Основные характеристики мотолодки "Фрегат-М420 РИБ"
Длина, м | 4.20 (4.00) |
Ширина, м | 1.80 |
Диаметр баллона, м | 0.45 |
Количество отсеков баллона, шт. | 4 |
Длина жесткого корпуса, м | 3.2 |
Ширина жесткого корпуса, м | 1.3 |
Вес со штатным оборудованием, не более, кг | 100 (65) |
Вес жесткого корпуса, кг | 80 (45) |
Пассажировместимость, чел. | 6 |
Грузоподъемность, кг | 900 |
Макс. мощность ПМ, л.с. | 30 (25) |
Цена, долл. | 2000*/1700** |
(1500)/1950*** |
* Для базовой модификации с консолью и сиденьем; ** для базовой модификации без консоли и сиденья; *** для румпельной версии с надувным фальшбортом.
(по данным производителя; в скобках — отличающиеся характеристики укороченной и облегченной версии "Фрегат-М400 РИБ", созданной на базе предыдущей модели)
Знакомимся
Дебют этого РИБа состоялся в прошлом году, во время соревнований на призы "КиЯ", которые мы традиционно проводим в ходе Петербургской Бот-Шоу. Предыдущий 4-метровый "фрегатовский" РИБ "Вираж", выпускаемый совместно с екатеринбургским ТД "Спорт", новая лодка ничем не напоминала—ни обводами корпуса, ни внутренней планировкой. Вместо экстравагантного носового пульта управления на "420-й" установлена классическая центральная консоль весьма привлекательного дизайна — ее обтекаемый силуэт придает облику лодки стремительность и недвусмысленно намекает на некоторую спортивность характера. Пространство под консолью предназначено для размещения стандартного топливного бака — на наш взгляд, очень удачное решение не только с точки зрения экономии пространства, но и центровки, и удобства. Так, например, встроенный в бак указатель уровня топлива всегда на виду у водителя.
Хоть ковшеобразное пластиковое сиденье не регулируется, достаточно комфортно разместиться за штурвалом удалось испытателям самого разного роста. Нарекание относительно эргономики возникло лишь одно — при необходимости дать полный газ (или его сбросить) приходилось тянуться слишком далеко вперед. Лучше было бы расположить машинку газа-реверса так, чтобы ручка перемещалась больше по вертикали и всегда была под рукой. Лодка как-никак скоростная, где исход ситуации иной раз решают буквально доли секунды. Пространство под сиденьем тоже не пропало зря — на "нашей" лодке там был установлен аккумулятор.
Из прочего стандартного оборудования мы отметили довольно просторный носовой рундук, крышка которого снабжена мягкой подушкой, а также надувное сиденье для пассажиров, которое устанавливается в распор между бортами перед консолью. При необходимости его можно перемещать по длине лодки, а также сдуть и убрать, если надо освободить пространство в кокпите. Леерная обвязка имеется здесь не только на наружных поверхностях баллонов, но и внутри кокпита, что значительно облегчает посадку в лодку с воды, да и пассажирам есть за что держаться.
На транце обнаружились два сливных отверстия, одно пробкой внутрь, другое — наружу. Первое предназначено для удаления воды из кокпита, а второе — для осушения внутреннего пространства корпуса между секциями днища и кокпита, например, в случае пробоины. Специальных испытаний мы не проводили, но нам все же показалось, что сечение обоих клапанов маловато. Надувной борт имеет четыре независимых отсека — носовая "подкова" разделена переборкой. На компактных лодках такое решение, направленное на повышение безопасности, встречается не столь часто.
В консольном варианте "420-й" комплектуется веслами-гребками без уключин, хотя, на наш взгляд, лодку вполне можно снабдить и обычными распашными, поставив подуключины ближе к носу, а в качестве сиденья для гребца задействовать мягкую крышку носового рундука.
И консоль, и сиденье крепятся саморезами к специальной закладной детали из толстой фанеры, расположенной под днищем кокпита, и демонтировать их достаточно просто — например, перед тем же зимним хранением. Но больше всего нам понравилось, что и баллон здесь съемный, крепящийся на соединении "ликтрос—ликпаз". Передняя "подкова" баллона дополнительно фиксируется специальным карманом, в который заводится носовая часть жесткого корпуса. Поставить и снять баллон можно буквально за считанные минуты, хотя удобней проделывать эту операцию вдвоем.
С точки зрения хранения и транспортировки съемный баллон обладает несомненными преимуществами перед намертво приклеенным. Уже вернувшись в город, мы в порядке эксперимента прислонили жесткий корпус "420-го" к стене и замерили занимаемое им пространство. Даже в таком простейшем варианте 3.2-метровый корпус требует не более 70 см по ширине, а если подвесить его вплотную к стене, хватит и полуметра. Таким образом, зимой ему вполне найдется место в гараже по соседству с машиной. Кто-то резонно заметил, что жесткую "корку" можно попросту закинуть и на крышу гаража — без баллона она вряд ли представит особый интерес для криминального элемента.
К месту проведения испытаний и обратно собранная и укомплектованная мотором лодка путешествовала на трейлере, но, как мы выяснили, при наличии достаточно крупного внедорожника можно обойтись и без прицепа: жесткий корпус без проблем разместился на крыше Nissan Patrol, а баллон, консоль, сиденье и мотор — внутри. Вполне приемлемый вариант, чтобы в начале сезона привезти лодку на "свой" водоем, а потом вернуть к месту зимнего хранения, особенно если найдется двое-трое помощников — в одиночку погрузить корпус "420-го" на крышу джипа под силу разве что штангисту-разряднику.
Выходим на воду
Когда трейлер с лодкой подкатил к берегу, при виде установленного на транце 60-сильного "Mercury" кое-кто из испытателей даже присвистнул. Было с чего — паспорт "420-го" разрешает ставить только "тридцатку", т. е. ровно вдвое меньше, и когда представители "Фрегата" на наших гонках повесили на лодку с одним водителем 40-сильный "Tohatsu", нам и это показалось некоторым перебором.
Чтобы укрепить на болтах "длинноногий" "Mercury", пришлось лишь установить на транец толстую высокую накладку —больше никаких изменений не производилось.
Для начала — выход с одним водителем. Первое впечатление: лодка отличается весьма и весьма достойным поведением на воде. Вплоть до скорости около 60 км/ч (при запредельном для такой лодки моторе на ручке газа остается солидный запас) — никаких проблем ни с устойчивостью на курсе, ни с поворотами, в которые лодка входит с умеренным внутренним креном и уверенно держит намеченную водителем траекторию. Некоторая склонность к заносу проявляется лишь тогда, когда центробежная сила уже стремится стащить водителя с сиденья (которое обладает, к счастью, боковой поддержкой), недвусмысленно свидетельствуя о переборе со скоростью в повороте.
Но стоит водителю-одиночке прибавить газу и перевалить рубеж в 65 км/ч, как с устойчивостью движения начинаются серьезные проблемы — даже на зеркально гладкой воде разогнавшаяся лодка не только принимается дельфинировать, но угрожающе зарыскивает, врезаясь в воду то правой, то левой скулой. Работа рулем и кнопками триммера при этом мало что дает. Не сказать, чтоб такой способ передвижения был чреват какими-то серьезными последствиями, но толкать ручку газа до упора особо не тянет—даже не столько из-за дискомфорта, сколько по той причине, что мощь установленной на транце "шестидесятки" расходуется явно не по назначению.
Когда на борту появился первый пассажир (как и водитель, весом около 80 кг), дело сразу пошло веселей — ручку в конце концов удалось отодвинуть до упора, хотя "420-й", который разогнался почти до 70 км/ч, по-прежнему то и дело взбрыкивал, словно скаковая лошадь, которую подхлестывают кнутом. Еще один пассажир — и лодка окончательно остепенилась. Что тут было причиной — то ли некоторое увеличение ходовой осадки под нагрузкой, то ли естественное снижение скорости до комфортных 60 км/ч — судить не беремся, но факт есть факт — водитель вновь обрел полную власть над лодкой.
Постепенно подсаживая в "420-й" одного испытателя за другим, мы добрались до паспортной пассажировместимости в 6 чел. Если исходить из полезной площади кокпита — пожалуй, это действительно предел, — существующие правила запрещают пассажирам располагаться на бортах, и эта цифра была определена производителем именно на таком основании. Но легкость выхода на глиссирование и "мак-сималка" в 53 км/ч побудили нас продолжить эксперименты. И вот, наконец, на борту 9 человек — вся тест-группа в полном составе. Под натужный вой 60 "лошадей" лодка через десяток секунд вышла на глиссирование и постепенно разогналась до 45 км/ч. Неплохо!
Несмотря на значительную общую массу (центр которой расположен при этом высоко над водой) управляемость "420-го" практически не изменилась. Когда со всей оравой на борту водитель рискнул заложить пару довольно крутых виражей, крен оказался столь же умеренным, а траектория столь же четкой, как и при малой нагрузке. Никто из членов экипажа, по крайней мере, своего неудовольствия не проявил.
Пробовали мы выходить на широкие вуоксинские плесы и при волнении высотой 0.4-0.6 м, удалясь от базы на 8—10 км. Волна там короткая, ветровая и гораздо более неприятная для судоводителя, нежели плавная морская. При движении с высокой скоростью корпус испытывал довольно жесткие удары, а с одним водителем и вовсе норовил выпрыгнуть из воды. Удивляться нечему — килеватость на транце здесь более чем умеренная. В таких условиях шли большей частью со скоростью около 35 км/ч, то и дело сбрасывая газ при встрече с особо крупной волной. Водитель, расположенный ближе к корме, чувствует себя при этом гораздо более комфортно, чем пассажир впереди. Заливания мы не отметили, хотя время от времени в кокпит залетает мелкая водяная пыль. По личным ощущениям испытателей, наименьшие перегрузки были отмечены при движении по попутной волне под углом 30-45° относительно бега волн.
С увеличением нагрузки "420-й" начинает вести себя более степенно — с экипажем 4 чел. волна преодолевается заметно мягче.
Итог
По общему мнению испытателей, "Фрегат-420" — добротный классический РИБ с достаточно уравновешенным характером. При транспортировке и хранении особых ухищрений не требует во многом благодаря съемному борту. Несмотря на принадлежность к компактному классу, способен решать вполне "взрослые" задачи, любит нагрузку и вообще выполнен с солидным запасом по большинству показателей. Хотя и у него есть свои ограничения — в частности, по мореходности. Что же касается мощности, то паспортный показатель мы бы не советовали превышать более чем на 10 л.с. "Шестидесятка", как ни крути, оказалась явным перебором, особенно при малой нагрузке.
В планах фирмы на этот год выпуск модели РИБа "М-400" с такими же обводами, а также производство модели "М-420" в варианте с фальшбортом.