Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Опыт эксплуатации
  • 2002 год
  • Испытания моторной лодки «Фрегат-420 РИБ»
Краткое оглавление
Основные характеристики мотолодки "Фрегат-М420 РИБ" Знакомимся Выходим на воду Итог


Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Испытания надувной моторной лодки «Фрегат-550 Тримаран»
Испытания надувной гребной лодки «Фрегат R-280»
Испытания весельно-моторной надувной лодки «Вега»
Испытания гребно-моторной лодки «Пелла-фиорд»
Испытания надувной моторной лодки «Крым-5» с жестким дном
Испытания надувной РИБ моторной лодки «Кобра»
Испытания скоростной моторной лодки «Гарпун»
Испытания новой моторной лодки «Дельта-Т»
Испытания череповецкой моторной лодки «Афалина-520»
Испытания моторной лодки «Silver Hawk»
Испытания дюралюминиевой моторной лодки «Бриз»
Испытания скоростной моторной лодки «Silver Eagle DC»
Испытания моторной лодки «Гепард-560»
Испытания алюминиевой моторной лодки «Silver Shark WA»


Испытания моторной лодки «Фрегат-420 РИБ»

Год: 2002. Номер журнала «Катера и Яхты»: 179
          0


Что выйдет, если на 4.2-метровый РИБ — с реальной длиной жесткого корпуса всего лишь 3 м с небольшим — поставить 60-сильный мотор и усадить в кокпит 9 человек? В обыденной жизни проводить подобные эксперименты не советуем, но испытания — дело другое. Заведомое превышение паспортных требований позволяет выяснить, насколько они соответствуют действительности и оставлен ли конструкторами некий запас на случай всяких непредвиденностей, которые нередко случаются и в ходе "нормальной" эксплуатации. Как выяснилось, у "Фрегата-420", который мы испытали прошлой осенью на Вуоксе, запас в этом плане более чем солидный.

Основные характеристики мотолодки "Фрегат-М420 РИБ"


Информация об изображенииЛодка "Фрегат-420 РИБ" на ходу с семью человеками
Лодка "Фрегат-420 РИБ" на ходу с семью человеками
 
Длина, м4.20 (4.00)
Ширина, м1.80
Диаметр баллона, м0.45
Количество отсеков баллона, шт.4
Длина жесткого корпуса, м3.2
Ширина жесткого корпуса, м1.3
Вес со штатным оборудованием, не более, кг100 (65)
Вес жесткого корпуса, кг80 (45)
Пассажировместимость, чел.6
Грузоподъемность, кг900
Макс. мощность ПМ, л.с.30 (25)
Цена, долл.2000*/1700**
(1500)/1950***

* Для базовой модификации с консолью и сиденьем; ** для базовой модификации без консоли и сиденья; *** для румпельной версии с надувным фальшбортом.

(по данным производителя; в скобках — отличающиеся характеристики укороченной и облегченной версии "Фрегат-М400 РИБ", созданной на базе предыдущей модели)

Знакомимся


Дебют этого РИБа состоялся в прошлом году, во время соревнований на призы "КиЯ", которые мы традиционно проводим в ходе Петербургской Бот-Шоу. Предыдущий 4-метровый "фрегатовский" РИБ "Вираж", выпускаемый совместно с екатеринбургским ТД "Спорт", новая лодка ничем не напоминала—ни обводами корпуса, ни внутренней планировкой. Вместо экстравагантного носового пульта управления на "420-й" установлена классическая центральная консоль весьма привлекательного дизайна — ее обтекаемый силуэт придает облику лодки стремительность и недвусмысленно намекает на некоторую спортивность характера. Пространство под консолью предназначено для размещения стандартного топливного бака — на наш взгляд, очень удачное решение не только с точки зрения экономии пространства, но и центровки, и удобства. Так, например, встроенный в бак указатель уровня топлива всегда на виду у водителя.


Информация об изображенииВодительское место
Водительское место
 
Хоть ковшеобразное пластиковое сиденье не регулируется, достаточно комфортно разместиться за штурвалом удалось испытателям самого разного роста. Нарекание относительно эргономики возникло лишь одно — при необходимости дать полный газ (или его сбросить) приходилось тянуться слишком далеко вперед. Лучше было бы расположить машинку газа-реверса так, чтобы ручка перемещалась больше по вертикали и всегда была под рукой. Лодка как-никак скоростная, где исход ситуации иной раз решают буквально доли секунды. Пространство под сиденьем тоже не пропало зря — на "нашей" лодке там был установлен аккумулятор.

Из прочего стандартного оборудования мы отметили довольно просторный носовой рундук, крышка которого снабжена мягкой подушкой, а также надувное сиденье для пассажиров, которое устанавливается в распор между бортами перед консолью. При необходимости его можно перемещать по длине лодки, а также сдуть и убрать, если надо освободить пространство в кокпите. Леерная обвязка имеется здесь не только на наружных поверхностях баллонов, но и внутри кокпита, что значительно облегчает посадку в лодку с воды, да и пассажирам есть за что держаться.

На транце обнаружились два сливных отверстия, одно пробкой внутрь, другое — наружу. Первое предназначено для удаления воды из кокпита, а второе — для осушения внутреннего пространства корпуса между секциями днища и кокпита, например, в случае пробоины. Специальных испытаний мы не проводили, но нам все же показалось, что сечение обоих клапанов маловато. Надувной борт имеет четыре независимых отсека — носовая "подкова" разделена переборкой. На компактных лодках такое решение, направленное на повышение безопасности, встречается не столь часто.


Информация об изображенииСъемный баллон, крепящийся на соединении "ликтрос—ликпаз"
Съемный баллон, крепящийся на соединении "ликтрос—ликпаз"
 
В консольном варианте "420-й" комплектуется веслами-гребками без уключин, хотя, на наш взгляд, лодку вполне можно снабдить и обычными распашными, поставив подуключины ближе к носу, а в качестве сиденья для гребца задействовать мягкую крышку носового рундука.

И консоль, и сиденье крепятся саморезами к специальной закладной детали из толстой фанеры, расположенной под днищем кокпита, и демонтировать их достаточно просто — например, перед тем же зимним хранением. Но больше всего нам понравилось, что и баллон здесь съемный, крепящийся на соединении "ликтрос—ликпаз". Передняя "подкова" баллона дополнительно фиксируется специальным карманом, в который заводится носовая часть жесткого корпуса. Поставить и снять баллон можно буквально за считанные минуты, хотя удобней проделывать эту операцию вдвоем.

С точки зрения хранения и транспортировки съемный баллон обладает несомненными преимуществами перед намертво приклеенным. Уже вернувшись в город, мы в порядке эксперимента прислонили жесткий корпус "420-го" к стене и замерили занимаемое им пространство. Даже в таком простейшем варианте 3.2-метровый корпус требует не более 70 см по ширине, а если подвесить его вплотную к стене, хватит и полуметра. Таким образом, зимой ему вполне найдется место в гараже по соседству с машиной. Кто-то резонно заметил, что жесткую "корку" можно попросту закинуть и на крышу гаража — без баллона она вряд ли представит особый интерес для криминального элемента.

К месту проведения испытаний и обратно собранная и укомплектованная мотором лодка путешествовала на трейлере, но, как мы выяснили, при наличии достаточно крупного внедорожника можно обойтись и без прицепа: жесткий корпус без проблем разместился на крыше Nissan Patrol, а баллон, консоль, сиденье и мотор — внутри. Вполне приемлемый вариант, чтобы в начале сезона привезти лодку на "свой" водоем, а потом вернуть к месту зимнего хранения, особенно если найдется двое-трое помощников — в одиночку погрузить корпус "420-го" на крышу джипа под силу разве что штангисту-разряднику.


Выходим на воду


Когда трейлер с лодкой подкатил к берегу, при виде установленного на транце 60-сильного "Mercury" кое-кто из испытателей даже присвистнул. Было с чего — паспорт "420-го" разрешает ставить только "тридцатку", т. е. ровно вдвое меньше, и когда представители "Фрегата" на наших гонках повесили на лодку с одним водителем 40-сильный "Tohatsu", нам и это показалось некоторым перебором.

Информация об изображенииЛодка "Фрегат-420 РИБ" возле берега
Лодка "Фрегат-420 РИБ" возле берега
 
Чтобы укрепить на болтах "длинноногий" "Mercury", пришлось лишь установить на транец толстую высокую накладку —больше никаких изменений не производилось.

Для начала — выход с одним водителем. Первое впечатление: лодка отличается весьма и весьма достойным поведением на воде. Вплоть до скорости около 60 км/ч (при запредельном для такой лодки моторе на ручке газа остается солидный запас) — никаких проблем ни с устойчивостью на курсе, ни с поворотами, в которые лодка входит с умеренным внутренним креном и уверенно держит намеченную водителем траекторию. Некоторая склонность к заносу проявляется лишь тогда, когда центробежная сила уже стремится стащить водителя с сиденья (которое обладает, к счастью, боковой поддержкой), недвусмысленно свидетельствуя о переборе со скоростью в повороте.

Но стоит водителю-одиночке прибавить газу и перевалить рубеж в 65 км/ч, как с устойчивостью движения начинаются серьезные проблемы — даже на зеркально гладкой воде разогнавшаяся лодка не только принимается дельфинировать, но угрожающе зарыскивает, врезаясь в воду то правой, то левой скулой. Работа рулем и кнопками триммера при этом мало что дает. Не сказать, чтоб такой способ передвижения был чреват какими-то серьезными последствиями, но толкать ручку газа до упора особо не тянет—даже не столько из-за дискомфорта, сколько по той причине, что мощь установленной на транце "шестидесятки" расходуется явно не по назначению.


Информация об изображенииЛодка "Фрегат-420 РИБ" на ходу с двумя пассажирами
Лодка "Фрегат-420 РИБ" на ходу с двумя пассажирами
 
Когда на борту появился первый пассажир (как и водитель, весом около 80 кг), дело сразу пошло веселей — ручку в конце концов удалось отодвинуть до упора, хотя "420-й", который разогнался почти до 70 км/ч, по-прежнему то и дело взбрыкивал, словно скаковая лошадь, которую подхлестывают кнутом. Еще один пассажир — и лодка окончательно остепенилась. Что тут было причиной — то ли некоторое увеличение ходовой осадки под нагрузкой, то ли естественное снижение скорости до комфортных 60 км/ч — судить не беремся, но факт есть факт — водитель вновь обрел полную власть над лодкой.

Постепенно подсаживая в "420-й" одного испытателя за другим, мы добрались до паспортной пассажировместимости в 6 чел. Если исходить из полезной площади кокпита — пожалуй, это действительно предел, — существующие правила запрещают пассажирам располагаться на бортах, и эта цифра была определена производителем именно на таком основании. Но легкость выхода на глиссирование и "мак-сималка" в 53 км/ч побудили нас продолжить эксперименты. И вот, наконец, на борту 9 человек — вся тест-группа в полном составе. Под натужный вой 60 "лошадей" лодка через десяток секунд вышла на глиссирование и постепенно разогналась до 45 км/ч. Неплохо!

Несмотря на значительную общую массу (центр которой расположен при этом высоко над водой) управляемость "420-го" практически не изменилась. Когда со всей оравой на борту водитель рискнул заложить пару довольно крутых виражей, крен оказался столь же умеренным, а траектория столь же четкой, как и при малой нагрузке. Никто из членов экипажа, по крайней мере, своего неудовольствия не проявил.


Информация об изображенииВодительская консоль с сиденьем на небольшой лодке съедает пространство
Водительская консоль с сиденьем на небольшой лодке съедает пространство
 
Пробовали мы выходить на широкие вуоксинские плесы и при волнении высотой 0.4-0.6 м, удалясь от базы на 8—10 км. Волна там короткая, ветровая и гораздо более неприятная для судоводителя, нежели плавная морская. При движении с высокой скоростью корпус испытывал довольно жесткие удары, а с одним водителем и вовсе норовил выпрыгнуть из воды. Удивляться нечему — килеватость на транце здесь более чем умеренная. В таких условиях шли большей частью со скоростью около 35 км/ч, то и дело сбрасывая газ при встрече с особо крупной волной. Водитель, расположенный ближе к корме, чувствует себя при этом гораздо более комфортно, чем пассажир впереди. Заливания мы не отметили, хотя время от времени в кокпит залетает мелкая водяная пыль. По личным ощущениям испытателей, наименьшие перегрузки были отмечены при движении по попутной волне под углом 30-45° относительно бега волн.

С увеличением нагрузки "420-й" начинает вести себя более степенно — с экипажем 4 чел. волна преодолевается заметно мягче.

Итог


По общему мнению испытателей, "Фрегат-420" — добротный классический РИБ с достаточно уравновешенным характером. При транспортировке и хранении особых ухищрений не требует во многом благодаря съемному борту. Несмотря на принадлежность к компактному классу, способен решать вполне "взрослые" задачи, любит нагрузку и вообще выполнен с солидным запасом по большинству показателей. Хотя и у него есть свои ограничения — в частности, по мореходности. Что же касается мощности, то паспортный показатель мы бы не советовали превышать более чем на 10 л.с. "Шестидесятка", как ни крути, оказалась явным перебором, особенно при малой нагрузке.

В планах фирмы на этот год выпуск модели РИБа "М-400" с такими же обводами, а также производство модели "М-420" в варианте с фальшбортом.



Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Устройство для залезания на мачту
Ступеньки на борт или «этажерка для книг»
Ловля лосося на речке Пурнач
Общефинский троллинговый чемпионат «Золотой лосось» 2001 года
Универсальное парусное вооружение для надувной лодки
Супертест семи надувных лодок под 25-сильный мотор
Испытания надувной РИБ моторной лодки «Кобра»
Испытания летающей лодки компании «Поларис Моторс»
Механизм бинарного параллелограмма
Навигационная система NAVNet японской фирмы «Furuno»
Кто обеспечит безопасность в Невской дельте
Мир яхтенного чартера (аренда яхты)
Трагедия американского парохода «Истленд»
Ловля рыбы на реке Коппи в Хабаровском крае
Соревнования по ловле рыбы «Хищник-2001» и «Золотой лосось II»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Испытания моторной лодки «Фрегат-420 РИБ»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Тестирование системы электронной картографии «Tsunamis`99»
Выбор надувной мотолодки «Лидер» в вопросах и ответах
Весенний ремонт яхты и подготовка к навигации
Найди себе приключение, или экстремальный чартер
Лопнувший миф или кое-что о расходе топлива
Волновой якорь, успокаивающий качку
Перевозим картоп-лодку на автомобиле правильно
Азы троллинга для начинающих рыболовов
Испытания канадской аэролодки «Хаски»
Испытания надувной РИБ мотолодки «Кайман» с алюминиевым корпусом
Испытания РИБ мотолодок «Орион-8ПМ» и «Орион-60 Спорт»
Маленькие хитрости для капитана парусной яхты
Мини-компьютер КПК + GPS-приемник
Компьютерный яхтенный симулятор «Virtual Skipper»
Гибель трехмачтового барка «Роял Чартер»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 47 + 40 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории