Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Спорт
  • Водномоторный спорт
  • 1988 год
  • Феномен водномоторников латвийского колхоза «Цоде»
Краткое оглавление
Зигурд Стурис Янис Миллерс


Подкатегории раздела
Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Латвийский маршрут для водномоторников Лубана — Рига
Парусные катамараны рыболовецкого колхоза «Царникава»
Гонки водномоторников на реке Висла
Важнейшие гонки водномоторников 1965 года
Три маршрута для туристов-водномоторников
Международный приз у советских водномоторников
Новая классификация спортсменов-водномоторников
Всесоюзные соревнования на призы «КиЯ» и колхоза «Большевик» 1988 года
III соревнования водномоторников на приз «Катера и яхты»
Интервью с представителями водномоторников Венгрии и ГДР
III лично-командные соревнования водномоторников Ржева
1700-километровый кольцевой маршрут для водномоторников
Командные встречи водномоторников на первенство страны 1980 года
Гонка водномоторников «Халтер-200» 1981 года


Феномен водномоторников латвийского колхоза «Цоде»

Год: 1988. Номер журнала «Катера и Яхты»: 134
          0


Двенадцать лет назад латвийские колхозы «Драудзиба» и имени К. Маркса объединились в колхоз «Цоде». Сейчас в хозяйстве живут и работают более трех тысяч человек. Площадь обрабатываемых угодий самая большая в Бауском районе. Но в «Цоде» люди живут не только работой.

Недавно исполнилось четверть века, как колхозники Бауски культивируют водно-моторный спорт. На сегодня среди здешних водномоторников один мастер спорта международного класса, восемь мастеров, пять кандидатов в мастера. Пять лет назад колхозные спортсмены завоевали все кубки первенства Латвии. До сих пор ни одной из 17 команд республики не удалось повторить этот результат. В последние лет двадцать на всех командных соревнованиях страны в числе призеров на мотолодках обязательно были жители Бауски. Их фирменный знак «Мемелес спорте» видели на многих акваториях страны.

Информация об изображенииСпортивные трофеи водномоторников «Цоде»
Спортивные трофеи водномоторников «Цоде»
 
Команда маленькой Бауски не боится тягаться с командами столиц. На прошлогодних соревнованиях на приз журнала «Катера и яхты» она завоевала этот трофей: все шесть членов команды были призерами в своих классах. Можете вы назвать другой такой колхоз в стране? Я — нет. Не случайно, видно, на одних из соревнований у гонщика из Бауски М. Захарченка требовали справку, что он действительно колхозник. Не верили.

Для того чтобы понять причину такого редкого явления, и затеян этот рассказ. Но сначала представим двух его главных героев. Многие читатели уже знакомы с ними — их имена не раз упоминались на страницах журнала.

Зигурд Стурис


Накануне октябрьского праздника Зигурд отметит свое 60-летие. Родился он в Елгаве. После освобождения Латвии от немецких оккупантов шестнадцатилетним парнем стал работать в больнице Бауски. 20 лет проработал там рентгенотехником, затем 10 лет — корреспондентом районной газеты. И все эти годы Зигурда тянуло к спорту. Занимался футболом и хоккеем, имеет по этим видам первые спортивные разряды. С возрастом стал интересоваться техникой. «Заболел» мотоспортом. С 1962 г. занялся водно-моторным спортом. В 1965 г. в составе сборной Латвии принял участие в чемпионате СССР в Юрмале. Вошел в первую десятку в своем классе. В этом же году стал мастером спорта.


Информация об изображенииЗигурд Стурис, Янис и Лотар Миллерс в мастерской
Зигурд Стурис, Янис и Лотар Миллерс в мастерской
 
Много было соревнований, много побед. Для улучшения результатов надо было осваивать сложное ремесло изготовления мотолодок. Своим учителем в этом деле считает Л. Озолиньша из рижского предместья Болдераи, где вспоследствии был построен известный на Балтике Центральный республиканский яхт-клуб.

В 1968 г. Зигурд становится руководителем водно-моторной секции колхоза «Драудзиба» в Бруске. В 1973 г. он в последний раз выступил в соревнованиях и с этого времени стал бессменным тренером и организатором колхозной команды.

Янис Миллерс


Родился в Елгаве через год после войны. После службы в армии стал работать шофером в «Латсельхозтехнике». Всегда интересовался моторами, техникой, скоростью. В то время в Елгаве на реке Лиелупе, в водах которой отражается построенный Растрелли дворец герцога, энтузиасты осваивали мотолодки. В водномоторный спорт Янис пришел поздно — двадцатитрехлетним парнем, имея за плечами не одну тысячу километров, проведенных в шоферской кабине, и имея золотые руки, одинаково хорошо справляющиеся с металлом и с электроникой.

Информация об изображенииЛидирует Я Миллерс. Фото автора
Лидирует Я Миллерс. Фото автора
 
Только три года, три коротких сезона понадобилось, чтобы стать мастером спорта. Дальше — тренировки, соревнования, спортивные достижения и неудачи. Миллерс всегда был не только «чистым» гонщиком. Корпуса лодок, на которых выступал, делал сам по своим эскизам. Заботили его не только собственные результаты. С 1973 по 1981 г. — до отъезда из Елгавы — руководил водно-моторной секцией «Латсельхозтехники». Многие члены секции выступали на лодках, сделанных руками Миллерса или с его помощью. Об этой славной команде знают специалисты и болельщики водно-моторного спорта Латвии, знают и многие читатели «Катеров и яхт».

Были времена, когда от елгавской секции ехали на соревнования только три-четыре участника, но раз в пять больше ехало добровольных помощников — в основном школьников: помочь, посмотреть, поучиться, отдохнуть... Вот питательная среда, в которой кристаллизовался спортивный опыт, рождались мастера и чемпионы. Не случайно первая в Латвии женщина, выполнившая в 1987 г. норматив мастера спорта, Анна Колосова тренируется в секции «Латсельхозтехники».


Десять лет упорного труда понадобилось Миллерсу, чтобы стать мастером спорта международного класса За эти годы вырос в кандидаты в мастера спорта его сын Лотар.

Информация об изображенииНа лодке класса SC Я. Миллерс выиграл четыре гонки на приз «КиЯ» в 1985 г.
На лодке класса SC Я. Миллерс выиграл четыре гонки на приз «КиЯ» в 1985 г.
 
Бессменный председатель правления колхоза Михаил Арцимович понимает: не хлебом единым жив человек. Сам он с молодых лет и до тридцатипятилетия играл в районной во лейбольной команде, имеет первый разряд. Любовь к спорту осталась в его душе навсегда. Главной своей заботой он всегда считал и считает заботу о людях.

В колхозе «Цоде» работают 14 кружков художественной самодеятельности: традиционный для Прибалтики хор, фольклорный ансамбль, детские и молодежный танцевальные коллективы, четыре оркестра, драматический кружок... Репетиции, концерты, выставки-продажи изделий прикладного искусства, поездки для совместного отдыха стали частью быта, непременным элементом повседневной жизни колхозников. В кружках занимаются 300 человек, но все три тысячи так или иначе приобщаются к этой самой деятельности.

В «Днях спорта», проводимых в колхозе летом и зимой, участвует почти половина населения «Цоде». А регулярно тренирующихся спортсменов здесь более 500. «Одних легкоатлетов две сотни, а есть еще и туристы, ориентировщики, автомоделисты, шахматисты, авто- и мотогонщики, яхтсмены...» — у председателя не хватило пальцев обеих рук, чтобы сосчитать секции. Но главной гордостью «Цоде» был и остается водномоторный спорт.

У спортсменов Латвии есть хорошая традиция. Ежегодно, в декабре, в рижском Дворце спорта устраивается встреча с лучшими спортсменами года. Встреча, на которой подводятся итоги, чествуют победителей, смотрят фильмы и слайды, делятся воспоминаниями и впечатлениями. Среди лучших спортсменов 1987 года был и А. Слактерис из «Цоде», который установил новый мировой рекорд в классе SC на дистанций 10 миль — 85,05 км/ч. Рядом с сияющим спортсменом в лучах телевизионных юпитеров блестела натруженными бортами лодка, изготовленная в мастерской «Цоде».


Справедливо. Ведь именно с лодок — неповторимых, но, тем не менее, легко узнаваемых «в лицо» па самых представительных встречах водномоторников, и начинался успех «Цоде». В этом прочная основа сегодняшних достижений.

В Бауске не просто понимали, что в водномоторном спорте материальная часть — это половина успеха. На основе этого положения была построена практическая программа, главным создателем которой был Зигурд Стурис. Постепенно отшлифовывалась идея: создать в колхозе мастерскую по производству спортивных мотолодок.

Председатель колхоза М. Арцимович председатель федерации водно-моторного спорта Латвийской СССР — идею поддержал. Поддержал и на словах, и на деле — помог убедить правление колхоза, что предназначенный на слом гарный участок лучше отдать под лодочную мастерскую, позаботился о представлении квартир рабочим будущей мастерской, активно участвовал в решении юридических, финансовых, снабженческих вопросов.

Так идея создания экспериментальной мастерской получила твердую материальную основу. Осенью 1981 г. в Бауску были приглашены из Елгавы отец и сын Миллерсы. Так состоялась встреча наших героев. Так соединились курсы их жизней.

Только столяр Миллерс, только моторист Миллерс, только гонщик Миллерс не смогли бы решить в дереве и металле задачу создания высококлассных лодок. Эту задачу решили в одном лице все три ипостаси этого человека в содружестве с энтузиастом спорта великолепным организатором 3. Стурисом. Это он доставал всеми возможными путями техническую литературу, журналы со всего мира и штудировал их совместно с Миллерсами, чтобы держаться на мировом уровне. Это он превращал выделенный колхозу растущий за 200 км лес в высококачественную фанеру. Это он решал сотни других вопросов.

Метод строительства лодок в «Цоде» напоминает, хотя это и не спортивная аналогия, работу хороших портных. Изделие — в рамках свободного класса — индивидуально. Индивидуально в смысле подгонки под 1абариты и вес гонщика, индивидуально и в смысле постоянною совершенствования конструкции.


Информация об изображенииЛотар Миллерс в колхозной мастерской
Лотар Миллерс в колхозной мастерской
 
Приходилось мастерской делать лодки и по чужим эскизам. И в этом случае тщательность из1 отопления гарантировала надежность и ходовые качества лодки. Последний пример — успех команды рыбколхоза Имени 9 мая из Латвии на прошлогодних соревнованиях на приз «Катеров и яхт».

С декабря 1981 г., когда была передана заказчику первая лодка, до декабря 1987 г. колхозная мастерская изготовила 60 гоночных корпусов и 7 картоп лодок. Больше всею было сделано лодок классов SB и SC (23 и 22). Кроме них 7 корпусов SA, 5 глиссеров различных классов и 3 скутера класса ОВ.

Картоп-лодка «Золотая рыбка» изготавливалась по описанию в одном из технических журналов. Но мастера из «Цоде» не были бы Мастерами, если бы не внесли в конструкцию изменения. И в результате при раз мерах 250X120X39 см и грузоподъемности 180 кг вес малютки всего навсего 25—27 кг. С успехом можно применять электромотор, мотор «Салют» или подвесной парус. Есть идея приспособить к ней бесшумный ручной ластовый движитель, описанный в «Катерах и яхтах» (№128 за 1987 г.). В условиях индивидуального производства эта «Рыбка» стоит 299 рублей. Выпуск картоп-лодки может стать финансовой основой экспериментальной мастерской и выручал бы в летние месяцы, когда нет заказов на спортивные лодки. Может, если найдутся серьезные заказчики и, главное, если решится вопрос обеспечения колхозной мастерской материалами. А пока все лодки строятся из материала заказчика.

Трудности трудностями, а «фирма» «Миллере и Стурис» по-прежнему не стоит на месте. Ведутся переговоры с Куйбышевским моторостроительным производственным объединением о приобретении моторов «Вихрь». Идея в том, чтобы можно было их обкатать, довести, снабдить соответствующими винтами и поставить заказчику комплект «корпус — мотор — винт».


Созданные в «Цоде» лодки обеспечивают потребности спортсменов Латвии, по 5 штук ушли в Каунас и в Куйбышев, 3 — в Тбилиси, 2 — в Таллин. На 1988 год есть заказчики из Барнаула, Красноярска, Костромы, Сухуми, ведется переписка с польскими спортсменами.

Я- Миллере пристально следит за судьбой своих лодок и. если узнает, что лодка «не идет», не просто говорит: «Надо уметь настроить», а активно помогает сделать эту настройку.

Две одинаковые лодки класса SC. были изготовлены весной 1987 года. На одной успешно выступал Р. Шпац из Алуксне, на второй — весь сезон неудачи преследовали гонщика из Лиепаи Д. Круминьша. Янис созвонился с ним, предложил привезти лодку в Бауску. В конце сезона Миллере за полдня настроил лодку. Можно объяснить такие действия «модой» на сервисные службы, а можно и профессиональной гордостью Мастера. И учтите: при этом Миллере создал себе реального конкурента на гонках 1988 года.

Информация об изображенииИзвестный гонщик и лодочный мастер Янис Миллерс после заезда
Известный гонщик и лодочный мастер Янис Миллерс после заезда
 
Интересна история с эстонским гонщиком Рейном Ингулисом. Она позволяет понять не только метод работы мастера Миллерса над корпусом лодки, но и нечто большее. Когда в 1985 году заказанный корпус был готов, Нигулис взял отпуск и вместе с женой и двумя детьми приехал в Бауску. Пока семья отдыхала в живописных окрестностях города, Миллере и Нигулис в пробных заездах вместе доводили лодку.

Словом, обратная связь «спортсмены — мастерская — спортивные результаты» налицо. Теперь считается обычным, что в Бауске проживают четыре абсолютных чемпиона Латвии...

В начале работы секции так же основательно, как и все остальное, был решен вопрос организации тренировок. Маловодные реки Мемеле и Муса, сливаясь в Бауске, дают начало Лие-лупе («Большой реке»), на берегу которой стоит Елгава. Колхозным спортсменам мало было разметить трассу, построить эллинги, мастерскую. Оии оборудовали еще и скамьи для зрителей, судейскую вышку, комнату для судей. И пусть соревнования проводятся только весной и осенью — летом река мелеет, но они проводятся по всем правилам и становятся событием в спортивной жизни города.

Так обстоят дела со спортивной частью жизни колхозной секции. А что с «экономикой», с социальными аспектами этого явления? Что дают секции и мастерская колхозу?

— Затраты на секцию, включая транспортные и командировочные расходы, — около 30 тысяч рублей в год, — рассказывает М. Арцимович. — Это много. Часть расходов покрываем за счет прибыли от мастерской. Остальное — наша плата за стабильность кадров. За то, что люди и в нерабочее время заняты делом. Молодежь приобщается к труду, к технике... Слактерис занимается этим видом спорта около двадцати лет. За это время закончил дневное отделение вуза, вернулся в колхоз. Сегодня ему 32 года. Гордимся, что главный инженер нашего колхоза — рекордсмен мира. Пауго в 1987 году закончил сельхозакадемию, стал инженером консервного завода. Захарченок в этом году заочно заканчивает сельхозакадемию, работает завгаром. Словом, водно-моторная секция является как бы колхозным профтехучилищем...

Любопытная деталь. В секции в настоящее время занимаются целые семьи. Это пятнадцатилетний перворазрядник Айвар Барковский и сорокапятилетний начинающий Эгон Барковский, тракторист. Это пятнадцатилетний Гунтар Грандовский и сорокалетний электрик Артур Г рандовский.

Информация об изображенииТак выглядит спортивная продукция «Цоде»
Так выглядит спортивная продукция «Цоде»
 
Может создаться впечатление, что, начав работать в мастерской, Янис Миллере покончил с занятиями спортом. И действительно — в этом году он планирует в последний раз выйти на серьезные старты. Однако Янис не уходит из спорта — активно помогает своим спортсменам.

Насколько органично лодки и моторы входят в жизнь наших героев, можно проиллюстрировать и таким примером: Лотар Миллерс познакомился со своей невестой в поездке на соревнования. Она была болельщицей. После регистрации брака в Бауске молодожены поднялись на борт катера и пошли вверх по течению к дому жениха. На берегу у дома их ждали остальные участники свадьбы. Это не было уникальным случаем. Лет десять назад эту хорошую традицию основали Арнис и Дайна Пуцэ.



Окончен рассказ о «феномене Цоде». В этом рассказе нет бюрократов и других антигероев. Естественно, в жизни они были. Это они пренебрежительно относятся к неолимпийскому виду спорта. Это они никак не решат проблему обеспечения моторов запасными частями, горюче-смазочными материалами. Это благодаря их «усилиям» даже спасательные жилеты стали проблемой. Но важно, что не эти люди определяли развитие событий. Важно то, что у наших героев при столкновении с трудностями не опускались руки, что вокруг них сплачивались люди, которые, доверяя или не до конца доверяя их словам, доверяли их делам.


Понравилась ли вам эта статья?
+1

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Кубок СССР по воднолыжному спорту 1987 года
Традиционная регата в городе Гданьске 1987 года
Гонки катеров открытого моря Каус — Торки — Каус 1987 года
Предолимпийская регата в Пусане
Почему «буксует» Кубок Черного моря?
Традиционные соревнования «Черноморская регата» 1987 года
Гонки многокорпусных яхт на дистанциях «Кубка Черного моря»
Гонки юношей на крейсерских яхтах на «Кубок Волги» 1987 года
Кубок СССР по буерному спорту в классе «DN» 1987 года
III соревнования крейсерских яхт на кубок «Ассоль» 1987 года
XIV регата Московского моря на призы «КиЯ» 1987 года
Соревнования по технике парусного туризма на разборных судах 1987 года
Гонки водномоторников в Бристольском доке в Англии 1987 года
Весенний марафон на надувных мотолодках 1987 года
Накануне XXIV Олимпиады 1987 года в Пусане

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Феномен водномоторников латвийского колхоза «Цоде»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Чемпионаты мира и Европы по буеру 1988 года в классе «DN»
III соревнования на призы газеты «Черноморская здравница»
Соревнования по парусному спорту «Сочинская регата» 1988 года
Вторая кругосветная гонка яхтсменов-одиночек «ВОС» 1986—1987 гг.
Чемпионат Европы в классе «Звездный» 1988 года
Гонки парусных яхт на кубок озера Гарда 1988 года
Открытое первенство Краснознаменного Черноморского флота 1988 года
Всесоюзной регаты на приз газеты «Слава Севастополя» 1988 года
Соревнования на Кубок Дружбы и братства соцстран 1988 года
Гонки гигантских океанских катеров «суперботов» в Ки-Уэст 1987 года
106-я Кильская парусная регата 1988 года
Чемпионат СССР по парусному спорту 1988 года
XX Йерская парусная регата 1988 года
Крейсерская регата «Кубок Балтики» 1988 года
XVI Кавголовская регата на туристических судах 1988 года


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 33 + 31 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории