Описание якоря НСА (Hans C-Anchor), уже ставшего серийной продукцией одноименной фирмы в Санкт-Петербурге (США, штат Флорида), бесполезно искать даже в последнем издании популярной у нас книги Л. Н. Скрягина "Якоря": он запатентован в Швеции в 1986 г. и лишь совсем недавно получил популярность среди владельцев прогулочных катеров и яхт, а также среди рыбаков, ведущих промысел на малых судах.
Выпускаются 9 типоразмеров таких якорей весом от 3.5 до 50 кг.
По рекомендациям фирмы НСА якорь минимального веса рассчитан на яхты длиной 6.6 м и катера длиной 6.1 м, максимального — 31 ми 28.7 м соответственно. Для яхты длиной 10.8 м достаточно иметь НСА весом 9 кг.
По величине держащей силы НСА по праву заслужил репутацию якоря и очень надежного, и универсального, т.е. почти одинаково хорошо работающего на различных грунтах. Например, при испытаниях самого маленького НСА весом 3.5 кг в илистом грунте была зафиксирована держащая сила от 177 до 285 весов якоря, в глинистом — 257-315 и в песке — 177-228 весов. В то же время по условиям прочности рабочая нагрузка на якорь ограничивается величиной 100 его весов.
НСА можно отнести к семейству якорей — "плугов", внедряющихся в донный грунт по принципу этого хорошо известного сельскохозяйственного орудия. Рабочая часть якоря-плуга имеет развитую поверхность и специальную геометрию. Если тяговое усилие на якорном канате увеличивается, возрастают и вертикальные, направленные вниз составляющие сил, действующих на лапу со стороны грунта, благодаря чему якорь глубже зарывается в грунт.
Якорь НСА имеет две симметричные стреловидные лапы 1, согнутые под тупым углом по "диаметральной плоскости" якоря и сваренные вместе по узким боковым кромкам таким образом, что получается плуг замкнутой ромбической формы. Дополнительно лапы соединены в ДП фигурной средней бракеткой 2 с заостренными концами-рогами и отверстием для осевого болта 3, соединяющего плуг с веретеном 4. Веретено 4 изготовлено сварным из двух стальных полос. В рабочем положении верхний рог средней бракеты 2 входит в зазор между полосами веретена, в котором предусмотрены два отверстия 5 для стопорного болта, ограничивающего угол поворота веретена относительно лап.
Не имеет значения, как НСА первоначально ляжет на грунт. Одной из точек опоры всегда становится заостренный рог бракеты, который при натяжении каната вгрызается в грунт и поворачивает якорь в рабочее положение, когда его нижняя поверхность оказывается расположенной под углом 33-40° к поверхности дна. Теперь якорю достаточно проползти еще одну-две длины веретена, чтобы нижняя лапа-плуг надежно забрала грунт. В зависимости от характера грунта перед отдачей якоря угол отклонения лап от веретена регулируется. При илистом грунте стопорный болт не становится, поэтому лапа отклоняется от веретена на максимальный угол. При твердом грунте (песок, галька, камни) стопорный болт ставится в ближайшее к оси поворота лап отверстие, т.е. лапы отклоняются от веретена на минимальный угол. Второе отверстие используется при отдаче якоря в районах со смешанным грунтом. Этим в известной степени и объясняется универсальность якоря.
Особенно хорошо НСА держит в тех случаях, когда в грунт погружается не только нижняя, но и верхняя лапа: якорь как бы становится тяжелее за счет грунта, забившего пространство между лапами и давящего на верхнюю часть якоря.
К положительным качествам НСА относится его свойство сохранять держащую силу при повороте якоря в грунте на 360°, когда судно "водит" на течении или при изменении направления ветра. Не вызывает осложнений и отрыв якоря от грунта: в положении "панер" веретено упирается в верхнюю лапу и является рычагом, помогающим вывернуть плуг.
Как и другие якоря из семейства "плугов", НСА по-походному может храниться на палубе втянутым через роульс на форштевне. При частой отдаче якоря с кормы его подвешивают на транцевом релинге (в чехле).
Якоря НСА изготавливаются из стали и оцинковываются; по специальному заказу фирма делает их также и из нержавеющей стали.