Для работы на катере двигатель пришлось доработать. На цилиндры и головки двигателя наварена рубашка системы охлаждения. Картер увеличен и через него пропущен змеевик с охлаждающей водой. Под действием скоростного напора вода из заборника, установленного на днище около транца, через фильтр идет в змеевик и затем в рубашку правого цилиндра. Второй отвод из фильтра идет на охлаждение левого цилиндра. Выбор воды осуществляется в выхлопные трубы, выведенные в транец.
Запускается двигатель при помощи шнура, так же как и на подвесных моторах. Зажигание работает от агрегатного магнето, установленного на распределительном валике двигателя. Горючее подается с помощью диафрагменного бензонаноса, установленного на месте генератора.
Диаметр ротора водометного движителя — 179 мм; шаг — 138 мм; дисковое отношение — 0,7.
Проходимость лодки очень хорошая, что имеет большоезначение на нашей Суре, изобилующей перекатами и мелями.
С экипажем из двух человек катер идет со скоростью 30—34 км/ч, при нагрузке 4 человека — около 25 км/ч. Я заметил, что скорость меняется и в зависимости от глубины — чем мельче, тем скорость выше.
От редакции
Сообщение А. Макарева о построенном им несколько лет назад водометном мини-катере было извлечено из архива редакции после получения нами нескольких писем любителей-судостроителей с просьбами рассказать о возможности использования мотоциклетных двигателей на лодках. Заметим, что интерес к этому вопросу не случаен. Мотоциклетные, да и некоторые автомобильные, двигатели оказываются сейчас дешевле и экономичнее подвесных моторов.
Информация об изображении
Вариант установки водомета с мотоциклетным двигателем на мотолодку «Супер-Альга»
Естественно, что при установке на лодку двигателя от мотоцикла требуется проделать определенный объем работы по его доводке, в частности переделка на водяное охлаждение, изготовление винторулевого комплекса и реверсивного устройства. Варианты таких переделок были опубликованы в «КЯ» №25.
Вариант установки водомета с мотоциклетным двигателем на мотолодку «Супер-Альга»
Мини-катер, построенный А. Макаревым, привлекает внимание своей простотой и компактностью, небольшой массой и высокой проходимостью. Все эти качества упрощают заботы владельца при эксплуатации лодки. Самодеятельным судостроителям, желающим воспользоваться идеей Макарева, рекомендуем избрать в качестве исходных корпуса мотолодок «Супер-Альга» длиной 4 м или «Саламандра» длиной 4,5 м. Подробные чертежи лодок опубликованы в книге «15 проектов судов для любительской постройки» (Л., Судостроение, 1974 и 1976 гг.).
Обводы корпуса «Супер-Альги» рекомендуется несколько модернизировать — увеличить до 10—12° угол внешней килеватости днища, борта в корме выполнить без слома и завала внутрь. Для увеличения килеватости достаточно линию киля на каждом шпангоуте опустить вниз от основной линии на 50—60 мм и соединить эту точку с точками скулы прямыми линиями.
Приводим эскиз общего расположения водометного катера, который может быть построен в корпусе «Супер-Альги». Заметим, что по действующим Правилам технического надзора за малыми судами бензобаки размещать в одном отсеке с двигателем не допускается по причине пожароопасности. Лучше всего их установить под сиденьями близ общего центра тяжести лодки. Необходимо также позаботиться о хорошей вентиляции моторного отсека.
Редакция будет признательна за новые материалы по установке мотоциклетных двигателей на лодках и опыту их эксплуатации.