Недавно исполнилось четверть века, как колхозники Бауски культивируют водно-моторный спорт. На сегодня среди здешних водномоторников один мастер спорта международного класса, восемь мастеров, пять кандидатов в мастера. Пять лет назад колхозные спортсмены завоевали все кубки первенства Латвии. До сих пор ни одной из 17 команд республики не удалось повторить этот результат. В последние лет двадцать на всех командных соревнованиях страны в числе призеров на мотолодках обязательно были жители Бауски. Их фирменный знак «Мемелес спорте» видели на многих акваториях страны.
Команда маленькой Бауски не боится тягаться с командами столиц. На прошлогодних соревнованиях на приз журнала «Катера и яхты» она завоевала этот трофей: все шесть членов команды были призерами в своих классах. Можете вы назвать другой такой колхоз в стране? Я — нет. Не случайно, видно, на одних из соревнований у гонщика из Бауски М. Захарченка требовали справку, что он действительно колхозник. Не верили.
Для того чтобы понять причину такого редкого явления, и затеян этот рассказ. Но сначала представим двух его главных героев. Многие читатели уже знакомы с ними — их имена не раз упоминались на страницах журнала.
Зигурд Стурис
Накануне октябрьского праздника Зигурд отметит свое 60-летие. Родился он в Елгаве. После освобождения Латвии от немецких оккупантов шестнадцатилетним парнем стал работать в больнице Бауски. 20 лет проработал там рентгенотехником, затем 10 лет — корреспондентом районной газеты. И все эти годы Зигурда тянуло к спорту. Занимался футболом и хоккеем, имеет по этим видам первые спортивные разряды. С возрастом стал интересоваться техникой. «Заболел» мотоспортом. С 1962 г. занялся водно-моторным спортом. В 1965 г. в составе сборной Латвии принял участие в чемпионате СССР в Юрмале. Вошел в первую десятку в своем классе. В этом же году стал мастером спорта.
Много было соревнований, много побед. Для улучшения результатов надо было осваивать сложное ремесло изготовления мотолодок. Своим учителем в этом деле считает Л. Озолиньша из рижского предместья Болдераи, где вспоследствии был построен известный на Балтике Центральный республиканский яхт-клуб.
В 1968 г. Зигурд становится руководителем водно-моторной секции колхоза «Драудзиба» в Бруске. В 1973 г. он в последний раз выступил в соревнованиях и с этого времени стал бессменным тренером и организатором колхозной команды.
Янис Миллерс
Родился в Елгаве через год после войны. После службы в армии стал работать шофером в «Латсельхозтехнике». Всегда интересовался моторами, техникой, скоростью. В то время в Елгаве на реке Лиелупе, в водах которой отражается построенный Растрелли дворец герцога, энтузиасты осваивали мотолодки. В водномоторный спорт Янис пришел поздно — двадцатитрехлетним парнем, имея за плечами не одну тысячу километров, проведенных в шоферской кабине, и имея золотые руки, одинаково хорошо справляющиеся с металлом и с электроникой.
Только три года, три коротких сезона понадобилось, чтобы стать мастером спорта. Дальше — тренировки, соревнования, спортивные достижения и неудачи. Миллерс всегда был не только «чистым» гонщиком. Корпуса лодок, на которых выступал, делал сам по своим эскизам. Заботили его не только собственные результаты. С 1973 по 1981 г. — до отъезда из Елгавы — руководил водно-моторной секцией «Латсельхозтехники». Многие члены секции выступали на лодках, сделанных руками Миллерса или с его помощью. Об этой славной команде знают специалисты и болельщики водно-моторного спорта Латвии, знают и многие читатели «Катеров и яхт».
Были времена, когда от елгавской секции ехали на соревнования только три-четыре участника, но раз в пять больше ехало добровольных помощников — в основном школьников: помочь, посмотреть, поучиться, отдохнуть... Вот питательная среда, в которой кристаллизовался спортивный опыт, рождались мастера и чемпионы. Не случайно первая в Латвии женщина, выполнившая в 1987 г. норматив мастера спорта, Анна Колосова тренируется в секции «Латсельхозтехники».
Десять лет упорного труда понадобилось Миллерсу, чтобы стать мастером спорта международного класса За эти годы вырос в кандидаты в мастера спорта его сын Лотар.
Бессменный председатель правления колхоза Михаил Арцимович понимает: не хлебом единым жив человек. Сам он с молодых лет и до тридцатипятилетия играл в районной во лейбольной команде, имеет первый разряд. Любовь к спорту осталась в его душе навсегда. Главной своей заботой он всегда считал и считает заботу о людях.
В колхозе «Цоде» работают 14 кружков художественной самодеятельности: традиционный для Прибалтики хор, фольклорный ансамбль, детские и молодежный танцевальные коллективы, четыре оркестра, драматический кружок... Репетиции, концерты, выставки-продажи изделий прикладного искусства, поездки для совместного отдыха стали частью быта, непременным элементом повседневной жизни колхозников. В кружках занимаются 300 человек, но все три тысячи так или иначе приобщаются к этой самой деятельности.
В «Днях спорта», проводимых в колхозе летом и зимой, участвует почти половина населения «Цоде». А регулярно тренирующихся спортсменов здесь более 500. «Одних легкоатлетов две сотни, а есть еще и туристы, ориентировщики, автомоделисты, шахматисты, авто- и мотогонщики, яхтсмены...» — у председателя не хватило пальцев обеих рук, чтобы сосчитать секции. Но главной гордостью «Цоде» был и остается водномоторный спорт.
У спортсменов Латвии есть хорошая традиция. Ежегодно, в декабре, в рижском Дворце спорта устраивается встреча с лучшими спортсменами года. Встреча, на которой подводятся итоги, чествуют победителей, смотрят фильмы и слайды, делятся воспоминаниями и впечатлениями. Среди лучших спортсменов 1987 года был и А. Слактерис из «Цоде», который установил новый мировой рекорд в классе SC на дистанций 10 миль — 85,05 км/ч. Рядом с сияющим спортсменом в лучах телевизионных юпитеров блестела натруженными бортами лодка, изготовленная в мастерской «Цоде».
Справедливо. Ведь именно с лодок — неповторимых, но, тем не менее, легко узнаваемых «в лицо» па самых представительных встречах водномоторников, и начинался успех «Цоде». В этом прочная основа сегодняшних достижений.
В Бауске не просто понимали, что в водномоторном спорте материальная часть — это половина успеха. На основе этого положения была построена практическая программа, главным создателем которой был Зигурд Стурис. Постепенно отшлифовывалась идея: создать в колхозе мастерскую по производству спортивных мотолодок.
Председатель колхоза М. Арцимович председатель федерации водно-моторного спорта Латвийской СССР — идею поддержал. Поддержал и на словах, и на деле — помог убедить правление колхоза, что предназначенный на слом гарный участок лучше отдать под лодочную мастерскую, позаботился о представлении квартир рабочим будущей мастерской, активно участвовал в решении юридических, финансовых, снабженческих вопросов.
Так идея создания экспериментальной мастерской получила твердую материальную основу. Осенью 1981 г. в Бауску были приглашены из Елгавы отец и сын Миллерсы. Так состоялась встреча наших героев. Так соединились курсы их жизней.
Только столяр Миллерс, только моторист Миллерс, только гонщик Миллерс не смогли бы решить в дереве и металле задачу создания высококлассных лодок. Эту задачу решили в одном лице все три ипостаси этого человека в содружестве с энтузиастом спорта великолепным организатором 3. Стурисом. Это он доставал всеми возможными путями техническую литературу, журналы со всего мира и штудировал их совместно с Миллерсами, чтобы держаться на мировом уровне. Это он превращал выделенный колхозу растущий за 200 км лес в высококачественную фанеру. Это он решал сотни других вопросов.
Метод строительства лодок в «Цоде» напоминает, хотя это и не спортивная аналогия, работу хороших портных. Изделие — в рамках свободного класса — индивидуально. Индивидуально в смысле подгонки под 1абариты и вес гонщика, индивидуально и в смысле постоянною совершенствования конструкции.
Приходилось мастерской делать лодки и по чужим эскизам. И в этом случае тщательность из1 отопления гарантировала надежность и ходовые качества лодки. Последний пример — успех команды рыбколхоза Имени 9 мая из Латвии на прошлогодних соревнованиях на приз «Катеров и яхт».
С декабря 1981 г., когда была передана заказчику первая лодка, до декабря 1987 г. колхозная мастерская изготовила 60 гоночных корпусов и 7 картоп лодок. Больше всею было сделано лодок классов SB и SC (23 и 22). Кроме них 7 корпусов SA, 5 глиссеров различных классов и 3 скутера класса ОВ.
Картоп-лодка «Золотая рыбка» изготавливалась по описанию в одном из технических журналов. Но мастера из «Цоде» не были бы Мастерами, если бы не внесли в конструкцию изменения. И в результате при раз мерах 250X120X39 см и грузоподъемности 180 кг вес малютки всего навсего 25—27 кг. С успехом можно применять электромотор, мотор «Салют» или подвесной парус. Есть идея приспособить к ней бесшумный ручной ластовый движитель, описанный в «Катерах и яхтах» (№128 за 1987 г.). В условиях индивидуального производства эта «Рыбка» стоит 299 рублей. Выпуск картоп-лодки может стать финансовой основой экспериментальной мастерской и выручал бы в летние месяцы, когда нет заказов на спортивные лодки. Может, если найдутся серьезные заказчики и, главное, если решится вопрос обеспечения колхозной мастерской материалами. А пока все лодки строятся из материала заказчика.
Трудности трудностями, а «фирма» «Миллере и Стурис» по-прежнему не стоит на месте. Ведутся переговоры с Куйбышевским моторостроительным производственным объединением о приобретении моторов «Вихрь». Идея в том, чтобы можно было их обкатать, довести, снабдить соответствующими винтами и поставить заказчику комплект «корпус — мотор — винт».
Созданные в «Цоде» лодки обеспечивают потребности спортсменов Латвии, по 5 штук ушли в Каунас и в Куйбышев, 3 — в Тбилиси, 2 — в Таллин. На 1988 год есть заказчики из Барнаула, Красноярска, Костромы, Сухуми, ведется переписка с польскими спортсменами.
Я- Миллере пристально следит за судьбой своих лодок и. если узнает, что лодка «не идет», не просто говорит: «Надо уметь настроить», а активно помогает сделать эту настройку.
Две одинаковые лодки класса SC. были изготовлены весной 1987 года. На одной успешно выступал Р. Шпац из Алуксне, на второй — весь сезон неудачи преследовали гонщика из Лиепаи Д. Круминьша. Янис созвонился с ним, предложил привезти лодку в Бауску. В конце сезона Миллере за полдня настроил лодку. Можно объяснить такие действия «модой» на сервисные службы, а можно и профессиональной гордостью Мастера. И учтите: при этом Миллере создал себе реального конкурента на гонках 1988 года.
Интересна история с эстонским гонщиком Рейном Ингулисом. Она позволяет понять не только метод работы мастера Миллерса над корпусом лодки, но и нечто большее. Когда в 1985 году заказанный корпус был готов, Нигулис взял отпуск и вместе с женой и двумя детьми приехал в Бауску. Пока семья отдыхала в живописных окрестностях города, Миллере и Нигулис в пробных заездах вместе доводили лодку.
Словом, обратная связь «спортсмены — мастерская — спортивные результаты» налицо. Теперь считается обычным, что в Бауске проживают четыре абсолютных чемпиона Латвии...
В начале работы секции так же основательно, как и все остальное, был решен вопрос организации тренировок. Маловодные реки Мемеле и Муса, сливаясь в Бауске, дают начало Лие-лупе («Большой реке»), на берегу которой стоит Елгава. Колхозным спортсменам мало было разметить трассу, построить эллинги, мастерскую. Оии оборудовали еще и скамьи для зрителей, судейскую вышку, комнату для судей. И пусть соревнования проводятся только весной и осенью — летом река мелеет, но они проводятся по всем правилам и становятся событием в спортивной жизни города.
Так обстоят дела со спортивной частью жизни колхозной секции. А что с «экономикой», с социальными аспектами этого явления? Что дают секции и мастерская колхозу?
— Затраты на секцию, включая транспортные и командировочные расходы, — около 30 тысяч рублей в год, — рассказывает М. Арцимович. — Это много. Часть расходов покрываем за счет прибыли от мастерской. Остальное — наша плата за стабильность кадров. За то, что люди и в нерабочее время заняты делом. Молодежь приобщается к труду, к технике... Слактерис занимается этим видом спорта около двадцати лет. За это время закончил дневное отделение вуза, вернулся в колхоз. Сегодня ему 32 года. Гордимся, что главный инженер нашего колхоза — рекордсмен мира. Пауго в 1987 году закончил сельхозакадемию, стал инженером консервного завода. Захарченок в этом году заочно заканчивает сельхозакадемию, работает завгаром. Словом, водно-моторная секция является как бы колхозным профтехучилищем...
Любопытная деталь. В секции в настоящее время занимаются целые семьи. Это пятнадцатилетний перворазрядник Айвар Барковский и сорокапятилетний начинающий Эгон Барковский, тракторист. Это пятнадцатилетний Гунтар Грандовский и сорокалетний электрик Артур Г рандовский.
Может создаться впечатление, что, начав работать в мастерской, Янис Миллере покончил с занятиями спортом. И действительно — в этом году он планирует в последний раз выйти на серьезные старты. Однако Янис не уходит из спорта — активно помогает своим спортсменам.
Насколько органично лодки и моторы входят в жизнь наших героев, можно проиллюстрировать и таким примером: Лотар Миллерс познакомился со своей невестой в поездке на соревнования. Она была болельщицей. После регистрации брака в Бауске молодожены поднялись на борт катера и пошли вверх по течению к дому жениха. На берегу у дома их ждали остальные участники свадьбы. Это не было уникальным случаем. Лет десять назад эту хорошую традицию основали Арнис и Дайна Пуцэ.
Окончен рассказ о «феномене Цоде». В этом рассказе нет бюрократов и других антигероев. Естественно, в жизни они были. Это они пренебрежительно относятся к неолимпийскому виду спорта. Это они никак не решат проблему обеспечения моторов запасными частями, горюче-смазочными материалами. Это благодаря их «усилиям» даже спасательные жилеты стали проблемой. Но важно, что не эти люди определяли развитие событий. Важно то, что у наших героев при столкновении с трудностями не опускались руки, что вокруг них сплачивались люди, которые, доверяя или не до конца доверяя их словам, доверяли их делам.