Чтобы разобраться, что представляет собой новая версия монотипа, тренер по парусному спорту Сергей Семенов, беседует с лидерами производства отечественных "Оптимистов" — Владимиром Шиловым и Михаилом Леоновым. Их фирма "Арт-Марин" уже освоила производство IOD95.
Вопрос: Почему и кому потребовалось изменять Правила и придумывать новую модель лодки, существующей более сорока лет? Ведь даже если говорить об "Оптимистах" из стеклопластика, то и такому варианту монотипа 25 лет!
В. Ш.: Это сделано по настоянию IYRU и в полном соответствии с его долговременной политикой. А для массовых классов ее можно сформулировать так: "уменьшение влияния качества материальной части на результаты гонщика при одновременном снижении стоимости самой материальной части. Самый яркий пример — класс "Лазер". Но, в отличие от "Лазера","Оптимист" все-таки не будет "лицензионным" классом, где и разработка оснастки, и формование корпусов разрешены только некоторым "доверенным" производителям под строгим контролем IYRU. Такой вариант обсуждался, но был отвергнут.
Новая модель — это просто значительно более жесткий монотип, чем предыдущая. Во-первых, строительные допуски на все размеры сведены до минимума в 2 мм, тогда как для IOD94 они достигали 30 мм. И теперь производители вынуждены искать способ уложиться в допуски а не использовать их для попыток "улучшения" лодки. Во-вторых, разрешен только один вариант конструкции корпуса, который детально описан в Правилах, а также в прилагаемых чертежах и компьютерных файлах, вплоть до описания схемы армирования и применяемых материалов. В-третьих, вводится более строгий контроль соблюдения Правил класса, причем его основной объем переносится с обмера лодок перед соревнованиями на контроль за оснасткой и обмер корпусов сразу после изготовления. Теперь ответственность за снабжение полностью обмеренными лодками ложится на наши плечи — плечи производителей.
М.Л.: Многие фирмы, особенно — ведущие, наладившие массовое производство, а, следовательно, имеющие возможность регулярно обновлять оснастку, периодически вносили изменения в свои лодки, называли их "революционными" и просили за это доплатить. Это приводило к неизменному удорожанию лодок. Кроме того, ’игры" строителей с Правилами иногда приводили к уменьшению прочности и долговечности лодок. Например, стремясь сделать "Оптимист" более быстроходным, уменьшали толщины обшивки в носу и корме. После этого владельцы с удивлением отмечали, что их быстроходная "супер-яхта" не дожила до конца своего первого сезона.
Вопрос: Но ведь это уже нарушение не только "духа", но и "буквы" правил! Разве концентрация веса не запрещена?
В.Ш.: А если это назвать иначе — вариантом конструкции с использованием допусков на толщины, то, вроде бы, явного нарушения и нет.
Теперь корпус может состоять только из трех секций собственно корпус, палуба (планширь) с носовой подмачтовой банкой, и мидель со шверт-колодцем. Обращают на себя внимание: широкая полка миделя, открытые наружные стенки шверт-колодца и наружные скругления боковых скул (с радиусом 10 мм!). И никаких закрытых блоков плавучести.
Вопрос: Как отразились все эти изменения на скоростных качествах нового "Оптимиста"?
В.Ш.: Никак. Создатели IOD95 отчетливо понимали: чтобы "выжить’. IOD95 не должен уступать "старым" "Оптимистам", а чтобы не "убить" их, не должен быть быстроходнее. Анализ результатов участия IOD95 в крупнейших соревнованиях двух последних лет показывает, что IOD95 не уступают другим лодкам, но и не дают никакого преимущества1. Что и требовалось получить!
Вопрос: Какой путь проходит корпус IOD95 от закладки до участия в соревнованиях?
В.Ш.: Во-первых, строитель должен иметь комплект из трех матриц (соответственно разрешенной разбивке корпуса на секции), зарегистрированный в IODA "Прототип" (первая лодка) с каждого комплекта матриц проходит всесторонний контроль мерителей IODA. И если все соответствует Правилам, то комплект получает одобрение IODA, а производитель - право строить "Оптимисты". При этом каждая матрица комплекта получает свой номер, который при формовке отпечатывается на соответствующей детали. Для каждой закладываемой лодки строитель покупает в IODA "Регистрационную Книгу" (Registration Book), в которую входят "Синяя Табличка" (IYRU plaque), наклеиваемая на корпус после постройки; Квитанция об уплате строительного взноса IYRU (Building Fee Receipt); Декларация Строителя (Builder's Declaration Form); Мерительное Свидетельство (Measurement Certificate); Обмерные формы (Measurement Form) для корпуса и всех частей вооружения. Сразу же после постройки каждый корпус должен быть обмерен "мерителем, официально признанным Национальной Организацией", а результаты обмера занесены в Обмерную форму корпуса "Регистрационной Книги". Каждый корпус проходит обмер по 28 пунктам, а первые пять и каждый десятый корпус - по 63 пунктам (с целью проверки стабильности производства). Владелец, купивший корпус и получивший все прилагающиеся документы, обращается в "Национальную Организацию" для регистрации и получения номера на парус, Мерительного Свидетельства, а также Национального Сертификата (Обмер и Регистрация). В результате владелец имеет "легальный" корпус IOD95 и все необходимые документы. По идее, заложенной в IOD95. для таких лодок уже не требуется тщательного контрольного обмера перед гонками. Достаточно предъявления правильно оформленных документов Мерительного Свидетельства, Национального Сертификата, Регистрационной Книги. Разумеется, это не исключает возможности проведения контрольного обмера организаторами соревнований (например при протесте или при обоснованных сомнениях Главного мерителя соревнований — допустим, после произведенного ремонта корпуса).
Вопрос: Что будет со "старыми" лодками? Можно ли теперь самостоятельно построить "Оптимист"?
М.Л.: Все "настоящие" IOD, построенные по предыдущим вариантам Правил класса, обмеренные и зарегистрированные до 1 марта 1996 г. являются "Оптимистами" НАВСЕГДА ("grandfather rule"). Они могут принимать участие во всех регатах IODA на любом уровне сколь угодно долго, пока не выйдут из строя вследствие износа. Подчеркнем, "настоящий", или легальный". "Оптимист" (IOD) — это "Оптимист", за который уплачен строительный взнос IVRU; следовательно он имеет "синюю табличку" на корпусе и соответствующий документ, а кроме того — и действующее Мерительное Свидетельство.
Самостоятельно построить стеклопластиковый (GRP) "Оптимист" в настоящее время вряд ли реально, ведь для этого необходимо иметь зарегистрированный комплект матриц. Но в соответствии с одной из концепций класса — "принципом доступности постройки" — можно строить "деревянные" и "дерево + пластик" (Wood & Wood/Epoxy) корпуса. Новые Правила для таких корпусов получили одобрение IVRU и в настоящее время распространяются IODA.
Вопрос: И последний, может быть, самый главный вопрос чем обернется для России введение IOD95?
В.Ш.: Сначала, когда реальность введения IOD95 стала явью, мы, честно говоря, расстроились. Еще бы! Мы только-только научились строить хорошие IOD94: вместе с мерителями ПАО разобрались с Правилами класса, отладили оснастку. В наши лодки поверили тренер и гонщики, мы начали серийное производство. И на тебе — начинай асе заново! А позже успокоились.
М.Л.: В принципе, если разобраться, новая версия даже дает нам неплохие шансы на мировом рынке "Оптимистов". Каким образом? Теперь все лодки будут действительно одинаковыми они делаются на одинаковых матрицах, по одной технологии (в основном - ручной), из одних и тех же материалов. Следовательно, лидеры рынка не смогут предлагать свой "эксклюзив". Отличия возможны только в качестве работы, а делать хорошо мы умеем. Покупатели будут обращать внимание только на цену. Единственное, что будет влиять на цену. — это стоимость работы. А мы в России пока готовы получать за свою работу меньше, чем на Западе!
Вопрос: А правда что вы имеете уже три комплекта матриц для серийного производства?
B.Ш.: Нет. неправда! Уже пять. Но — никому ни слова! А вот, кстати сказать, наш вопрос: кто-нибудь еще в России делает или собирается делать IOD95?
C.С.: Да, я задавал этот вопрос r-ну Тараненко (фирма "Компан-Марин"). И он сказал, что его IOD95 появится не позднее марта этого года.
Спасибо Вам большое за ответы, желаю успехов в "оптимизации" России и мира.
Разъяснения некоторых терминов и положений Правил класса.
1. IOD — International Optimist Dinghy — швертбот международного класса "Оптимист"; IODA — International Optimist Dinghy Association — Международная Ассоциация класса "Оптимист".
2. В России, в контексте Правил класса; "Национальная Организация" (National Authority) — Всероссийская Федерация Парусного Спорта; "Национальная Ассоциация" (National Association) — Парусная Ассоциация "Оптимист" (ПАО). В соответствии с Договором между ВФПС и ПАО, "организацией, занимающейся делами класса "Оптимист" в России", является ПАО. Согласно этому Договору, регистрацией лодок и присвоением номеров на паруса занимается ПАО.
3. Правила класса: а) Действующие Правила класса для IOD 95 — "1995 International Optimist, GRP Class Rules" с изменениями и дополнениями. Перевода на русский язык пока нет; б) Правила класса для IOD 94 — "1994 International Optimist Class Rules" с изменениями и дополнениями. Перевод ПАО на русский язык в 1994 году; в) Чертежи рангоута, парусов, шверта и руля.
4. Владелец лодки должен быть членом "Национальной Ассоциации" (ПК 4.7). Годовой членский взнос ПАО: индивидуальный — 1 МРОТ, коллективный — 5 МРОТ.
5. Регистрация лодки в ПАО: регистрационный взнос для IOD эквивалент 10 долл. США. При регистрации выдаются: "серая табличка" с номером на парусе для наклейки на корпус лодки, Мерительное Свидетельство и Национальный сертификат.
Примечания
1. Есть данный об использовании 10095 на двух больших соревнованиях: на чемпионате мира 95-го года — четверо гонщиков, вошедших в первую двадцатку, и команды, занявшие 1-е и 4-е места в командных гонках; на чемпионате Европы 96-го года — 36% гонщиков, в том числе трое (включая чемпиона) в первой десятке мальчиков и трое (включая занявшую второе место) в первой десятке девочек.