Испытания позволили выяснить, в частности, что надувные моторные лодки способны выводить на экономичный режим глиссирования несколько большую нагрузку, чем традиционные жесткие моторки. При выборе оптимального "тройственного союза" под маркой "Yamaran" желательно заранее знать полезную нагрузку лодки, в этом случае важно помнить, что лодка большего размера под мотором сниженной относительно разрешенной мощности будет существенно более экономичной на ходу, чем меньшая лодка под предельным мотором; затраты на приобретение матчасти здесь примерно равны.
На этот раз мы приводим сведения о наилучшем соответствии размеров винтов нагрузкам для лодок всего модельного ряда, а также путевом расходе топлива в допустимом диапазоне нагрузок и результаты сравнения ходовых качеств серий "A" и "B".
"A" или "B"?
Бюджетные лодки "Family" серии "A" отличаются от лодок "Sport" серии "B" меньшими размерами и некоторой упрощенностью конструкции: их носовой баллон не приподнят вверх и килеватость передней трети корпуса соответственно пониже, что сказалось и на ходовых качествах. Лодки серии "A" преодолевали волну менее уверенно, чем их более килеватые собратья, и при нагрузках, близких к предельным, вылетающие из-под их носового баллона брызги попадали в кокпит. Тем не менее, судя по результатам испытаний, они обладали более легким ходом и при малой нагрузке лучше выходили на глиссирование. Например, "Yamaran B300" под 3сильным мотором "Yamaha 3AMHS" с одним человеком глиссировать не смог, а "A300", напротив, легко разогнался до 20 км/ч. Малые четырехтактные моторы "Yamaha" демонстрируют более высокие ходовые показатели по сравнению с двухтактными (рис. 1).
Какой мотор все-таки лучше?
Степень соответствия мотора лодке можно оценить величиной путевого расхода топлива qs=q·N/V, л/км, где N — мощность мотора, л.с., V — достигнутая скорость, км/ч; qs — удельный расход топлива, равный для двухтактных моторов примерно 0.4 л/л.с.-ч. Вычисленные значения qs для всех лодок под этими моторами с наилучшими винтами при различных нагрузках, от минимальной до предельной, показаны цветом на диаграмме рис. 2. Эта диаграмма отражает четкую связь между мощностью и выводимой на глиссирование нагрузкой, причем для более крупных лодок предельная нагрузка немного смещается в большую сторону. Видно также, что при неспособности лодки глиссировать с данной нагрузкой ее экономичность резко, в разы, снижается, это особенно заметно на мощных моторах. А маломощные, в 2-5 л.с., моторы, напротив, всегда оказываются экономически более предпочтительными, даже при невозможности достигать под ними высоких скоростей движения. Поэтому при подборе наиболее экономичного варианта комплекта "лодка—мотор" целесообразно идти на разумный компромисс. Так, удачны сочетания трехметровых лодок "Yamaran B300" с моторами в 6 и 8 л.с.; "-B330" — в 8 и 15 л.с.; "-B360" — 15-20 л.с., "-B380" — 20 л.с. и "-B400" — в 15 и 20 л.с. Разумеется, для полного раскрытия скоростного потенциала варианта лодку не стоит перегружать сверх меры и, кроме того, следует подбирать винт, наиболее подходящий для конкретного режима движения. Надеемся, что приведенные результаты испытаний помогут вам в этом, как и советы специалистов официального дистрибьютора "Yamaha Motor Co., Ltd", владельца торговой марки "Yamaran®" — компании "Петросет-Большой", усилиями которой были организованы и проведены данные испытания.