Два года эксплуатации ПМ "Johnson-50" на лодке "Казанка-5" позволяют мне с достаточно степенью уверенности ответить на вопрос — так ли это? Сравнение пойдет с лучшим по расходу топлива отечественным подвесником "Нептун-23".
Когда речь заходит о расходе топлива, достоверные результаты можно получить, используя лодку на достаточно протяженных — не менее 400 — 500 км — маршрутах, проходимых туда и обратно. При этом усредняется как влияние погоды, так и влияние скорости течения на соответствующих участках.
Маршрут по Волге от Нижнего Новгорода до Ярославля включает в себя как участки водохранилища, так и обычные плесы с различной скоростью течения. Пройден он уже не один десяток раз, но результаты с "Нептуном-23" взяты с последнего, перед сменой мотора, путешествия. Это сделано для уменьшения влияния загрязнения днища лодки на точность результатов.
Общий вес лодки с мотором "Johnson-50" был примерно на 50 кг больше, чем с "Нептуном-23". Эта цифра складывается из разницы в весе самих ПМ, аккумуляторов, системы впрыска масла, фирменного ДУ и штатного тахометра мотора с системой контроля. Сюда входит и разница весов транцевых досок.
Основная загрузка лодки складывается из весов: двух человек — 130 кг; продуктов питания и посуды — 40 кг; спальных и личных вещей — 30 кг; бензина — 80 л (вместе с весом канистр — 60 кг); масла — 10 л (5 л в расходном бачке и 5 в запасной канистре) — 8 кг; инструмента — 10 кг; книг, фото- и киноаппаратуры, средств связи и навигации — 5 кг; обуви — 5 кг; неучтенных мелочей — 5 кг. Такая загрузка в путешествиях постоянна уже на протяжении более 15 лет.
Обороты двигателя "Johnson-50" контролировались по тахометру и поддерживались в пределах 4100±50 об/мин, скорость лодки — по GPS "Garmin 45 XL". Система настроенного патрубка на карбюраторе у "Нептуна-23" позволяла с достаточной степенью точности держать обороты около 4200 об/мин. Проверка осуществлялась на слух — на резонансных оборотах система впуска начинает издавать характерное звучание. Такой способ контроля проверен многолетней практикой и приводит к небольшому разбросу времени на прохождение участков известной протяженности.
Просуммируем результаты по всему маршруту.
Затраты ходового времени с импортным ПМ на 10 ч 04 мин меньше, чем с "Нептуном", а стоимость израсходованного при этом бензина на 193 р. ниже.
Разница отнюдь не в пользу "Нептуна". Она могла быть еще больше, если бы нам не пришлось на обратном пути сменить винт ПМ "Johnson" на более легкий. Часовой расход вырос, хотя лодка шла по течению.
Что еще стоит подчеркнуть?
- 1. Скорость течения реки слабее сказывается на расходе топлива при скоростях движения 40—45 км/ч.
- 2. Правильно подобранный винт позволяет существенно экономить топливо.
- 3. На пути в Ярославль от Пучежа до острова оба раза мы попадали в шторм, но более мощный мотор позволял поддерживать большую скорость движения при попутной волне порядка 1 м.
- 4. Крейсерская скорость возросла в 1.5 раза, при этом расход бензина вырос на 17%.
Мне могут возразить, что близкие результаты по скорости можно получить и с двумя отечественными ПМ. Да, конечно. Но это будет достигнуто с еще большим расходом топлива.
Кроме того, оказалось, что летом на некоторых заправках (Дубна, Калязин, Кинешма, Казань) частенько не бывает именно 76-го бензина.