Приступая к разработке проекта, конструкторы ставили перед собой задачу — создать современное по дизайну и всем эксплуатационно-техническим характеристикам быстроходное (скорость 40 узлов и выше) морское многоцелевое судно малых размерений. Имелось в виду сделать его простым по конструкции и относительно недорогим, с тем, чтобы на базе единого корпуса выпускать катера нескольких специализированных модификаций, удовлетворяющих самым строгим требованиям различных потребителей.
Корпус один — вариантов много
На приводимых эскизах показан основной вариант — комфортабельная моторная яхта водоизмещением 17.8 т, рассчитанная на скорость до 50 узлов. На базе этого же корпуса может быть предложен служебно-разъездной катер либо патрульное судно для природоохранной, таможенной или пограничной службы. Для эксплуатации в южных широтах с теплым климатом разработан облегченный (14 т) открытый — без развитой надстройки вариант. На его основе возможен выпуск соответственно оборудованных быстроходных спасательных или водолазных катеров, необходимых, например, для доставки в район бедствия спасателей-аквалангистов и легких плавсредств.
Наконец, разработано восемь применимых на любой модификации катера вариантов двухвального двигательно-движительного комплекса. Возможна установка любых двух дизелей мощностью от 700 до 1550 л.с. по выбору заказчика: отечественных — "В-46", "В-84", "В-58", импортных — фирм "MTU", "MAN", "SEATEK", "DEUTZ". Главные двигатели работают на два водомета фирмы "Castoldi" — одного из двух типов или через гидравлические передачи типа "Trimax" на частично-погруженные гребные винты.
Такая многовариантность проекта в целом и состава его силовой установки позволяет рассчитывать на увеличение серийности и в результате — на некоторое снижение строительной стоимости катера.
Одновременно с той же целью уже на стадии разработки проекта принимались меры по унификации применяемых материалов, узлов конструкции и предметов оборудования с ранее освоенными судами, выпускаемыми тем же Экспериментальным производством АО "ЦКБ по СПК им Р. Е. Алексеева" (г. Нижний Новгород).
Моторная яхта КОМ-101 "Альбатрос" по проекту 02100 строится на класс Морского Регистра Судоходства. Катеру разрешена эксплуатация на открытых морях с удалением от берега до 50 миль (и переходами не более 100 миль между портами-убежищами) и на закрытых морях — до 100 миль. Выход в море разрешен при волнении не выше 5 баллов. Дальность плавания при запасе топлива 3000 кг составляет 500 миль, при запасе топлива 2600 кг — 430 миль. Запас масла — 100 кг, питьевой воды — свыше 500 л. Автономность в зависимости от числа пассажиров — до 5 суток.
Корпус катера длиной 17.94 м (максимальной— 18.42 м) и шириной 3.60 м (максимальной — 4.12 м) сделан остроскулым с технологичными и достаточно эффективными плоско-килеватыми обводами днища; угол килеватости днища на миделе — 30", на транце — 14". Отработка обводов и элементов двигательно-движительного комплекса выполнены на базе модельных испытаний, проведенных в ЦАГИ и АО "ЦКБ по СПК". Катер будет способен идти в режиме глиссирования с незначительным снижением максимальной скорости на волне до 3 баллов включительно.
Корпус катера с пятью водонепроницаемыми поперечными переборками и надстройка изготавливаются цельносварными из алюминиево-магниевого сплава 1561. Для снижения объема сварки и улучшения внешнего вида конструкций широко используются панели (1.5x6.0 м) и готовые тавровые профили. Толщины наружной обшивки на днище — 4-6 мм, на бортах — 3-4 мм. Общий вес корпуса — 4.6 т.
В качестве силовой установки моторной яхты применены отечественные дизеля "В-84М" с максимальной мощностью по 840 л.с. при частоте вращения 2000 об/мин. Запуск дизелей производится сжатым воздухом. Указанный двигатель удовлетворяет всем заложенным в проекте катера техническим требованиям, доступен и недорог. В настоящее время проводится его конвертация и сертификация по "Правилам классификации и постройки морских судов".
Главные двигатели работают в едином комплексе с двумя водометами типа "Turbodrive-337" итальянской фирмы "Castoldi". Диаметр импеллера — рабочего колеса осевого насоса — 337 мм; оно изготовлено из нержавеющей стали в виде отливки высокой точности. Корпус водовода выполнен из алюминиевого сплава, подвергнутого анодной обработке высокой интенсивности. Вес водомета в сборе — 400 кг. Управление рулями водометов — поворотом катера — осуществляется штурвалом активного гидравлического рулевого блока, а управление реверсивными дефлекторами — электрогидравлическим пультом. Управление числом оборотов двигателей производится поворотом рукояток того же пульта при помощи кабелей "FLEXBALL" типа "тяни-толкай".
Для обеспечения электроэнергией бортовых потребителей установлен дизель-генератор ВТД-9.4 фирмы "MASTERVOLT" (Нидерланды) переменного тока (220 В; 5-7 кВт) и два приводных генератора постоянного тока ГП-6.5, навешенных на главные двигатели. Имеются аккумуляторная батарея и устройство для подключения к береговому питанию. Обслуживающие системы и автономные механизмы (компрессор АК-150 МКВ, нагреватель воды и воздуха) также смонтированы в достаточно просторном машинном отделении.
Машинное отделение имеет противопожарную изоляцию и вибродемпфирующее покрытие. От центральной каюты оно отделено коффердамом топливного отсека с тремя баками. Такое решение позволяет отлично защитить каюты от структурного шума. Переборки коффердама также покрыты слоем противопожарной защиты.
Катер оборудован всеми необходимыми системами, устройствами и спасательным оборудованием (включая спасательный плот и радиобуй "Афалина"). Вся площадь палубы имеет нескользящее покрытие.
Дизайн (автор А. Сухов), оборудование и планировка моторной яхты, имеющей десять постоянных спальных мест при экипаже из двух человек (капитан и механик), соответствуют всем современным требованиям к комфортабельным морским катерам подобных размерений и назначения.
В центральной каюте, самой большой по площади из трех, имеющихся на катере отдельных кают — размещаются четыре спальных места, санузел и камбуз с электроплитой и микроволновой печью, холодильником, шкафами для провизии и мойкой. По трапу из нее можно подняться в просторную, остекленную по всему периметру рубку, которая служит одновременно и кают-компанией. В носовой части рубки размещены пост управления судном со щитом контрольных приборов и штурвалом на левом борту. Здесь имеется полный комплект самого совершенного навигационного и радиооборудования, включая импортные радиолокатор с дальностью обзора 48-70 миль и систему спутниковой навигации, радиостанцию с КВ и УКВ диапазонами, прибор ночного видения и все остальные приборы, предусмотренные нормами снабжения морского судна этого класса. Удобный штурманский уголок оборудован по правому борту.
В кают-компании установлены диван (полукольцом) и стол, шкаф для посуды, тумбочка с телевизором и прочее необходимое для отдыха оборудование; здесь на ночь можно устроить еще одно спальное место. В кокпите, расположенном над машинным отделением, имеются удобные сиденья. При необходимости кокпит накрывается легким съемным тентом для защиты от солнца и дождя. За транцем катера имеется открытая с кормы площадка —кринолин, позволяющая осуществлять посадку и высадку пассажиров, сход спортсменов в воду, погружения с аквалангом и т.п. и одновременно защищающая водометы. Кринолин оборудован трап-сходней, водолазным трапом, соединен двумя угловыми трапами с кокпитом.
В носовой части рубки отформован неглубокий кокпит, в котором укладываются подушки-лежаки для загорающих.
Все внутренние помещения и кормовой кокпит отделаны мягкими материалами, что снижает структурный шум от работающих двигателей. По желанию заказчика отделка может быть выполнена любыми материалами, в т.ч. трехслойными панелями и ценными породами дерева.
Головной образец катера по состоянию на январь 1996 года находился в 50%-ой готовности на стапеле Экспериментального производства АО "ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева". Завершение строительства и сдача моторной яхты запланированы на июнь.