Основные данные катера "Новолна-650"
Длина, м: | |
- наибольшая | 7.10 |
- корпуса | 6.50 |
Ширина, м | 2.50 |
Килеватость на транце, град. | 21 |
Сухой вес, кг | 1100 |
Емкость, л: | |
- топливного бака | 180 |
- водяного танка | 45 |
Высота подволока, м: | |
- в салоне | 1.85 |
- в носовой каюте | 1.35 |
Мощность двигателя*, л.с. | 115-200 |
Пассажировместимость, чел. | 6 |
Кол-во спальных мест | 3 |
Цена, долл | От 25 000 |
* Подвесного мотора или стационарного двигателя с угловой колонкой или водометом.
С недавних пор эта лодка серийно строилась в Финляндии под названием "Rais-Sport 2000". О том, что компания "Lasikuiturakenne Lehtonen & Laihorinta" намерена перепрофилировать производство на выпуск относительно небольших судов и в связи с этим выставила на продажу оснастку для изготовления своей флагманской модели, в "Катерусе" узнали от своего давнего партнера, поставщика импортных дельных вещей и деталей оборудования — петербургской компании "Порт Артур", подразделения базирующейся в Турку "Port Arthur Oy". Протестировав "2000-й" на воде, в "Катерусе" сочли, что этот катер способен удачно заполнить временно пустующую нишу модельного ряда — до сих пор сразу за довольно компактной каютной мотолодкой "Данко-550" следовал куда более солидный и дорогой 7.8-метровый "крейсер". Одним из аргументов в пользу приобретения послужило и то, что разработал "Rais-Sport 2000" знаменитый конструктор Свен Столе — автор множества удачных финских лодок, причем не только пластиковых. В частности, хорошо известные в России алюминиевые "Silver" и "Buster" — тоже его работа.
Климат-контроль
Привлекла новосибирцев и "теплолюбивая" компоновка финского катера. Климатические условия Суоми и большей части российской территории, а тем более Сибири, во многом близки, поэтому закрытые лодки и там, и здесь пользуются заслуженной популярностью. Бывший "Rais-Sport 2000", а ныне "Но-волна-650" — типичный "скандинав", на котором большая часть обитаемого пространства расположена под крышей.
Планировка "Новолны" — самая что ни на есть классическая для "северных" судов длиной 6-7 м: просторный салон со сдвижной кормовой дверью, в котором можно стоять во весь рост (здесь же находится место водителя), спальный отсек под носовой декой, отгороженный от него бортовыми полупереборками без двери, и относительно небольшой кормовой кокпит. Единственная особенность заключается в том, что здесь не два, как обычно, а три стационарных спальных места — дополнительная койка устроена за спинкой водительского сиденья и частично уходит в "гроб", образуемый правым рундуком-сиденьем кокпита. Впрочем, возможен и иной вариант: на части финских "2000-х" поверх основания койки устанавливалась деревянная тумба, обычно используемая в качестве посудного шкафа, а на нее — еще одно пассажирское сиденье.
Левая часть салона отведена "хозяйству" — здесь расположены камбузный уголок с плиткой и шкафчиками, а также отгороженный гальюн (надо сказать, большая редкость на лодках подобных размерений). Откинув вперед левое пассажирское сиденье, мы обнаружили раковину мойки-умывальника, отформованную прямо в стеклопластиковом основании. Место для стандартного холодильника предусмотрено в противоположной тумбе водительского кресла.
К сожалению, в ходе теста пришлось не раз прибегать к силе воображения — сигнальный экземпляр "Новолны" вышел на первые ходовые испытания с целым рядом недоделок: большая часть сервисного оборудования (унитаз в гальюне, газовая плитка, холодильник, отопитель, стеклоочистители и т.д.) отсутствовала, а часть деталей внутренней обстройки и отделки были установлены временно. Не было предусмотренного проектом сдвижного люка в крыше — его проем был наглухо забран полипропиленовым "стеклом", а также носовых релингов. Но даже в таком "макетном" варианте катер произвел довольно отрадное впечатление. Качество исполнения стеклопластиковых деталей — по крайней мере, на первый взгляд — практически не отличимо от финского. По словам представителей "Катеруса", корпус и надстройка изготавливались в строгом соответствии с предоставленной финской стороной технологией, да и качество самих матриц, безусловно, тоже сказалось.
Что же касается насыщения дополнительным оборудованием, то здесь возможны варианты. В частности, будущий владелец может отказаться от прокачного унитаза или биотуалета и использовать гальюн в качестве просторного шкафа для одежды, а пространство, отведенное для холодильника — как дополнительный рундук. Кому что. Единственно, хотелось бы видеть в перечне "стандарта" стеклоочистители и, если не отопитель, то хотя бы дефростер.
Кстати, ряд идей по совершенствованию внутренней обстройки возник прямо в ходе теста. Так, например, выступающие внутрь каюты шпильки и гайки крепления релингов, установленных на крыше каюты, решено было замаскировать "зеркальным" поручнем внутри салона — и красиво, и практично. А "глухие" ступеньки, ведущие в кокпит, предложили снабдить откидывающимися крышками, превратив отформованную из стеклопластика лесенку в дополнительный рундучок (финский вариант такого ее применения не предусматривал).
На все моторы мастер
Лесенка действительно нужна — пайол самоотливного кокпита расположен значительно выше ватерлинии (для удаления воды, попавшей внутрь корпуса, имеется, естественно, электрическая помпа). Объем по-бортных рундуков-сидений впечатляет, но стоит поднять крышку пайола... Вот так багажник! Да в нем самому спрятаться можно!
Между тем, объясняется все просто: на "Новолну-650", как и на ее прототип "Rais-Sport 2000", можно устанавливать не только подвесной мотор, но и "стационар" — бензиновый или дизельный, работающий в паре как с угловой колонкой, так и с водометом. (Кстати, большинство творений Свена Столе заранее рассчитаны на использование капризного "джета", установка которого на неприспособленный корпус способна привести к непредсказуемым последствиям). Так что безразмерный багажник — это на самом деле пустующий моторный отсек.
Надо сказать, что "временность" первого образца "Новолны" проявлялась еще и в том, что четырехтактный "Suzuki DF140" был установлен не собственно на транце, а на мощном выносном кронштейне коробчатой конструкции, размеры которого, продиктованные габаритами мотора в откинутом состоянии, удачно совпали со штатной купальной платформой. Причина такого решения заключалась в том, что вариант под подвесной мотор имеет более сложную конструкцию транца с под-моторным рецессом, и для первого опытного образца решили остановиться на простой и технологичной "стационарной" версии, приспособив ее под подвесник. Смотрится лодка с таким кронштейном, прикрытым кринолином, и впрямь несколько необычно, однако не факт, что от такого "временного" способа установки мотора следует с ходу отказываться. Главный его плюс, на наш взгляд — значительная экономия пространства. А кроме того, как показали испытания, непредусмотренный конструктором "довесок" не сказался отрицательным образом на ходовых качествах, которые заслуживают твердой "пятерки".
Легкий, без натужного преодолевания "горба сопротивления" выход на глиссирование занимает всего 35 с в зависимости от нагрузки. Выйдя на режим, лодка охотно реагировала на триммер и продемонстрировала достойные для своих веса и габаритов скоростные показатели. С нагрузкой 3 чел. максимальная скорость составила более 60 км/ч, а с появлением на борту еще двоих пассажиров упала совсем ненамного — до 57.7 км/ч. Впечатлили маневренность и стабильность хода в крутых поворотах. Скандинавский сертификационный тест по стандарту NBS "Новолна-650" наверняка пройдет с солидным запасом: при развороте с полного хода можно уложиться примерно в 3.5-4 корпуса циркуляции, при этом лодка стабильно держит траекторию, внутренний крен невелик, а подхватов воздуха винтом нет и в помине даже при откинутом моторе — единственно, следует поглядывать за прочими членами экипажа, поскольку боковые перегрузки при таких маневрах способны стащить зазевавшегося пассажира с сиденья. Вогнать "Но-волну" в более глубокий (около 40°) крен удалось только обычным манером — резкой перекладкой штурвала при старте с места; лодка при этом крутилась буквально на месте что в левую, что в правую стороны.
К сожалению, по причине тихой погоды оценить мореходные качества корпуса солидной 21-градусной килеватости (снабженного, правда, довольно широкой центральной гидролыжей) в полной мере не удалось — пришлось довольствоваться короткой ветровой "гребенкой" высотой около 0.2 м, которую катер практически не замечал, а также собственной кильватерной волной высотой около 0.5 м, разведенной в водоизмещающем режиме — ее "Новолна" тоже преодолевала мягко, без ударов и прыжков.
В гавани, благодаря великолепной маневренности, катер проблем не создал. Кстати, несмотря на значительную килеватость, "Новолна" не отличается излишней валкостью, и пройти по бортовой потопчине в нос можно без опаски, тем более что на крыше рубки имеется удобный поручень. Швартовные утки расположены только в носу и корме, и мы традиционно посоветовали установить еще одну пару на миделе. При этом на узкой потопчине были бы более уместны утки типа "pull-up" или "pop-up", убирающиеся в походном положении заподлицо с палубой.
Откровенно не понравилось только расположение заливной горловины бензобака, характерное для финских катеров — на потопчине возле рубки. Дозаправить лодку "по-российски" из канистры в таком варианте практически невозможно, особенно на воде. Горловину явно стоит перенести куда-нибудь в район кокпита — например, на его бортовой планширь.
Резюме
Добротный и проверенный катер "скандинавской" компоновки, востребованной на большинстве российских акваторий. Вес и габариты допускают транспортировку на трейлере (необходима категория "Е"). По обитаемости и комфорту во многом приближается к лодкам более "старшего" класса — три стационарных спальных места и отдельный гальюн при длине 6.5 м встречаются сравнительно редко. Ходовые качества оставляют самое благоприятное впечатление. Несомненным плюсом "Новолны-650" является также возможность установки не только подвесных, но и стационарных моторов с различными пропульсивными установками. Незначительный, но очень досадный минус — расположение заливной горловины. Поскольку тестирование проходил первый "макетный" образец, оценить качество отделки в мелочах не удалось, хотя знакомство с катерами серии "Данко", производимых тем же предприятием, оставляет надежды на то, что и в этом плане "финский сибиряк" после запуска в серию тоже не подкачает.