От этой рыбалки отказаться было просто невозможно, даже обещанные синоптиками снег с дождем не отпугнули меня от заманчивого приглашения Стива Грутбо.
Во-первых, он звал меня посоревноваться в силе и хитрости с самым крупным представителем семейства тихоокеанских лососей — чавычей, а во-вторых, рыбалка должна была происходить на "дрифте" — сплавной лодке, которую я совсем недавно ("КиЯ" №192) внимательно ласкал глазами на ежегодной нахлыстовой выставке в США.
Чавыча, или королевский лосось, как рыбу называют на западном побережье США, во все века считалась заветным трофеем, причем не только из-за веса (например, средний вес особи из камчатского стада равен 9 кг) и отменного бойцовского характера, воспитанного после пяти-семи лет странствий по морям, но и из-за превосходных вкусовых качеств. К тому же, на Североамериканском континенте королевский лосось покрупнее (средний вес — 12 кг), и заход его на нерест в реки довольно растянут. Осенние чавычины, как правило, более сильные и упитанные, ведь им предстоит отметать икру лишь через несколько месяцев. Прежде мне никогда не доводилось держать этих монстров на крючке. Вот почему, несмотря на жизненные заморочки и промозглую чернь ноябрьской ночи, я торопливо набивал походную сумку теплой одеждой. Снастей не взял никаких, поскольку Стив уверил, что удилищ и грузил у него хватит на целую индейскую резервацию.
Так оно и оказалось на самом деле, но что было удивительно — в его арсенале не нашлось места ни единому нахлысту, а все спиннинговые "палки" были кастинговой породы, значит ловить предстояло на мультипликаторы. Я их, конечно, сызмальства недолюбливаю, но ничего не попишешь: назвался груздем — иди на засолку!
Лодку Стива мы спустили на воду реки Вильсон еще в предрассветных сумерках. Речка не длинная, всего около 75 миль от истока в лесистых отрогах Каскадных гор, до устья в Тиламуксом заливе, на Тихоокеанском побережье Северного Орегона. Зато очень порожистая и вертлявая, здорово закоряженная, с глубокими омутами, насупленными непроходимым колючим кустарником крутыми берегами, а иногда и отмелями на всю ширину реки.
Только здесь, на Вильсоне, я по-настоящему понял преимущества дрифтовой лодки перед всеми прочими именами маломерного судоходства в таких, откровенно говоря, не особо дружелюбных условиях. Теоретически можно, конечно, использовать водомет, но тогда и шуму было бы много, и мы все равно не дотянулись бы до многих мест, что свободно покорялись сплавной лодке с осадкой не более 10 см.
Если глянуть сверху, то классический "дрифт" похож на солдатскую пилотку с высоко задранным к небу носом и транцем. Главная задача этой конструкции — чтобы как можно меньшая часть корпуса находилась под урезом воды, сохраняя при этом достаточную маневренность и устойчивость.
Изначально "дрифты" (первые такие лодки серийно были построены в 30-х гг. прошлого века орегонцем Вуди Хиндманом) делались из кедра, исключительно плоскодонными и остроносыми с обоих концов. Но ныне, когда вовсю господствует его величество алюминий да подпевают различные пластиковые композиты, почти все они оборудуются транцами под малосильный (до 10 л.с.) подвесник. Самый крупный в мире производитель "дрифтов" — фирма "Clackacraft", экспортирующая их в Канаду, Новую Зеландию, Чили и Аргентину — рекомендует на шестиметровые модели ставить даже "пятнашку". Скорость у столь необычного комплекта может достигать 23 миль в час. Секрет тут в том, что модели этой фирмы отличаются очень оригинальным днищем, где слегка V-образная носовая часть плавно переходит в клинообразный 3-футовый туннель (шириной от 1 дюйма на миделе до 12 дюймов у транца). Плюс к этому, по всей длине пластикового дна проходят шесть рядов шарообразных углублений. По мнению конструкторов, эти новшества увеличивают энергию подъема лодки, значительно уменьшают сопротивление воды, нивелируют эффект течения при гребле или стоя на якоре.
Скорее всего, так оно и есть на самом деле, во всяком случае в грутбовской алюминьке я чувствовал себя довольно уверенно. Даже при размашистых гребках и разворотах Стива лодку не шатало и не заносило на бурунух и водоворотах. Хотя, что греха таить, он в прошлом — рыболовный гид, веслами работает отменно и знает золотое правило профессионального дрифтера — борт держать параллельно берегу и встречать препятствие глазами, а не затылком.
В богатом рыболовном скарбе приятеля, как специально, не оказалось привычных мне лососевых вертушек и колебалок, но было полно разноразмерных воблеров исключительно одной модели — "Kwickfish" от местного завода "Luhr Jensen". Это такая несуразная буква "С", которая играет не при проводке, а когда неподвижно держишь ее метрах в 20 пониже на быстром течении и она рыскает из стороны в сторону. Для придания запаха Стив привязывал шелковой ниткой к брюшку блесны кусочек свежей сардинки и после обильно поливал приманку машинным маслом "WD-40".
Еще одна диковинная для русского глаза насадка хранилась в литровой банке. То была натуральная лососевая икра, обработанная специальным клеящим веществом. Слюнки так и текли при виде чавычового паюса. Икру насаживают шматками граммов по 30-40, под специальную петельку на цевье солидных размеров крючка. Перед икринками можно закрепить вращающуюся на течении головку с лепестками, а на поводковую леску — в зависимости от глубины свинцовые грузила различного веса с таким расчетом, чтобы о дно колотилась лишь свинчатка, в то время как икра скачками направлялась вниз по реке. И если в случае с воблером приманка стоит на одном месте, то при ловле на живую икру ты сплавляешь ее вниз по течению метров на 70, пока ощущаешь стук грузила по дну. Дело в том, что поклевка в этом варианте довольно слабая, и надо вовремя умудриться подсечь чавычу, иначе она уйдет восвояси вместе с насадкой. А чтобы этого недоразумения избежать, многие рыболовы ставят поплавки из пенополиуретана с ярко-красной верхней частью, и тогда поклевку не только чувствуешь ладонью, но и видишь.
В тот день синоптики явно ошиблись, и серое утро разголубелось яснющими небесами, а еще чуть позже из-за макушек зеленых елей вылезло солнце. Воды Вильсона сразу стали прозрачными, а это, сами знаете, совсем не рыболовная погода, нам бы серости да дождичка в четверг...
Кроме чавычи на заморские лакомства могли польститься еще обычный тут стальноголовый лосось и его жилая форма — радужная форель.
Все, что мы поливали машинным маслом, осталось без рыбьего внимания, зато вот на икру поклевки были, в одном омуте мы даже зацепили пару дородных хвостов, но непродолжительная борьба каждый раз заканчивалась успехом противника.
Тактика ловли была такая — дрифтуем вниз по течению, становимся в конце порога и минут 10 облавливаем быстрину или омуток вслед за ним, затем идем дальше, благо изгибов на Вильсоне предостаточно.
Так продолжалось до 11 утра, когда возле одного топляка, возвещавшего о своем существовании солидным прогнившим отростком, на крючок одного из спиннингов основательно подцепился кто-то совсем взрослый. Я крепко держал трещавшее в кольцах, до невозможности прогнувшееся удилище и усердно мотал мульт. Стив же тотчас снялся с якоря и пошел ближе к отмели, дабы легче было бороться с рыбиной. Минут 15 мы совместно бодались с гигантом и даже пару раз видели мощное серебряное тело вблизи лодки, но в конце концов он оказался сноровистие и сказал нам красноречивое "аривидерчи". Позорная "летка-енка" повторилась еще три раза. Добавьте к этому пару уверенных поклевок. Все это свидетельствовало о том, что мы напоролись на свежий заход чавычи, ведь до океана по прямой, согласно карте, всего-то около 2 км.
Я уже давно скинул все свитера и куртки: чавыча — это тебе не густера, потеть приходилось на любом раскладе. Хотя при вываживании рыбы очень уверенно чувствуешь себя стоя в дрифтовой лодке, чему способствуют не только ее конструктивные особенности — широченное дно, высокие борта, упоры для колен, но и правильная работа гребца, будто скрепляющего в единое целое рыбака с водой.
И все-таки в тот день я вышел победителем, за полчаса перемудрив 12килограммовую длиной почти в метр серебряную красавицу. Брали мы ее подсачиком — рыба сильная, а леска тонкая, поэтому и багры на Вильсоне не применяют. Как не действует здесь и принцип: "поймал — отпусти". Лицензия на сезон (около 10 месяцев) стоит всего 35 долларов, и изымать можно по две рыбы ежедневно.
Правда, как выяснилось позднее, не я праздновал чемпиона в тот день — один местный дед обудачился лососиной на 22 кг! Наверное, такие оковалки сидели на крючке и у нас со Стивом, но, скажу начистоту, и 12 кг мне вполне хватило, чтобы проверить физподготовку!
А вот половину добытой икры пришлось отдать хлебосольному американцу на заготовку приманки...