В соответствия с новыми разрядными требованиями ЕВСК на 1981—1984 гг. в прошлом году удалось провести первые всесоюзные крейсерские соревнования на «личных судах» — судах народного потребления. В «Крей-серских-81», состоявшихся в г. Тарту в конце августа, приняло участие 160 спортсменов, представлявших 18 городов страны. Каждый город выставлял одну или две команды по одному экипажу в классах судов Т-350, Т-500, Т-700, Т-1000. Командный зачет определялся по трем лучшим экипажам.
В программе соревнований были предусмотрены гонки на 300 и 100 км. Первая из них проходила по очень интересной и трудной трассе: сперва по довольно узкой реке Эмайыги, затем по Чудскому, Теплому и Псковскому озерам, с двумя поворотными пунктами (в г. Вярска и на р. Эмайыги, выше Тарту на 30 км).
Тихая н дождливая погода способствовала достижению высоких результатов. Так, в классе Т-500 скорость лодки самостоятельной постройки, на которой выступал экипаж А. Раудва — Ю. Рейнхолд, составила 53,5 км/ч.
Чтобы преодолеть эту трассу, требовались надежная техника, знание условий плавания, умение ориентироваться на открытых водоемах и управлять лодкой в сложных условиях.
Командную победу завоевали спортсмены Эстонии-1, 2-е место заняли гонщики Москвы-1, 3-е — спортсмены из Запорожья.
Старт гонки на 100 км был дан на следующий день при тихой солнечной погоде. Трасса была размечена в черте Тарту, она состояла из 10 кругов по 10 км каждый с поворотами вокруг одного буя. Здесь, на узкой извилистой реке, наиболее четко проявилось мастерство каждого экипажа. Большинство нз них повороты проходило хорошо, а вот стартовали многие робко, со значительным опозданием.
Наиболее острая н напряженная борьба развернулась в классе Т-1000, в котором призовые места оспаривало сразу пять-шесть экипажей.
Среди команд победу одержали гонщики Москвы-II, 2-е место оказалось у представителен г. Уфы, 3-е — у спортсменов г. Хапсалу.
Соревнования прошли на высоком организационном и спортивном уровне. Отлично работала судейская бригада, возглавляемая судьей Всесоюзной категории К. Ю. Кивастиком. Гонщикам были созданы хорошие условия для проживания и отдыха.
Коротко о технике, на которой выступали спортсмены. Самым многочисленным оказался класс Т-500, в котором было заявлено 27 экипажей. На 6 экипажей меньше было в классе Т-350. Судов со спаренными моторными установками насчитывалось значительно меньше — по 16 в каждом классе Т-700 и Т-1000.
На этих гонках техническая комиссия не уделяла особого внимания нарушениям пунктов Положения о соревнованиях — полировке подводной части мотора, увеличению степени сжатия и др. Это в какой-то мере отразилось на результатах.
Отрадно, что перед соревнованиями большинство участников основательно поработало над винтами, понимая, что в конечном итоге везут не столько лошадиные силы, сколько винт.
Незначительное число сходов с трассы свидетельствовало о надежности в целом всей техники, ведь моторы работали на максимальных оборотах подряд 7—9 часов. Однако для таких сложных гонок, как эти, наиболее перспективной, на наш взгляд, остается «Обь» старой модели — неоднократный победитель соревнований на приз «КиЯ». Прекрасно себя зарекомендовали и два «Темпа». Они давно не занимали призовых мест в соревнованиях на приз сборника, но забыты, по-видимому, незаслуженно. Так, в 100-километровой гонке «Крейсерские-81» в классе Т-700 «Темпу», управляемому москвичом Н. Голдовским, не смогли составить конкуренцию ни «Крым-3», ни «Нептун-3».
«Крым» по-прежнему пользуется популярностью. Особенно хорошо он идет под мощным «Вихрем-30». Однако и эта мотолодка не лишена недостатков: плохо идет в поворот (ее необходимо откренивать), центр тяжести требуется смещать к корме. Для выступления в классе Т-350 «Крым», конечно, тяжеловат, однако если на него поставить «Нептун-23», а ДУ перенести в корму, он сможет стать достойным соперником любой более легкой лодки.
«Афалина» и «Неман» в классе Т-350 себя не проявили.
Что же касается «Казанки-2», то выступление в Тарту еще раз подтвердило, что это — бесперспективное судно, для скоростных гонок совершенно не годится. Оно неустойчиво на больших скоростях, плохо идет в поворот, требует ювелирного мастерства вождения.
Мотолодок самостоятельной постройки было мало, однако две из них завоевали 1-е место. Очевидно, их надо выделять в самостоятельный класс, а в случае малого количества переводить в более сильный следующий класс.