На страницах "КиЯ" (см. №155) уже рассказывалось об интересной международной гонке однокорпусных крейсерских яхт длиной от 10 до 16 м с экипажами из двух человек.
Впервые эта гонка на 5500-мильной тихоокеанской дистанции между городами-побратимами Мельбурном и Осакой состоялась в 1987 г. в честь 120-летия порта Осаки, причем уже тогда в роли основного спонсора выступала фирма "Ямаха".
Во второй гонке (1991 г.) в числе 42 стартовавших яхт были и две российские: "Командор Беринг" (Владимир Гаманов — Сергей Сипотенко) и "Мореход" (Владимир и Георгий Арбузовы). Однако в число призеров им пробиться не удалось.
В 1995 году проводилась уже третья гонка "Ямаха Осака Кап". Как и раньше, суда участников были разбиты на два дивизиона. В гоночный дивизион попали относительно легкие яхты, у которых отношение корня кубического из водоизмещения (кг) к наибольшей длине (м) было менее или равно 1.75. В крейсерском дивизионе шли яхты со значением этого коэффициента более 1.75. Внутри каждого из дивизионов было деление на три класса А, В и С в зависимости от длины яхты (16—14—12—10 м).
26 марта 28 яхт под флагами Австралии (16 судов), Японии (6), Новой Зеландии (5) и России (1) приняли старт в Мельбурне. Только две из них сошли с дистанции, тогда как в самой первой гонке вынуждены были прекратить гонку 17 яхт (впрочем и число участников было тогда гораздо больше — 64).
Через 26 дней 20 часов и 47 минут изнурительной гонки в сложных гидрометеорологических условиях на финиш в Осаке первыми пришли австралийцы: Г рант Уоррингтон — Скотт Жилберт на 15.1-метровом шлюпе "ВайлдТинг", построенном в 1991 году (его коэффициент — 1.23). Зметим, что их время на 5 суток лучше, чем у победителей первой гонки. Только на 96 минут отстали от них признанные фавориты — новозеландцы Брайен Петерсен и Грег Эллиот на единственном во флоте участников двухмачтовом судне. Их только что построенная фирмой "Эллиот" шхуна "Эллиот Марин" выступала в том же "старшем" классе (ее коэффициент — 1.20, был наименьшим среди судов гоночного дивизиона). Легкая (водоизмещение — 7 т, при длине 16/14 м и осадке 4 м) до предела нагруженная парусами (с короткими горизонтальными "гафелями" у топов мачты) шхуна имела все шансы прийти первой, но подвел новозеландцев выход из строя радиоаппаратуры — они потеряли возможность контроля за положением соперников.
Единственным участником из России был все тот же "Командор Беринг" ("Цетус" — постройки 1982 г. с коэффициентом 1.60) с тем же экипажем, что и в 1991 г. На этот раз Гаманов и Сипотенко добились большего успеха, заняв 2-е место среди 5 финишировавших яхт своего класса В; их время — 36 дней 22 часа 14 минут.
Следующую четвертую гонку намечено провести в 1999 г. А 28 марта 1997 г. будет дан старт регате "Сейл Осака-97" под эгидой и по традиционным правилам STA. Толшипы и яхты проведут гонку Гонконг — Окинава, затем совершат совместный переход в Кагосима (на о.Кюсю) и 22 апреля выйдут во вторую гонку на Осаку.