация об изображенииКапитан тестирует различные GPS устройства
Капитан тестирует различные GPS устройства
 
Из красочно оформленной упаковочной коробки мы извлекли привычный компакт-диск и номерной электронный ключ, устанавливаемый в принтерный порт — программа защищена от несанкционированного использования аппаратным методом. Без ключа доступен только демо-режим с картами далекой от нас Флориды. Кстати, хоть наш Pentium-200 уже никак не отнесешь к "последнему писку", запаса по мощности у нас оказалось более чем достаточно — инструкция обещает уверенную работу "Tsunamis" даже на 486-м процессоре! Инсталляция самой программы проблем не вызвала — обычная для Windows процедура, а вот с установкой карт пришлось повозиться минут десять: чтобы "вытащить" карту с диска, нужно ввести двадцатизначный защитный код, а весь Финский залив и вся Ладога, на которых мы остановили свой выбор, охватываются двумя десятками карт. Покупаете вы не собственно карту (на диске, кроме самой программы, в архивированном виде имеются карты всего мира), а доступ к ней.

Мы сразу поинтересовались происхождением карт. Нам ответили, что все электронные векторные карты на диске — это карты производства "Транзас", созданные во внутреннем формате ТХ-97. За основу при оцифровке, в соответствии с официальными соглашениями, берутся карты и пособия, выпускаемые государственными гидрографическими службами различных стран: в России — Главным управлением навигации и океанографии Минобороны РФ (ГУНиО), в Великобритании — Британским Адмиралтейством, в США — NOAA и т.д. Электронные карты на диске являются полным аналогом обычных бумажных карт, выпускаемых этими организациями. Программа "Tsunamis-99" — управляющая оболочка, позволяющая работать с электронными картами — предназначена специально для маломерных судов и разработана на основе профессиональной системы электронной картографии "Navi Sailor", которая применяется на больших судах.


Информация об изображенииНоутбук с подключенным GPS приемником
Ноутбук с подключенным GPS приемником
 
"Tsunamis-99" нам достался в "навороченной" версии "Offshore". От упрощенной "Coastal" ее отличает, в основном, возможность подключения, помимо стандартного приемника GPS, множества дополнительных источников информации: эхолота, гиро- и магнитного компасов, лага и т.д. Предусмотрена возможность вести судовой журнал, а также управлять авторулевым. Многие опции "широким массам" вряд ли понадобятся, хотя кое-что нам все же пригодилось — например, режим редактирования карты, когда при помощи встроенного графического редактора можно не просто нанести на карту какие-либо отметки (например, точки опасности), но и даже перерисовать линию берега! Есть в версии "Offshore" и нечто вроде "черного ящика", позволяющего "проиграть" в записи все свои походы, причем не только в режиме реального времени, но и с 20-кратным ускорением.

Программа пока что не русифицирована — львиная доля пользователей находится за рубежом, но интерфейс достаточно прост и понятен. После короткого инструктажа мы достаточно быстро разобрались в основных функциях.

"Garmin", подключенный при помощи специального кабеля к "мышиному" порту, договорился с программой не сразу: нам пришлось залезть в его меню и переключить версию программного обеспечения. Сразу после этого на экране появилось символическое изображение кораблика, причем из всего перечня карт программа сама выбрала тот район, в котором мы находились. Кстати, нас несколько огорчило, что место привычной мыши на нашем "Hitachi" занял GPS — встроенным манипулятором "TouchPad" и дома-то пользоваться не очень удобно, а что же будет в качку? Правда, любую функцию можно активизировать и при помощи клавиатуры.


Едем по карте


Для первого знакомства мы поставили наипростейшую навигационную задачу: пройти с использованием чарт-плоттера и программы "Tsunamis" из точки А в точку Б — в нашем случае, из Приозерска в Кур-киеки по Ладоге (около 50 км), поэтому включили обе системы еще в приозерской гавани. Увы — чарт-плоттер с итальянской картой показал нам акваторию лишь в достаточно мелком масштабе, а на попытку увеличить изображение экран отозвался серым полем. Нечего итальянцам знать наши секреты! Зато на дисплее ноутбука с системой "Tsunamis" масштаб в пределах карты можно задать буквально какой угодно: от 1:1000 до 1:200000000 — то есть, словно поднявшись над конкретно взятой деревней на космическом корабле, взглянуть на весь мир!

Информация об изображенииНочной переход Приозерск—Куркиеки
Ночной переход Приозерск—Куркиеки
 
При "наезде" на Приозерск на карте обнаружилась крупномасштабная "врезка", на которой во всех подробностях изображена гавань со всеми глубинами, буями и огнями. Кстати, при помощи режима "Info", наведя квадратный курсор на интересующий объект, можно узнать о нем буквально все. Для маяка или створного знака, например, будут указаны его координаты, характеристики огня (проблески, сектора, цвет) и даже высота над уровнем моря. Если б в Приозерске, как встарь, действительно зажигали навигационные огни, цены бы такой информации не было! Однако, как показал проехавший точно по виртуальному фарватеру виртуальный кораблик — экранный символ нашего "Eagle", который синхронно с реальной лодкой миновал реальные входные буи, во всем остальном "врезка" вполне точная.

На ходу обе системы исправно рисовали пройденный путь. На чарт-плоттере, как на обычном навигаторе GPS, его изображение ("трэк") сохраняется безо всяких ограничений, и при желании можно пройти обратно той же дорогой и через несколько дней. В "Tsunamis" он потихоньку исчезает, словно настоящий кильватерный след, и держится, в зависимости от установки, от одного часа до суток, так что поверх него лучше сразу вручную проложить маршрут, который в виде отдельного файла будет храниться на жестком диске сколь угодно долго. Опробованные "трэки" нам очень пригодились во время ночного перехода, поскольку днем мы удачно миновали пару рыбацких заколов, практически невидимых в темноте (впоследствии мы нанесли их на карту при помощи графического редактора).


Кстати, при использовании "Tsunamis" вовсе не обязательно все время таращиться на экран и вести изображение лодочки по карте, как в компьютерной игре: цифры в правой части экрана показывают вам не только проложенный курс, но и пеленг на ближайшую маршрутную точку, который в случае отклонения от маршрута отличается от проложенного курса. Поглядывая на этот показатель, можно вести лодку по обычному магнитному компасу.

Карта "Tsunamis" всегда ориентирована "по норду", как бумажная на штурманском столе, в то время как на чарт-плоттере экранное изображение лодочки можно установить и вертикально (по курсовой черте), а карта при маневрах будет поворачиваться вокруг него — режим достаточно удобный и понятный простому пользователю, особенно в узкостях.

Информация об изображенииПеред входом в шхеру мы немного увеличили масштаб карты
Перед входом в шхеру мы немного увеличили масштаб карты
 
Правда, в узкости — а именно в шхере, чарт-плоттер опять выдал серое поле, в то время как "Tsunamis" по-прежнему позволял рассмотреть все повороты, протоки и островки в мельчайших подробностях. Хотя все же не все — проходя между двух крошечных, метров по тридцать в диаметре, заросших осокой островков, мы обнаружили, что одного из них на карте нет. Но на то и судоводитель за штурвалом — на карту надейся, а сам не плошай. Пришвартовавшись к причалу в Куркиеках, мы с удивлением обнаружили, что наша виртуальная лодочка на карте вылезла на берег и замерла точно над изображением крестика, обозначающего церковь. Несколько неточностей мы нашли и на картах Финского залива — исключительно в тех местах, куда крупные суда (и, как видно, представители гидрографической службы) не заглядывают. Короче говоря, проникая на небольшом катере или яхте в места, удаленные от районов интенсивного судоходства, не советуем слепо полагаться на любые карты — сверка показала, что все перечисленные неточности имеются и на бумажных картах, послуживших основой для электронных версий.

Плюсы и минусы


Знакомство с двумя типами электронных картографических систем у нас пока состоялось лишь в первом приближении, и очень многое осталось за кадром. Но основные выводы сделать можно и сейчас.


Главные плюсы системы "Tsunamis" — это великолепные подробные карты (не только являющиеся полным аналогом бумажных, но и позволяющие задействовать множество дополнительных функций), а также возможность использования универсального компьютера, которому найдется дело и в плавании — начиная от компьютерных игр и заканчивая доступом в Интернет при помощи "мобильника". Поскольку компьютер переносной, все намеченные маршруты можно занести в его память дома или в офисе, в спокойной обстановке.

Правда, "сухопутность" подобного аппарата может вызвать ряд проблем — начиная от необходимости его надежного крепления и заканчивая защитой от влаги. Следует продумать и вопрос с питанием ноутбука в компании с навигатором — на одних батарейках и аккумуляторах далеко не уедешь. Определенные неудобства создавала нам и снабженная обычной подсветкой жидкокристаллическая матрица дисплея нашего старичка-"Hitachi" — дабы защититься от солнечных лучей, днем мы накрывали экран импровизированным козырьком из газеты.

Специализированный чарт-плоттер воды не боится и может быть установлен в открытом кокпите. Матрица экрана у него активная и хорошо читается даже на солнце. Правда, до "профессиональной" картографии ему пока далеко — скорей, это просто очень "продвинутый" навигатор GPS, больше близкий по духу "чайнику", нежели специалисту. Помимо не слишком подробной карты (виртуальное расположение которой, однако, легко привести в соответствие с реальным курсом относительно берегов), на экран здесь можно вызвать и весь набор простых и привычных водительских подсказок вроде той же "автострады" (в системе "Tsunamis" при отклонении от маршрута ее роль исполняют маленькие стрелочки на экране).

Одно объединяет обе системы — предупреждение, появляющееся на экране при запуске: судоводителям не рекомендуют полагаться исключительно на электронику и советуют почаще прибегать к традиционным методам навигации — прежде всего, старым добрым бумажным картам. Здесь у пользователей "Tsunamis" есть еще один реальный шанс сэкономить — электронную версию интересующего вас участка можно без проблем вывести на принтер и взять с собой.

Какие плюсы и минусы важней, решать не нам — во многом это зависит не только от вкусов, но и от излюбленных маршрутов того или иного судоводителя. "Tsunamis", даже в простой прибрежной версии "Coastal", на наш взгляд — явно для тех, кто расстояния привык измерять сотнями (причем не километров, а миль). Испытания этой системы планируется продолжить, и о результатах мы обязательно сообщим в одном из ближайших номеров.


Понравилась ли вам эта статья?
+1

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Испытания алюминиевой мотолодки «Мастер-410»
Испытания мореходной мотолодки «Стрингер-510»
Испытания надувной РИБ мотолодки «Лидер-370»
Сравнение двух финских мотолодок «Buster XXL» и «Silver Shark»
Парасейл — воздушное крыло для поддержки паруса
Затопление семи яхт на регате «Великая Волга-2000»
Особенности управления автопоездом при перевозке катера
Противоугонное устройство для лодочного трейлера
Советы по заправке мотолодок на автомобильной заправке
Использование навигатора GPS на практике при судовождении
Наши на чемпионате по троллингу в Швеции
Опыт ремонта гребных стеклопластиковых лодок «Пелла»
Испытание каютной мотолодки «Silver Eagle Star Cabin»
Испытание надувной мотолодки РИБ «Кондор-480»
Испытания надувной моторной лодки «Фрегат-550 Тримаран»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Что лучше — чарт-плоттер или навигатор + ноутбук?

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Испытания 4-х лопастных алюминиевых винтов фирмы «Solas»
Сколько должен спать яхтсмен?
Гелькоут любого цвета за несколько минут
Движение задним ходом на автомобиле с трейлером
Тест-драйвы устройств «hands free» для мобильников
Устройство для залезания на мачту
Ступеньки на борт или «этажерка для книг»
Ловля лосося на речке Пурнач
Общефинский троллинговый чемпионат «Золотой лосось» 2001 года
Универсальное парусное вооружение для надувной лодки
Супертест семи надувных лодок под 25-сильный мотор
Испытания надувной РИБ моторной лодки «Кобра»
Испытания летающей лодки компании «Поларис Моторс»
Механизм бинарного параллелограмма
Навигационная система NAVNet японской фирмы «Furuno»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 21 + 24 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории