К регулярному участию в спортивных встречах привлекаются новые экипажи, в том числе под флагами маломощных парусных секций и молодых яхт-клубов — владельцев яхт «младших» классов.
— Эту регату я ждал всю свою жизнь,— сказал Леонид Григорьевич Могильный, один из старейших яхтсменов города Жданова, широко известный в napvcHbix кругах как дядя Леня. Свежий ветер, гигантские разноцветные спинакера, плывущие над зеленоватыми азовскими волнами, заставили дядю Леню хотя бы ненадолго забыть о возрасте, о лекарствах в кармане куртки.
Вспоминалось ему, как у тех самых берегов, где сейчас завершалась регата, ходил он совсем еще зеленым юношей на яхте, принадлежавшей гидрографической службе. Доставляли провизию, воду и баллоны с газом на отдаленные маяки. В тяжелые военные годы гибли в этих волнах легкие суденышки с хлопчатобумажными парусами, ночью, без огней, наблюдавшие за постановкой магнитных мин фашистскими стервятниками...
Воскресали в памяти и события не такого далекого прошлого — попытки организовать соревнования, которые позволили бы всем азовским яхтсме-нам-крейсеристам, наконец, собраться, помериться мастерством, поднять интерес к крейсерским плаваниям у тех, кто хотя и живет у моря, но так и не знает толком, что такое парус. Болью в сердце отозвались припомнившиеся картины одной-единственной подобной регаты. Поручили организовать ее некомпетентным, малоопытным людям. Закончилась встреча трагедией1, что надолго подорвало доверие к подобным соревнованиям у всех, кто имеет возможность организовывать их.
И вот, наконец, первая на Азове полноценная крейсерская регата — открытые республиканские соревнования на Кубок Азовского моря, учрежденный газетой «Радяньска Донеччина».
Оргкомитет возглавил В. И. Якименко — опытный яхтсмен, секретарь Донецкого облсовпрофа, осуществлявшего общее руководство соревнованиями с Госкомспортом УССР. Ни для. кого не секрет, что любое даже самое полезное начинание не обходится без необходимости преодолевать препятствия. И ни в коей мере не утверждая, что первый Кубок прошел абсолютно гладко, можно с уверенностью сказать, что увлеченные люди, болеющие за парус, справились со всеми организационными трудностями.
Если смотреть на этн соревнования со стороны, догадаться что они — первые, что все только «обкатывается», было нелегко. Впечатление уверенности и надежности создавали прежде всего два судейских судна — мощные буксиры-толкачи «Механик Звонарев» и «Механик Пономаренко», предоставленные Азовским морским пароходством. Их удобству для судейской работы и, главное, доброжелательному отношению экипажей к яхтсменам могли бы позавидовать организаторы многих традиционных всесоюзных встреч.
На старт вышли 42 яхты2. Главным, однако, было не количество судов, которое, действительно, может показаться скромным. Прежде всего обращала внимание «география». Кроме яхт из Жданова, Ростова, Бердянска и Донецка, которые по вполне понятным причинам составили подавляющее большинство собравшегося флота, приятным сюрпризом оказалось участие черноморских экипажей из Севастополя, Евпатории и Краснодара. Пусть пока еще носящее характер «первой разведки», но вселяющее надежды на более широкое сотрудничество (или соперничество) яхтсменов двух морей.
И при этом более чем непонятным оказалось отношение к регате яхтсменов соседнего Таганрога — города, известного своими парусными традициями и имеющего большой крейсерский флот. Обойти вниманием первый кубок Азова — это, скорее, похоже на бойкот! Между тем, по общему мнению, участие таганрожцев значительно повысило бы остроту спортивной борьбы, не говоря уже о представительности соревнований.
Заявленные яхты были разделены на шесть зачетных групп. Яхтам классов IOR и неклассным судам с гоночным баллом свыше 5 м предстояло бороться за «большой» кубок — преодолеть дистанцию Жданов — Таганрог — Керчь — Бердянск — Жданов протяженностью чуть более 380 миль. Для крейсерско-гоночных швертботов классов Т2 и Т3, минитонников и неклассных яхт с гоночным баллом менее 5 м дистанция была сокращена до 230 миль (Жданов — Таганрог — Ейск — Бердянск — Жданов); для них был учрежден «малый» кубок.
Итак, соревнования начались 27 июня на внешнем рейде порта Жданов «прикидочной» 36-мильной гонкой по треугольной дистанции. Это позволило участникам поближе познакомиться Друг с другом, довести настройку вооружения. А на следующий день яхты всех зачетных групп стартовали в первой маршрутной гонке на Таганрог (66 миль), открывающей основную, собственно крейсерскую часть соревнований. На этом этапе не было ни особо острой борьбы, ни каких-то сюрпризов. Устойчивый по направлению ветер средней силы дал яхтсменам еще одну возможность спокойно присмотреться друг к другу, приглядеться к тактике наиболее опытных соперников. Практически всю дистанцию яхты прошли в лавировку.
В Таганроге участники «малого» и «большого» кубков разделились.
30 июня под спинакерами ушли на Керчь более крупные яхты. Этап не обошелся без приключений. Попутный ветер стал быстро заходить, одновременно усиливаясь,— ситуация, кстати, весьма характерная для Азовского моря. Усиление ветра подвергло яхты и экипажи хорошей проверке на прочность. И хотя условия, по большому счету, назвать штормовыми было нельзя, случилось несколько серьезных поломок. Три яхты были вынуждены сойти с дистанции, причем два капитана из трех, как выяснилось, не знали, что при выходе из гонки обязаны известить об этом судейскую коллегию. Главному судье Ефиму Владимировичу Белкину, принимавшему финиширующие яхты ночью, пришлось понервничать: некоторые экипажи сумели найти судейское судно (кстати, буксир был освещен не хуже пассажирского лайнера) только после рассвета...
Кроме призов, которые присуждались по исправленному времени, самую быстроходную яхту этого этапа ожидал особый приз — «Голубая лента Азова» за наименьшее действительное время прохождения 172-мильной дистанции. Он был вручен капитану ждановской «Виктории» А. Стасюкевичу. Кстати, эта яхта типа «Цетус» в прошлом году была, по выражению одного из яхтсменов, «виновником траура в Одессе», стае победителем Кубка Черного моря. Многие склонны объяснять успехи «Виктории» ее высокой технической оснащенностью, включая систему спутниковой навигации. Что ж, электроника «считать умеет», но парус, согласитесь, по-прежнему требует таких умений, которым самые современные компьютеры пока не обучены.
4 июля яхты «большого» кубка при хорошем — до 14 м/с — ветре ушли на Бердянск. И если на первой части дистанции слово «гонка» подходило к ситуации как нельзя лучше, то сразу за траверзом мыса Заячий яхты угодили в «штилевое пятно» диаметром 30—35 миль. Как утверждают знатоки, явление опять-таки типичное для Азова. Поиски местного ветра и обходные маневры успехом не увенчались. Гонка продолжилась, теперь уже в лавировку, только с появлением устойчивого норд-оста. Днем 5 июля яхты достаточно плотно финишировали в Бердянске.
Здесь их уже поджидали участники «малого» кубка, почти двумя сутками ранее подошедшие сюда из Ейска. Праздник работников морского и речного флота собрал в бердянском порту много судов и произошла легкая неразбериха — места у причалов нашлись не сразу. Но потом все образовалось и яхты даже приняли участие в морском параде.
Нельзя не сказать несколько слов и о мытарствах, которые ожидали участников регаты в Ейске. Началось все с того, что порт не дал разрешения на заход «Механика Пономаренко» в гавань. Мотивировалось это тем, что места у причалов якобы ожидали подходящие суда. Однако, за всю ночь в порту так никто и не швартовался. Многие яхты «бродили» по акватории в поисках стоянки, от которой их никто не гнал бы прочь. С большим трудом гоночный флот удалось пристроить на ночлег.
И в ейском горспорткомитете встретили представителей судейской коллегии более чем прохладно.
— Что ж, отношение вполне объяснимое,— считает помощник главного судьи на дистанции А. Шмулович. — И невооруженным глазом видно, что парусный спорт находится в Ейске на положении бедного родственника. Про нашу регату здесь, похоже, не слышали. В горспорткомитете даже не знают, есть ли в городе крейсерские яхты. Награждение по результатам этапов обычно проводят местные спорткомитеты. В Ейске сразу стало ясно, что награждения не получится. Отношение к нам хозяев было таким, что мы решили стартовать на сутки раньше намеченного срока...
6 июля объединившиеся группы яхт вышли на старт заключительной 52-мильной гонки Бердянск — Жданов. С самого утра в вантах свистело. Ветер, скорость которого достигала !2— 17 м/с, развел короткую, частую волну 1,5-метровой высоты. Яхты красиво, плотной группой двинулись полным курсом вдоль Бердянской косы. А дальше пошла тяжелая, жесткая лавировка. Яхты сильно растянулись, но благодаря двум судейским судам организаторы полностью контролировали дистанцию.
— Будь у нас только одно судно, думаю, гонку пришлось бы отложить,— прокомментировал ситуацию Е. Белкин.
Поломки начались на подходе к Жданову. На траверзе поселка Мелекино, в 16 милях от финиша, на ждановской «Лагуне» в двух местах сломалась мачта. Происходило все это ночью, в полной темноте, но экипажу удалось собрать обломки, навести на палубе относительный порядок и стать на якорь. «Механик Пономаренко» поспешил на помощь. Крутая азовская волна валяла тяжелый буксир так, что в каютах летели на пол незакрепленные предметы. Вдобавок, локатор упорно не хотел брать затерянную среди волн яхту без мачты. И в том, что терпящая бедствие яхта в конце концов была найдена, заслуга прежде всего капитана «Механика Пономаренко» Г. А. Киреева. Как сказал один из находившихся в те часы на мостике, «на работу настоящего мастера приятно было посмотреть!».
На мачте ростовского «Финвала» сломались краспицы. Спасая мачту, яхтсмены быстро убрали паруса. Исправить повреждение в таких условиях было немыслимо. Так еще у одной яхты в протоколе в колонке с результатами пятой гонки появилось безрадостное «НФ».
Но в целом, несмотря на сложную обстановку, эта напряженная гонка закончилась благополучно (даже «малютки» — «Ассоли»— без ЧП пересекли финишный створ) и оказалась самой интересной.
Завершала программу еще одна короткая 36-мильная гонка по треугольнику, во время которой яхтсменов встретили почти все «сюрпризы», ожидающие моряка на Азовском море. Старт был дан полным курсом. Но буквально через час спинакеры пришлось убирать — ветер зашел на 180°, в залив устремилась огромная масса воды, «откачанная» из него за прошлые дни устойчивым норд-остом. Лавировка против слабого ветра осложнилась мощным течением, многие капитаны предпочли идти под самым берегом, несколько ослаблявшим силу этого течения...
Первой показалась у поворотного знака, конечно же, «Виктория». Издалека, но с миллиметровой точностью «вырезалась» яхта на знак, повернула и, распустив спинакер и нависающий над водой блупер, величественно удалилась. А вот тактические промахи менее опытных участников с пеленгаторного мостика «Механика Звонарева», стоявшего у точки поворота, были видны как на ладони. Многие, казалось, не замечали течения. Неудивительно, что на протяжении какой-то мили до знака пришлось им сделать не меньше десятка поворотов. А ведь гонка есть гонка, каждый лишний маневр — потерянное время!
На обратном пути попадали яхты и в штилевую полосу, и в шквал с проливным дождем. Гонка получилась и очень острой, и зрелищной, но... результаты ее пришлось аннулировать: второй поворотный знак то ли утонул, то ли был унесен ветром.
После финиша регаты ее участники и судьи обменялись мнениями.
— Е. Белкин, главный судья: «В целом регата получилась. Отсутствие соревновательного опыта у спортсменов, участвующих в подобной регате впервые, доставило много хлопот. Достаточно упомянуть заявки, составленные «как бог на душу положит». Чтобы не сорвать встречу, не отбить у яхтсменов вкуса к соревнованиям, мы пошли на ряд поблажек. Но в следующий раз их не будет».
— Ю. Прахин, главный мерите ль: «На этой первой регате нам, мерителям, пришлось поработать. Большинство яхт классов IOR либо вообще не имело мерительных документов, так как соревнований не проводилось, либо они были давно просрочены. О «тэшках» или «Ассолях» и говорить не приходится. И все же к началу гонок все яхты были обмерены, получили свидетельства. Регулярное проведение соревнований явится стимулом для приведения в порядок судовых документов. А если на новых соревнованиях будет стартовать большее количество участников, это позволит формировать группы из более или менее однотипных яхт, преодолеть «разнока-либерность», не способствующую повышению спортивного уровня соревнований. Пока что такая однородная по составу группа была только одна — четвертьтонники.»
— В. Савин, капитан ждановской яхты «Конрад», абсолютный победитель Кубка Азовского моря: «Думаю, что этим соревнованиям—быть и развиваться. Азовское море идеально для крейсерских гонок, его по достоинству оценили все участники первой регаты. В таких условиях интересно гоняться. И уж, конечно, нет никакой 12-мильной зоны, никакого «коридора». Считаю, что Кубок Азова вполне может потянуть на всесоюзный ранг, ему нужна лишь хорошая «реклама»!»
— А. Кадетов, капитан яхты «Мечта», г. Ростов: «Это и спорт, и отдых, и хорошая пропаганда паруса. Только обидно, что такое зрелище не доступно зрителям. Предлагаю гонки по треугольнику делать не на 36-мильном кольце, а максимально короткими — в несколько 4-миль-ных кругов, но обязательно, как говорится, на глазах у всего честного народа.»
— А. Стасюкевич, капитан яхты «Виктория», г. Жданов: «К парусу нужно привлекать новых и новых людей. Заслуга регаты в этом неоценима. Взять хотя бы появившихся на яхтах юнг. Уж сейчас видно, что парус для многих из них — на всю жизнь. И я думаю, стоит начинать регату дней на пять позже, чтобы юнги успели спокойно сдать экзамены в школе. Пора уже переходить на машинный счет результатов. Ведь случалось у нас такое, что пустяковая арифметическая ошибка искажала всю картину. Крейсерские гонки с расчетами гоночного балла яхт и исправленного времени, как нигде в парусном спорте, требуют применения ЭВМ».
— Л. Торохов, капитан яхты «Веста», г. Краснодар: «Были разговоры о том, чтобы гонки самых малых яхт из программы соревнований исключить. Делать это ни в коем случае нельзя. Только в спортивной борьбе экипажи яхт, подобных «Ассолям», считающихся, в общем-то, прогулочными, могут по-настоящему оттачивать свое мастерство. И проводить для «малюток» отдельные соревнования считаю нецелесообразным. Пусть мы будем гоняться на укороченных дистанциях, но в портах и в кольцевых гонках нам обязательно нужно встречаться с более крупными яхтами и самыми опытными экипажами».
Остается пожелать Кубку Азовского моря удачного продолжения, выхода на более высокий уровень. Молодая регата ждет гостей!
Результаты соревнований
1-я зачетная группа (5 яхт): 1 — «Виктория», капитан А. Стасюкевич, г. Жданов (места по гонкам — 1, 3, 1, 1, 1); число очков по системе, предусм. п. 22.4 Правил проведения крейсерских гонок — 31, 88; 2 — «Мечта», А. Кадетов, г. Ростов (3, 1, 3, 2, 2); 27,38; 3 — «Виймси», В. Чесма, г. Ростов (2, 3, 4, 4, 3); 19.
2-я группа (6): Абсолютный победитель регаты по испр. времени, 1 — «Конрад», В. Савин, г. Жданов (1, 1, 2, 1); 41,88, 2 — «Норд», Е. Белоусов, г. Севастополь (2, 2, 2, 1, 2); 36,88, 3 — «Чара», В. Стефанович, Жданов (5, 3, 3, 3, 3); 26.
3-я группа (10): 1 — «Командор», В. Козырев, г. Ростов (1, 2, 2, 1, 1); 68; 2 — «Як», Ю. Яни-Оглу, г. Жданов (4, 1, 3, 3, 2); 59,88; 3 — «Виктория», Д. Самодрыгин, г. Бердянск (9, 3, 1,3, 3); 45,88.
4-я группа (7): 1 — «Пилигрим», Е. Свободин, г. Жданов (3, 1, 1, 2, 3); 39,62; 2 — «Арго», A. Клейман, г» Донецк (1, 3, 2, 5, 4); 31,25; 3 — «Проходчик», И. Гордиенко, г. Донецк (4, 2, 4, 6, 1), 30,88.
5-я группа (7): 1 — «Мараба», И. Гирсанов, г. Ростов (2, 5, 1, 1, 1); 39,5; 2 — «Тайфун», B. Арабаджи, г. Жданов (3, 1, 3, 3, 2); 37,38; 3 — «Роман», А. Шепель, г. Жданов (НФ, 3, 2, 2, НФ); 26,5.
6-я группа (3): 1 — «Веста», Л. Торохов, г. Краснодар; 2 — «Шанс», В, Сергеев, г. Краснодар, 3 — «Аз», Ю. Казаков, г. Донецк.
Примечания
1. Речь идет о гибели яхты «Надежда» во время гонки в мае 1977 г. (см. №71 «КиЯ»).
2. Экипаж знаменитого ждановского «Альбатроса» (1935 года постройки) — одного из победителей прошлогоднего Кубка Черного моря, к сожалению, не смог получить отпуска на все время соревнований и принял участие только в первой гонке.