Но и наверняка негодовал бы, услыхав, что в результате в экипажах, составленных, по существу, из случайных людей, были отмечены случаи, когда... матрос отказывался выходить на вахту в плохую погоду, мотивируя только тем, что он "заплатил" и "никому ничем не обязан".
Впрочем, может быть, это только слухи, пущенные завистниками? Дело в том, что сама идея, выдвинутая, как уже сообщалось в №159 "КиЯ", прославленным сэром Робином Нокс-Джонстоном, многими ведущими яхтсменами-гонщиками была встречена более чем прохладно.
Идея, неожиданная и во многом действительно спорная, пытающаяся соединить, на первый взгляд, абсолютно разные вещи, состояла в следующем.
С одной стороны, это — многоэтапное состязание, парусный марафон на кругосветной трассе против господствующего направления ветров, что обеспечивает преобладание лавировки и очень тяжелую жизнь экипажам, набранным из... новичков. С другой стороны, каждый из шести этапов разбит на два-три отрезка — "подэтапа", исключены самый тяжелый и опасный отрезок пути с обходом мыса Горн и сложный, с навигационной точки зрения, заход в Австралию.
С одной стороны, это гонка на одинаковых яхтах — монотипах специальной постройки, что явно предполагает, в первую очередь, спортивный характер мероприятия, предусматривающий равные для всех характеристики материальной части. С другой, это именно "гонка для начинающих экипажей" (см. заголовок в "КиЯ" №161, стр. 85). Монотипом же является отнюдь не экстремальная, а скорее — солидная и даже несколько старомодная крейсерская океанская яхта, не перегруженная парусами. Неудивительно, что асы, регулярно участвующие в "Уитбред", не изменили своей основной "специализации".
Наконец, это не столько спорт, сколько эскадренный парусный вояж, который можно назвать кругосветным, сугубо престижным туристским круизом (с 15 заманчивыми портами захода) как бы сданных "в чартер с капитанами" яхт. Другими словами, грандиозное коммерческое парусное шоу, имеющее действительно серьезное значение в основном — с точки зрения привлечения внимания к океанскому "яхтингу" и оморячивания молодежи (впрочем, в составе экипажей преобладали состоятельные "добровольцы" среднего возраста). Неслучайно то, что именно шеф STA сэр Нокс-Джонстон возглавил осуществление идеи, близкой целям этой Ассоциации.
Одним из инициаторов идеи был Джои Уиндоу — бизнесмен из Лестера, который в числе прочего некогда занимался тем, что организовывал курсы по обучению игре в гольф. Вместе с Терри Нилсоном из "Maiden International", который имел некоторый опыт организации обучения яхтсменов, Уиндоу разработал план, согласно которому за определенную плату экипажи из начинающих яхтсменов могли отправиться в 11-месячное кругосветное путешествие на яхтах одинаковой конструкции.
Реклама гонок, публиковавшаяся в британской прессе всю зиму 1996 года, сделала свое дело: примерно 10 000 человек прислали заявления о готовности платить немалые деньги ради того, чтобы совершить кругосветное плавание "в теплых морях". Для многих это путешествие было осуществимо полностью, но любой из шести этапов (время следования по каждому продолжалось примерно два месяца) можно было "купить" и по отдельности, заплатив по 5800 фунтов.
Что с самого начала было сильной стороной проекта? Конечно, огромная популярность Нокс-Джонстона, положившего на организацию гонки все свои силы и организаторские способности, привлекшего полезных людей и фирмы.
Заметим, что первоначально он был приглашен организаторами лишь в качестве консультанта по проблеме выбора подходящего проекта и по чисто яхтенным организационным вопросам. Но сразу же выяснилось, что только его хорошо известное имя способно "дать флаг" и вывести проект на нужный уровень привлекательности для самой широкой публики.
Яхтсмены знают, что даже опытному паруснику приходится затрачивать годы на подготовку "кругосветки": нужно купить или построить подходящее судно, оснастить его необходимым оборудованием и предусмотреть все те опасности, которые могут встретиться в столь длительном и тяжелом рейсе. Сэру Нокс-Джонстону потребовалось всего 10 месяцев, чтобы построить и подготовить к плаванию восемь одинаковых первоклассных 60-футовых яхт, отобрать восемь экипажей, лично проведя опрос 1000 человек, и обучить первых 120 претендентов, успешно прошедших отбор.
Необычная гонка "Clipper-96" стартовала в Плимуте 26 октября 1996 года и финишировала в середине сентября 1997 года. Все прошло на редкость удачно. Нельзя было назвать гидрометеоусловия очень благоприятными — преобладали сильные встречные ветра, довелось преодолевать и продолжительные 8-9-балльные штормы в "ревущих сороковых", но ни одной серьезной аварии не произошло.
Средняя скорость победителя — "Ариэля" (с номером 2 на борту) составила 7 узлов — примерно столько, сколько и предполагал конструктор яхт Дэвид Педрик. Победа этого экипажа с капитаном — 48-летним Расом Тернером во главе выглядит довольно убедительной. "№2" приходил первым на Мадейру (выиграв 15 минут у второго — "Тайпинга"), в Форт-Лодердейл, в Панаму, Иокогаму, Шанхай, Гонконг, Сингапур, Сейшелы, Сальвадор и Хорту. Другими словами, выиграл 10 этапов из 15 зачетных.
Отметим, что применялась простая и наглядная система зачета со штрафными очками за места на каждом финише: за 1-е место приплюсовывалось 1 очко, за 2-е — 2 и т.д. до 8 очков за последнее место. Отрыв победителя от занявшего общее 2-е место "Мермеруса" (№4) составил 16 очков, поскольку "Мермерус" имел только одну победу на этапе Сейшелы — Дурбан (и стабильно — 9 раз — финишировал вторым-третьим). Чаще всех — пять раз — приходил последним "клиппер" "Антиопе", оштрафованный 91 очком.
Итак, 17 сентября Робин Нокс-Джонстон вручил капитану Расу Тернеру приз и чек на 15 000 фунтов за победу, а каждый член экипажа — участник гонки хотя бы на одном ее этапе — получил почетный Сертификат Яхтсмена Открытого моря.
По общему мнению всех участников гонки, это кругосветное плавание действительно оставило неизгладимое впечатление и помогло им стать подлинными "морскими волками", уверенными в себе и умеющими работать в коллективе людьми. Очень удачным был назван и выбор маршрута с экзотическими точками захода на пяти материках из шести обитаемых. Когда еще доведется за один рейс посетить Гавану и Сальвадор, Шанхай и Гонконг (с его празднествами), Сингапур и Иокогаму, побывать на Азорах, Галапагоссах, Гавайях, Сейшелах!
Вот только одно из многих красноречивых писем, полученных организаторами гонки. Пишет 19-летняя англичанка художница Луиза Маршалл: "Всю свою сознательную жизнь (так в оригинале — Прим. ред.) я провела вдалеке от моря, лазая по горам. Но вот летом 1994 года я впервые в жизни ступила на борт парусника — это была замечательная шхуна "Сэр Уинстон Черчилль" — и участвовала как начинающая яхтсменка в плавании в Ла-Корунью и Опорто. Время этого рейса запомнилось — лучше не придумаешь! Почувствовав вкус к морю, я тут же написала заявку на участие в плаваниях по программе следующей Операции Парус, а в родном Эшбурне стала непременным участником гонок на парусных динги. Участие же в "Clipper-96" дало совершенно невероятную и заманчивую для молодежи возможность участвовать в самом большом из возможных морском приключении и одновременно — увидеть весь мир! Когда первые 15 000 миль остались за кормой нашего великолепного, но очень тесного "блэкаддера", я уже чувствовала себя опытным моряком и теперь на всю жизнь полюбила парус. Хочу высказать огромную благодарность STA, отдать должное самоотверженности людей, работающих в ней, подобно сумасшедшим, ради одного — чтобы дать таким, как я, вчерашним школьникам понятие о настоящей жизни. Шесть последних месяцев я осознаю как более чем важные для меня как яхтсменки и человека. Без подобных прекрасно организованных предприятий, я уверена, многие из нас не стали бы такими, какими стали сейчас".
Теперь можно, не торопясь, рассмотреть основные аспекты первой из гонок серии "Clipper".
Яхты
Постройка их в столь сжатые сроки — за 9 месяцев — была исключительно сложным делом и потребовала больших затрат — около 2.6 млн. фунтов. Сначала говорили о постройке 15 яхт-монотипов, затем изменили заказ на 10 единиц, построили 8, но и это надо считать достижением1.
Уже летом расположенная в Колчестере фирма "Colvic Craft" (названная так по именам партнеров — Колина Бернса и Виктора Паско) смогла поставлять Оргкомитету гонки каждые три недели по 60-футовой яхте. Возглавлял бригаду строителей из 28 человек Ник Хоуланд. Он рассказывает:
"Наша фирма имеет 35-летний опыт постройки океанских яхт. 80 работников верфи строят сегодня 10 различных моделей яхт длиной от 38 до 60 футов. Плюс к этому — 12 моделей каютных моторных яхт от 34 до 58 футов. С финансированием сложности были, но все шло по плану и наши основные поставщики не подвели: это были "Hood" (паруса), "Lewmar" (лебедки и люки), "Soinlock" (канаты) и "Hood Yacht Systems" (рангоут). Принимал готовые яхты Спад Спеддинг — отставной военный, капитан одного из "Клипперов" и правая рука сэра Робина".
В конструкции и технологии постройки яхт ничего нового не было. Прочный корпус из стеклопластика с вставленным в капсулу балластом, длинный скег с кронштейном для руля, незагроможденная палуба — все это обычно.
Почему заказчики остановились на проекте фирмы "Pedrick" и длине 60 футов? "Этот выбор был сделан, так сказать, сам по себе, — говорит сэр Робин. — У фирмы "Colvic" были готовые матрицы и компания убедила нас в том, что сможет вовремя построить яхты. Нам понравились и сами корпуса конструкции Педрика — они достаточно мореходны и надежны".
Дэвид Педрик — известный американский конструктор. разрабатывал проект 60-футовой яхты с кокпитом в центре по заказу фирмы "Camper & Nicholson". Организаторам гонки "Clipper" пришлось лишь несколько переделать проект и в частности — изменить расположение кокпита.
Отзывы яхтсменов практически одинаковы — у яхт хорошие обводы, удачный наклон форштевня, длинная палуба и просторный кокпит с разумными пропорциями.
"Мне больше всего нравится в этой яхте ее легкий ход," — говорит Рас Тернер, который попал в шторм с 40-узловым ветром уже когда вел яхту из Бристоля к месту старта в Плимут. Действительно, 60-футовая яхта шла, "словно по хорошо смазанной поверхности". При слабом ветре она кажется недогруженной парусами, да и конструкция корпуса говорит скорее о надежности, чем о быстроходности. Однако многие, в том числе Адриан Фэйерс, который ранее участвовал в гонках "British Steel Challenge" на 67-футовике, говорит, что яхты Педрика неплохо идут и при слабом ветре. "Я бы сказал, что при хорошем управлении эта яхта может идти и быстрее, чем монотипы BSC", — утверждает Адриан.
С самого начала действовала установка на надежность и простоту оборудования и на отделку "без излишеств". Интерьеры получились очень простыми, а каюты — тесными, особенно если учесть, что на борту надо было разместить 15 человек (при том — обоего пола), а в тропиках, мягко говоря, довольно жарко. Койки пришлось размещать в два и в три яруса. Одно спасение, что часть людей — вахта — всегда находилась наверху.
Было принято решение ограничить вес личных вещей каждого члена экипажа (две сумки в руках у каждого!), но что касается запасов провизии и воды, то здесь организаторы "не скупились" и обеспечили "изобилие". Достоянием репортеров стал, например, подробнейший перечень продуктов питания, принятых при выходе с Гавайских о-вов (общий их вес составил 8.5 т; в списке из 40 с лишним позиций значились 24 кг растворимого кофе, 24 л томатного соуса плюс 24 кг острого соуса "чили", 48 л майонеза и т.п.). На трехразовое питание (по каждому из семи меню) никаких жалоб не поступало.
Остается добавить, что все восемь яхт, выходящих на пути мореходов романтичной эпохи расцвета паруса, были названы в честь знаменитых чайных клиперов прошлого: "Тайлинг", "Ариэль", "Серика", "Мермерус", "Фермопилы", "Блэкаддер", "Антиопе" и "Хризолит".
Капитаны
Основной принцип, положенный в организационную структуру гонки, предполагал максимальную демократичность и равенство стартовых условий. Сэр Робин обратился к шкиперам яхт, чей класс не вызывал сомнений и позволял провести плавание с самой высокой степенью безопасности для людей. На первый план выдвигались морские качества — искусство управления судном, воля к победе, умение обеспечить слаженность действий экипажа. Конечно, только высокая оплата труда не стала бы для серьезных капитанов стимулом для участия в "необычной", по выражению Нокс-Джонс-тона, гонке. Требовались единомышленники. Сэр Робин знал каждого из кандидатов достаточно давно и, тем не менее, подбирал шкиперов долго и очень придирчиво. К середине июля еще не был сделан окончательный выбор. "Здесь очень важно достичь равновесия", — говорил сэр Робин. Назначенные первыми Спад Спед-динг, Рас Тернер. Колэн де Момбрэ и Мервин Уитли — это, пожалуй, были те люди, которые оказались наиболее близкими к мореплавательной школе Нокс-Джонстона.
Вот для примера только один портрет.
Рас Тернер — известный плимутский яхтсмен, плавание которого на яхте "Rumour" принесло ему многочисленные награды и в том числе звание "яхтсмена года". Бывший офицер ВМС, участник первых гонок "Уитбред", руководитель школы "Ocean Sails". По общему признанию, по опыту океанских плаваний это был второй, после самого сэра Робина, капитан...
Капитаны начали с того, что договорились о полном единообразии требований к членам экипажа и несению вахт, и точно оговорили порядок действий в экстремальных ситуациях (например, наметили три варианта спасения упавшего за борт человека). Сформулировали и правила выполнения "домашней работы": один из семи яхтсменов, заступивших на вахту, будет готовить, чистить гальюны, мыть посуду и т.д., и каждый будет это делать примерно один раз в неделю...
Подготовка экипажей
Программа подготовки состояла из трех частей и соответствовала принятым стандартам. Поскольку первая яхта вошла в строй еще зимой, все экипажи смогли завершать подготовку уже на борту одного из "Клипперов".
большое внимание уделялось самой процедуре приема новичков. Так, один из новичков с благодарностью вспоминал, что "сам Тернер" приветствовал их на борту "Ариэля" и даже прежде, чем показать каждому его койку, "немного прокатил на яхте".
Первой частью подготовки было трехдневное плавание с целью проверки совместимости членов экипажа и их способности работать в одной команде. Это оказались нелегкие для многих новичков три дня. "Да, некоторые сразу же ушли на этом этапе, но некоторым нам самим пришлось сказать — нет", — говорит сэр Робин.
Второй этап обучения включал в себя плавание в открытом море в течение нескольких дней под командованием двух капитанов — каждый руководил очень интенсивной работой своей вахты. Претенденты изучали основы управления яхтой и несения вахты, знакомились с навигационными картами (более того, капитаны вынуждены были объяснять людям, которые на работе привыкли "только нажимать кнопки", как важно, например, не пытаться поменять местами кольца радара).
Последний этап был ориентирован на практику работы с парусами и на руле, а также с приборами. Устранение порывов спинакера, замена стакселя, способы поддержания высокой скорости яхты днем и ночью, — все это было составными частями обучения.
Все участники гонок получили возможность работать в единой команде на протяжении около месяца.
Что дальше?
Еще до старта сэру Робину задавали вопрос — каким может быть продолжение гонки "Клипперов", не будут же простаивать построенные монотипы?
Действительно, вырученные в итоге "Clipper-96" 2.5 млн. фунтов даже не компенсировали затрат на постройку яхт, а ведь были еще немалые организационные расходы, зарплата капитанов и т.п. Теперь уже ясно, что простаивать яхты не будут, объявлена и рекламируется широкая программа плаваний эскадры 60-футовиков под флагом сэра Робина.
Это: 7-этапный Карибский круиз (с 15.11.97 по 07.04.98), затем 4-этапный вояж в Гренландию (с 07.06.98 по 17.08.98; совместно с Крисом Бонингтоном, известным в России по замечательной книге "Искатели приключений") и наконец 6-этапная II Кругосветная гонка "Clipper-98" (с 17.10.98 по 21.08.99 с оплатой 22 750 фунтов за весь маршрут).
Сэр Робин Нокс-Джонстон
Sir Robin Knox-Johnston, Kt., CBe., RD, FRIN
Англичанин. Родился 17 марта 1939 г. в Лондоне. Закончил школу в Беркхэмстеде и Мореходное училище Объединенной британско-индийской судоходной компании (в 1957 г.). С 1965 г. — капитан дальнего плавания. С 1966 г. командовал т/к "Congella". Служил вахтенным офицером на корабле ВМС "Duncan". С 1994 г. — Президент STA (Sail Training Association). Женат. Имеет дочь Сару 1963 г. рожд.
Почетные и научные звания
Кавалер Ордема Британской Империи, Доктор наук Морской Академии (США). Доктор технологии Саутгемптонского института технологии, трижды Яхтсмен года, обладатель 8 почетных трофеев и медалей и свыше 10 иных международных наград, член 11 различных парусных Советов и Комитетов. Как бизнесмен — член, консультант, директор и председатель 11 различных Фондов и компаний (в т.ч. директор St. Katharinos Yacht Haven).
- Первый а миро яхтсмен совершивший в одиночку безостановочное кругосветное плавание (Фвлмут — Фалмут. с 14.06.68 по 22.04.69);
- Обладатель Британского трансатлантического парусного рекорда (10 дней 14 час 9 мин);
- Обладатель (совместно с Питером Блейком) Трофея Жюль Верна за рекорд скорости кругосветного плавания на катамаране "Энца" (74 дня 22 часа 17 мим).
Основные плавания
- 1963-67 — Строит в Бомбее 32-фут кеч "Суахили". Идет в Британию вокруг м. Доброй Надежды.
- 1968-69 — Участие в "Гонке века". Успешное 312-дневное одиночное плавание вокруг света нон стоп на "Суахили".
- 1970 — Строит "Ocean Spirit", с Лесли Уильямсом участвует в гонке вокруг Британии и в 71 г. — в гонке Кейптаун-Рио.
- 1973-75 — Дважды участвует в гонках Адм. кубка и вокруг Британии (с Герри Бокселом) на катам. "British Oxygen".
- 1977-76 — Участие в "Уитбред".
- 1981 — Строит катам. "Sea Falcon", участвует на нем в 5 разл. соревн.
- 1984 — Строит катам. "British Airways", участвует на нем в 6 реал. соревн.
- 1989 — Участвует в Колумбусовском вояже (с навиг. техникой времен Колумба). Теряет мачту. Идет на Азоры с аварийным вооружением.
- 1991 — Плавает в Гренландию с Крисом Бонингтоном.
- 1993-94 — Участвует а установлении рекорда на "Энца".
Литературная деятельность
Автор 14 книг. Первая из них — "Мир моими глазами" (1969 г.) переведена ка 10 языков. По времени последняя — "За Жюль Верном" вышла в 1995 г. Ведет колонку в журн. "Yachting World", выступает как постоянный автор и корр. более 6 яхтенных журналов, "The Times", "Telegraph", "Guardian" и др.
Примечания
1. Как известно, на этой стадии сорвалась идея кругосветной гонки Гран Мистраль, так как к первоначально назначенному сроку удалось построить только три яхты.