Кричал Майк Кристенс, наш британский корреспондент: "Артур! Почему у тебя не работает телефон? Несколько дней пытаюсь до тебя дозвониться, беги скорей сюда, сейчас отплываем". Поднявшись на бон, я попытался выяснить, куда же это мы собираемся отплывать. Оказалось, что Майка и еще нескольких журналистов (в том числе и вашего покорного слугу) пригласили на борт известной читателям "КиЯ" мегаяхты "Tiara" (той самой, с вертолетной площадкой на палубе). Пока я сконфуженно пытался объяснить, что... э-э-э... фрак забыл и вообще не в курсе касательно приглашения, белый РИБ мчал нас куда-то в море...
Основные данные яхты "Tiara"
Длина, м: | |
макс. | 54.27 |
по КВЛ | 44.60 |
Ширина, м | 11.0 |
Осадка, м: | |
с поднятым швертом | 5.2 |
с опущенным швертом | 8.0 |
Площадь парусности, м2: | |
грот | 632 |
стаксель | 283 |
генуя | 518 |
геннакер | 1600 |
ричер | 838 |
Водоизмещение, т | 468 |
Масса балласта, т | 105 |
Главный двигатель, л.с. | 1400 ("Caterpillar 3412E") |
Крейсерская скорость, уз. | 14 |
Дальность плавания по запасу топлива, мили | 2800 |
Конструктор яхты | Эд Дюбуа |
Дизайн интерьера | Джон Мэнфорд |
Строитель | "Alloy Yachts", 2004 г. |
Яхта стояла на рейде — длинная, стройная, синевато-черная (в такой цвет красят дорогие "Audi"), с элегантно скошенной надстройкой цвета выбеленной слоновой кости и высоченной мачтой с пятью рядами краспиц. Вертолета на корме не было. На палубе стояла группа журналистов и гостей. Я и мои коллеги поднялись по трапу, где безукоризненно вежливый, но столь же решительный bodyguard отобрал у всех сумки с фотоаппаратурой. Не успел я развести руками и выразить свое удивление по данному вопросу, как последовало разъяснение: "На судне проходит private party (частная вечеринка), т.е. приглашены самые что ни на есть VIP-персоны, которые не желают быть объектами фотоохоты. Пресс-комплект с фотографиями яхты вам раздадут". Оставалось только сделать понимающую физиономию, мол: "Как же! Плавали, знаем". После этого нас представили хозяину судна — крупному бизнесмену, инвестирующему в жилищное строительство по всему миру (и, замечу, владельцу самых дорогих апартаментов Нью-Йорка) Джонатану Ляйтерсдорфу и его очаровательной супруге Ронит. Майк бодро отрекомендовал меня: "Старейший яхтенный журнал России". "Из Санкт-Петербурга", — протягивая руку, зачем-то добавил я. "Echte Sankt-Peterburger? " — с интересом посмотрели на меня глаза. "Да", — честно ответил я. "Мама и папа тоже родились в Петербурге?" — последовало уточнение. "Ja", — вновь коротко ответил я. "В таком случае прошу ко мне в каюту на рюмку русской водки"...
Мы спустились вниз, прошли довольно длинный коридор (на "Тиаре" каюта владельца расположена не в корме, а в нарушение всех канонов у миделя — ради пущего простора) и очутились в большом, почти во всю ширину корпуса, салоне, отделанном обожженным гондурасским махагони...
Джонатан поведал, что созданная по проекту известного конструктора Эда Дюбуа ("Genuine Risk", "Squall") яхта является крупнейшей, когда-либо построенной в Новой Зеландии (строитель — верфь "Alloy Yachts") — длиной 54.3 м (предыдущий рекорд принадлежал спущенному на воду в 2003 г. кечу "Salperton" того же автора и той же верфи — 53 м ровно). Она же на сегодняшний день и самая дорогая частная яхта из числа предлагаемых к продаже: запрашиваемая владельцем цена — 33 млн. долл. США (прежде самым дорогим считался все тот же "Salperton" — 23 млн. долл.). Да-да — спущенная на воду всего лишь 10 марта 2004 г. "Тиара" уже продается. Вернее, предлагается к продаже. Собственно и цель проходившей на борту "вечеринки" (если ее, конечно, можно так назвать) — показать товар лицом заинтересованным особам. А заодно и журналистам — поскольку яхта теперь не является объектом строгой privacy нынешнего хозяина, то ее можно представить и широкой публике.
Автор интерьеров "Тиары" — знаменитый Джон Мэнфорд ("Mari-Cha III"), чем особо гордится Джонатан. По его словам, Джон Мэнфорд и Эд Дюбуа — гении современного яхтостроения. Но вместе они никогда еще не работали, хотя и живут буквально в нескольких километрах друг от друга. Поэтому он, Ляйтерсдорф, счастлив тем, что оказался первым заказчиком, объединившим этих двух людей в создании одного судна. "Это вообще-то моя работа — соединять правильных конструкторов и хороших строителей вместе для достижения нужного результата", — скромно подчеркнул он.
Сам Джонатан вынашивал идею этой яхты четыре года, еще почти год ушел на проектирование и два года — на постройку. Влюбившись в парус уже зрелым человеком, он считает плавания на парусном судне наиболее незабываемыми впечатлениями в своей жизни. "Нет-нет, я не стою сам за штурвалом, — со смехом перебивает он мой следующий вопрос. — Это я доверяю профессионалам. С меня достаточно просто наслаждаться плаванием со всем мыслимым комфортом. Именно поэтому яхта такая большая — я планировал постоянно проводить на борту не менее трех-четырех месяцев в году, а не просто периодически посещать ее. Это было бы слишком неразумным вложением капитала. Не хотел я строить и плавучий отель, на котором уже при четырех баллах чуть ли не тревогу объявляют1. "Тиара" — полноценная яхта с высокими ходовыми качествами под парусами. Жаль, что ты не сможешь побыть подольше — посмотрел бы, как она прекрасно идет в бейдевинд. Здесь есть дополнительный шверт, который мы выдвигаем на острых курсах, и тогда можно лавировать не хуже гоночной яхты. Единственное ограничение, которое я поставил — это возможность прохода Панамским каналом. Размеры судна определила высота мачты — двухмачтовые яхты не признаю. Я же настоял и на алюминиевом корпусе — мне кажется, что композиты для таких размеров не очень-то подходят", — экспрессивно рассказывал судовладелец, демонстрируя неплохое знание предмета...
"Почему же тогда лодка продается?" — рискнул задать я скользкий вопрос. — Неужели все-таки не нравится?" "Нравится! — поразил меня ответ. — Настолько, что теперь хочу такую же, только еще лучше!" "Видимо, где-то забыли пришить перламутровые пуговицы", — чуть было не ляпнул я.
Осмотр судна мы начали с кормы. Еще раз напомним читателям, что "Тиара" — единственная на сегодня парусная яхта, способная принимать вертолет. Поэтому вместо традиционного кокпита здесь — большая площадка, служащая для посадки (в этом случае она накрывается специальным матом, нескользящим и несгораемым, а высоченные — по грудь взрослому человеку — релинги быстро снимаются). Естественно, в конструкции судна учтены все авиационные требования, касающиеся как радиоэлектронного оборудования, так и динамической прочности палубы. Перед посадкой винтокрылой машины (восьмиместная малошумящая гордость европейских авиастроителей "Eurocopter EC-130 B4") отдается сдвоенный ахтерштаг (от падения вперед 15-тонная 63-метровая углепластиковая мачта удерживается теперь только за счет сильно развернутых назад массивных краспиц), а гик отводится вбок от ДП и фиксируется (при этом расстояние от лопастей севшего вертолета до его нока составляет чуть больше 3 м!). У кормовой палубы есть и еще один вариант использования, но об этом — чуть позже. Под ее настилом хранятся второй (запасной) РИБ, гидроцикл, полный комплект оборудования для дайвинга и еще кое-какое судовое имущество. Сильно наклоненный вперед транец скрывает под собой массивную выдвигаемую платформу, опускаемую к самой поверхности воды и при необходимости (для удобства купающихся) даже ниже.
Кормовая палуба очень плавно и незаметно перетекает в небольшой (относительно габаритов яхты, конечно же) крытый кокпит. Там — столики и банкетки для "неформального" времяпрепровождения (всего 14 посадочных мест). В самой надстройке — два салона: "релаксационный" (с теле-и аудиотехникой, камином и карточными столами) и "обеденный" (на 10 персон) возле самой мачты, где пара миловидных стюардесс уже накрывала стол для фуршета.
Мы же пока идем дальше — на нос яхты. Здесь находится ложемент для главного РИБа (дизельный "Castoldi Jet" длиной 6.4 м) — вторая необычная особенность судна. Ложемент-то ложемент, казалось бы, что в нем особенного? Однако все не так просто — на стоянке, когда РИБ спускается на воду (стрелой, расположенной на мачте), объем ложемента разделяется надвое выдвигающейся водонепроницаемой переборкой, и... после легкого движения руки у пульта на носовой палубе возникает гигантское джакузи емкостью 5000 л.
После этого нас проводили в помещения надстройки. На самом верху, "летучем мостике", побортно размещаются два открытых поста управления яхтой (между ними — небольшой столик с баром), третий пост — в ходовой рубке (над "релаксационным" салоном). Традиционный штурвал, дисплей радара и три больших компьютерных монитора — наиболее важные компоненты оборудования рубки. Яхта, естественно, автоматизирована и механизирована — физическая сила для управления ее парусами практически не используется. Нам продемонстрировали, как все это выглядит в действии: вначале, повинуясь нажатию одной кнопки, из гика вытянулся огромный грот, потом со штага развернулась просто колоссальная генуя. В сумме вся постановка парусов (один из коллег засек время) заняла менее пяти минут. Паруса сделаны из смеси углеволокна и спектры (поэтому геную, например, нельзя протягивать между внутренними штагами: при выполнении поворотов приходится ее полностью сворачивать и после разворачивать на другом борту, так что поворот оверштаг целиком занимает около трех минут, — что, кстати, вдвое быстрее, чем у пресловутого "Salperton"2).
Отдельно нужно сказать про мастерство дизайнера. Несмотря на невообразимые размеры многих деталей оборудования судна и его дельных вещей, яхта выглядит очень гармонично, а все ее элементы — соразмерны человеку и не производят впечатления гигантомании. Например, главные шкотовые лебедки (высотой почти по пояс) настолько изящно вписаны в оформление оконечностей комингсов кокпита (хотя какие это комингсы — в них целые диваны встроены!), что глаз свободно скользит по ним, не цепляясь, как за какую-то мешающую деталь.
Что же касается интерьеров, то их трудно описать, это надо видеть своими глазами. Только тогда можно будет понять, чем работа выдающегося дизайнера отличается от набросков "простого художника". Нельзя сказать, что интерьеры "Тиары" поражают какой-то необычной вычурностью или, наоборот, строгой холодностью "техномилитари" (как, к примеру, на "Wally 118"). Нет. Просто все выглядит изысканно, и везде очень уютно (про качество, понятное дело, говорить бессмысленно — на ощупь найти место стыковки двух деревянных панелей нереально). Причем любопытно, что, глядя на интерьер лодки, совершено невозможно понять, какой эпохе она принадлежит: то ли XXI в., то ли XIX. Оказывается, в точности такой и была задумка владельца.
Буквально через полчаса после нашего появления на борту яхта уже стала казаться давно знакомым домом, в котором все привычно и понятно спланировано и размещено. Уютно везде — и в огромной каюте хозяина, в которой, наверное, смогла бы поместиться вся наша редакция (ширина ее превышает 9 м), и в кормовой каюте для особо важного гостя (при необходимости, кстати, она легко и незаметно делится на две: для двух чуть менее важных гостей — тоже оригинальная находка). Про сопряженную с каютой владельца ванную комнату (слово "гальюн" здесь неприменимо) стоит сказать пару слов: отделанное желто-коричневым ониксом, отполированным так, что он словно светится изнутри, это помещение заставляет забыть о его сугубо утилитарных функциях. Возможно, именно поэтому Дж.Мэнфорд разместил в нем (помимо необходимой сантехники) и пару кожаных диванчиков.
Экипаж яхты (а это 10 человек) тоже не забыт: он размещается в шести отделанных вишней каютах (каждая с собственным гальюном и душем), и для него предусмотрена отдельная кают-компания (кстати, ее размерам могут позавидовать и салоны крупных моторных яхт). На судне, естественно, большое количество развлекательной аппаратуры — три огромных плазменных телевизора в обоих салонах и каюте владельца, еще восемь 22-дюймовых ЖК-телевизоров (все ТВ марки "Panasonic"), DVD-плейеры, два проектора с гигантскими экранами и потрясающего качества акустика "Krell", способная, кажется, заглушить даже самый "Идеальный шторм" (одних динамиков не верхней палубе 10 штук). К услугам гостей — спутниковое телевидение, две (!) собственные базовые трехдиапазонные станции сотовой связи стандарта GSM, дополнительно к этому — спутниковый телефон "Iridium" и две системы SATCOM. Для офисных целей установлены три компьютера, а опорой для всей "локалки" яхты (общая протяженность ее кабелей — 22 км) служат два сервера с ОС Linux.
На закуску, пока мы отдавали должное фуршету, на кормовой палубе готовилось главное "блюдо". Когда мы поднялись наверх, кормовая палуба оказалась покрыта гигантским белым пушистым и мягким ковром. К ноку гика был подвешен какой-то мешок, и вдруг из него "вырос" легкий открытый шатер-пагода, накрывший палубу. На ковер бросили подушки с кистями и принесли самый настоящий кальян! Переодевшиеся "по-восточному" стюардессы (к глубокому сожалению собравшихся ни прозрачных шароваров, ни танца живота программа вечера не предусматривала) подали на подносах сладости. "Угощайтесь", — радушно провозгласил хозяин. Из невидимых воздуховодов пошел теплый воздух, мужчины начали снимать пиджаки (напомню — дело происходило в Северном море, на дворе был конец октября). Откуда-то из кокпита поднялся экран — на нем появилась сама "героиня" вечера, стремительно несущаяся по волнам. Включились прожекторы, расположенные по периметру яхты ниже ватерлинии — вода вокруг "Тиары" мягко засветилась...
Да! Не зря говорил милейший граф Монте-Кристо, что по-настоящему отдыхать умеют только на Востоке!
Покидая борт гостеприимной яхты (пора было готовиться к отлету домой) и оглядываясь с борта РИБа на окруженный световым ореолом ее корпус, я вдруг вспомнил про легендарный перстень царя Соломона. Тот самый, на котором было написано: "Да текут дни по желанию моему". Уж не нашел ли случаем владелец "Тиары" этот самый магический перстень?
Редакция выражает благодарность Дэвиду Дженкинсу ("Alloy Yachts") за помощь в работе.
Примечания
1. Господин Ляйтерсдорф, видимо, намекает на "Mirabella V" — у той при достижении угла крена в 20° автоматически просто стравливаются все шкоты.
2. За счет мощности лебедок. Характерно, что все лебедки на "Тиаре" целиком изготовлены самой верфью "Alloy Yachts" — впервые в истории предприятия.