Основные данные мотолодки "Гепард-560"
Длина, м | 5.6 |
Ширина, м | 2.1 |
Килеватость на транце, град. | 18 |
Сухой вес, кг | 550 |
Емкость, л: | |
- топливного бака | 150 |
- водяного танка | 23 |
Мощность ПМ, л.с. | 115-150 |
Пассажировместимость, чел. | 5 |
Грузоподъемность, кг | 500 |
Цена, евро | 9900 |
Свой первый "Викинг" известный рижский конструктор и гонщик Евгений Слетин создал еще в 1980 г., успешно выступив на нем на традиционных соревнованиях на призы "КиЯ" и "Балтияс Дзинтарс". Эта едва ли не первая по-настоящему современная стеклопластиковая мотолодка в СССР сразу послужила образцом для множества подражаний — чертежи ее в свое время были опубликованы в "КиЯ". С тех пор "Викинги", которые с начала 90-х выпускаются серийно, неоднократно совершенствовались и модернизировались, но главная направленность основанного еще в советские времена бренда осталась прежней — произведения Слетина нацелены прежде всего на достижение высоких скоростей и уверенное исполнение экстремальных маневров. Именно эти качества и определили выбор "Патриота", подыскивающего подходящий корпус для новой лодки спортивной направленности. Москвичи остановились на самом крупном из трех выпускающихся ныне "Викингов", матрица которого и легла в основу 5.6-метрового "Гепарда". А вот палубная секция новинки была создана "с нуля". При этом ее производители предпочли вариант планировки, встречающийся на отечественных лодках сравнительно редко.
Bowrider
Так согласно западной терминологии принято называть планировку, во многом являющуюся дальнейшим развитием хорошо знакомой "классической" (или "автомобильной") схемы. В отличие от "классики" с запалубленным носом носовая часть "боурайдера" оборудована дополнительным треугольным кокпитом, также снабженным полноценными мягкими сиденьями, доступ в который осуществляется через проход между двумя бортовыми консолями — а скорее, вырез в переборке основного кокпита, приборной панели и ветровом стекле. Кстати, многие фирмы на основе одного и того же корпуса выпускают и лодки с "автомобильной" компоновкой, и "боурайдеры", причем при виде сбоку практически неотличимые.
Последние более всего распространены в США, а также на юге Европы — два открытых кокпита подразумевают эксплуатацию в достаточно мягком климате. Используют такие лодки в основном для коротких скоростных прогулок, а также буксировки воднолыжников, парашютистов и т.п. Если судить по зарубежным рекламным проспектам, носовой кокпит здесь требуется только для того, чтобы разместить на борту побольше симпатичных девиц в разноцветных купальниках, однако россияне, нередко оценивающие любую технику прежде всего с точки зрения ее универсальности, наверняка отыщут и иные преимущества — например, дополнительное пространство очень пригодится на рыбалке. Кстати, большинство алюминиевых "Silver", ориентированных на рыболовов, решены по очень похожему принципу. А вот стеклопластиковые "боурайдеры" отечественного производства можно буквально пересчитать по пальцам. В качестве ближайшего конкурента "Гепарда" назовем, к примеру, схожий по размерениям "Гарпун" нижегородской компании "Пласт" (см. №181).
Информация об изображении
Для установки мотора со "сверхдлинным" дейдвудом высота транца была увеличена до 640 мм
При первом осмотре "Гепард" оставляет весьма отрадное впечатление — и по уровню исполнения, и по общим дизайнерским решениям. Разработчики палубной секции явно изучили не один зарубежный прототип, переняв множество полезных мелочей, но при этом создали свой собственный, вполне узнаваемый образ. Стремительность "спортивного" силуэта еще более подчеркивается характерной для скоростных машин ярко-красной расцветкой, навевающей не только "лодочные", но и "автомобильные" ассоциации. Сдвоенный кокпит радует современными очертаниями панелей, грамотным расположением контрольных приборов, переключателей и всякой сервисной мелочевки, а также двухцветными подушками сидений — собственного производства, но выглядящими вполне "фирменно".
Для установки мотора со "сверхдлинным" дейдвудом высота транца была увеличена до 640 мм
Лодка получилась не только привлекательной внешне, но и функциональной. В ограниченном объеме 5.6-метрового корпуса упрятано достаточное количество багажных отделений — помимо большого рундука под кормовым диваном, имеются два поменьше под сиденьями носового кокпита (это не считая форпика для якорного конца с якорем), а также длинный "локер" под пайлом, в котором легко поместятся водные лыжи или разобранные удилища. Предусмотрен и ряд полезных трансформаций. Откинув вперед водительское и пассажирское кресла, мы обнаружили пару сюрпризов. Под правым скрывается раковина умывальника, причем кран с насадкой-распылителем и кнопочкой электропомпы подсоединен с довольно длинным шлангом, и если извлечь его наружу, то готов палубный душ. Под левым — портативная газовая плитка. Правда, использовать ее на штатном месте наверняка придется с осторожностью — нижняя часть откинутого сиденья располагается чересчур близко к огню.
В стандартное оснащение входит пластиковый столик с подстаканниками, устанавливаемый перед кормовым диваном. Если развернуть задом наперед кресла водителя и пассажира, устроиться за ним можно и впятером — правда, в некоторой тесноте. Отрадно, что в кормовом рундуке предусмотрено специальное место для его крепления по-походному, снабженное мягкими ремнями.
Да и вообще о внимании разработчиков к мелочам свидетельствуют, к примеру, такие вещи, как фигурные отформовки, позволяющие поддеть крышки рундуков, не ломая ногти, ручки возле пассажирских мест (хотя в глубоком кокпите вроде бы и без них безопасно даже при "адреналиновых" разворотах), удобный поручень возле купального трапа и бортовые огни, утопленные в фигурные ниши — нет риска отломать их при швартовке. Тент вместе с дугами укладывается в специальный отсек за кормовым диваном и накрывается крышкой — и удобно, и эстетично. В "стандарт" входит также аудиоподготовка, причем без музыки не останутся и пассажиры носового кокпита — один из динамиков вынесен на переднюю переборку правой консоли.
Единственно, место стыковки собственно лобового стекла и его развитых боковин выглядит с точки зрения дизайна не очень аккуратно, хотя стекло "фирменное", известной компании "Taylor Made". Нам объяснили, что в этом-то и причина — изготовление "тейлоровского" стекла на заказ стоит дорого, оснастка оправдывает себя только при достаточно большом тираже, поэтому для первой партии "Гепардов" на фирме подобрали готовые стекла от зарубежных катеров схожих размеров (в дальнейшем все же планируется устанавливать "родную" деталь). Случайным элементом показались нам дешевенькие, не "морские" фары, установленные по бортам — заменить их можно за дополнительную плату. Забытой оказалась и одна хрестоматийная мелочь — в крышке самоотливного форпика нет ни отверстия, ни выштамповки для якорного конца (этот недостаток, вызванный спешкой, производители тоже обещают исправить). Заметили мы также, что стандартный пилон для крепления буксировочного фала, на вид достаточно мощный, явно коротковат — при боковых перемещениях фал должен задевать о капот мотора. Здесь тоже была виновата "предстартовая лихорадка" — раздобытый в последний момент "Suzuki DF140" оказался со "сверхдлинным" дейдвудом "UL", отчего транец пришлось наращивать до 640 мм со всеми вытекающими последствиями.
Наследник "Викинга"
Представители "Патриота" сообщили, что испытания первого опытного образца "Гепарда" проводили с 115сильным мотором и выяснили, что с точки зрения безопасности это для него далеко не предел. Управится ли он с большей мощностью? Принесет ли ее увеличение какие-либо положительные результаты? Это нам и предстояло выяснить.
Для первого испытательного выхода мы установили наиболее "тяжелый" винт из двух имеющихся — стальной диаметром 14½ и шагом 25 дюймов (обычно их применяют на угловых колонках "Alpha 1" со стационарами "MerCruiser"). Примерно при 2000-2500 об/мин появился кормовой дифферент (довольно умеренный и практически не влияющий на обзорность даже при сидячем положении водителя), и вскоре "Гепард" уже уверенно глиссировал. Выйдя на режим, лодка с максимально "занутренным" мотором слегка прилегла на левый борт, но этот эффект удалось убрать при помощи соответствующей кнопки триммера. При среднем положении дейдвуда удалось раскрутить мотор только до 4500 об/мин, скорость при этом составила примерно 65 км/ч. Дальнейшая откидка мотора прибавила еще чуть более 5 км/ч, но в районе 5000-5500 об/мин триммирование перестало способствовать приросту скорости, несмотря на увеличение оборотов, а реактивный момент гребного винта большого диаметра и шага все сильнее стремился провернуть штурвал вправо (лодка была оборудована обычной тросовой системой ДУ поворотом, а не "гидравликой"). Заметно сказывались побочные эффекты винта и при "раскрутке" на месте, когда перекладка руля влево на борт под прибавление газа вызывала крен более 45° (при развороте в противоположную сторону он был значительно меньше).
Поставив стальной "Solas" шагом 22 дюйма и несколько меньшего диаметра, мы сразу ощутили сдвиг в лучшую сторону. Разгон стал по-спортивному бодрым (выход на глиссирование занимал 3-4 с — на пару-тройку секунд быстрее, чем с "меркрузеровским" винтом), максимальная скорость выросла до 76 км/ч при 5800 об/мин, а побочные эффекты проявлялись не столь заметно.
Надо сказать, что в обоих случаях корпус вел себя молодцом — уверенно держал высокую скорость, не проявляя склонности к бортовой раскачке и зарыскиваниям. Единственно, на скоростях порядка 45-50 км/ч с откинутым мотором было отмечено плавное дельфинирование, исчезающее с дальнейшим ростом скорости. А за повороты с полного хода мы бы смело поставили пять с плюсом: при циркуляции диаметром всего 3-4 длины корпуса лодка идет с очень умеренным креном и четко держит намеченную траекторию — сорвать корму в "занос" у нас так и не вышло. Перегрузки в виражах действительно спортивные, и поручни для пассажиров установлены не зря. Место водителя в целом оборудовано неплохо — хороший обзор, удобная поза за рулем, легко читаемые приборы. Ковшеобразное кресло с хорошей боковой поддержкой надежно удерживает седока в крутом повороте. Но есть все же и пара замечаний: рулить стоя приходится "на полусогнутых", поскольку ноги упираются в штурвал и в сиденье (оно не регулируется в продольном направлении), а рукоятка газа-реверса установлена слишком близко к бортовой переборке, отчего оба испытателя заработали одинаковые ссадины на пальцах.
На ходу в лодке ничего не гремит и не дребезжит при любых оборотах мотора, хотя плеск воды из-под днища на малом ходу слышен довольно отчетливо.
Если говорить о скоростных показателях, то, по словам представителей "Патриота", сравнимые результаты были достигнуты и с 115-сильным мотором. Именно такая мощность и будет рекомендована для повседневной эксплуатации. Запас "лошадей" может понадобиться разве что в особых условиях вроде буксировки воднолыжников и парашютистов, а также для выполнения совершенно, на наш взгляд, бессмысленного трюка под названием "кобра" — когда при резком старте с места с откинутым мотором лодка встает свечой.
Резюме
Симпатичная и добротно выполненная лодка на основе проверенного годами скоростного корпуса. Довольно редкая для России компоновка "bowrider" — изначально прогулочная, но пригодна и для рыбалки за счет дополнительного носового кокпита. Благодаря богатому набору стандартного оборудования и продуманности в мелочах способна поспорить и с более крупными соперницами. Скорость и экстремальные маневры уверенно "держит", но лодка это все-таки "спортивная", а не гоночная, поэтому увлекаться мощностью не советуем — хотя бы из чисто экономических соображений.