Было решено провести всесторонние редакционные испытания "Тарги" — и вот, в №8 за 1995 г. уже был помещен развернутый отчет об этой работе. Редакционная бригада честно начала свой репортаж с признания, что этот катер до того был всем им совершенно неизвестен и само название его — незнакомо. Тем более показательно, что дальнейшие шесть страниц большого формата оказались развернутым хвалебным отзывом.
Катер спроектирован еще в 1983 г. Йоханом Карпеланом — конструктором компании "Ботния-Марин" в Малаксе. Автор предназначал его исключительно для обслуживания пловцов-легководолазов. Идея проекта была ясна: требовался мореходный, достаточно быстроходный и простой в управлении катер — непотопляемая и высокобортная платформа с просторной рабочей палубой и закрытой рулевой рубкой. Об особом комфорте не было и речи — требовался минимум удобств для четырех-шести человек. О дизайне разработчики, похоже, особо не задумывались. Ничего нового и сенсационного в проект не закладывали — все традиционно, все подкупает простотой и надежностью. Главное, что все требования заказчика удалось выполнить, уложившись в 8 метров длины. Заказчику катер понравился.
В дальнейшем, по мере освоения мелкосерийной постройки, выяснилось, что такой катер нужен не только подводникам, стали поступать заказы и на различные модификации удачной базовой модели. Сегодня кроме "Тарги-27" можно встретить две "Тарги" меньших размерений ("-23": 7.0x2.72 м; "-25 Mk II": 7.97x2.76 м) и три — больших ("-29": 8.9x3.15 м; "-31": 9.5x3.15 м; "-33": 10.1x3.5 м). Сама же базовая модель "-27" оказалась поистине многоцелевой. Судя по сообщениям с мест, она одинаково успешно служит малым рыбопромысловым, спасательным, лоцманским, патрульным, исследовательским судном, плавучей амбулаторией, водолазным ботом и т.д. и т.п. Выяснилось, что довольно часто используют ту же "Таргу" в качестве дейкрейсера (или, иначе, уикэндера). Другими словами, рабочей катер стал еще и моторной яхтой для семей с не более чем средним достатком. На нем совершено несколько дальних плаваний, причем надежной и безотказной "Тарге" доступны и выходы в море, и внутренние водные пути (габаритная осадка всего 0.91 м). И уже вовсе неожиданностью для изготовителей катера оказалась "география распространения" "Тарги" — от 70° северной до 40° южной широты. Отзывы владельцев стали поступать из Гренландии и с Таити, из Бразилии и Объединенных Арабских Эмиратов. Это и дало основание рекламировать катер как "вездеход" для работы и активного отдыха на всех широтах и на любых морях.
Корпус
"Тарга" имеет привычный для подобных катеров остроскулый корпус с простыми и технологичными плоско-килеватыми обводами "глубокое V". Отношение длины к ширине — "спокойное" (2.6). Углы килеватости днища 25° на миделе и 19° на транце. Прямая килевая линия имеет заметный подъем от начала форштевня к транцу, линия борта — традиционную седловатость с подъемом от транца к носу. На скуле — развитый брызгоотбойник, на носовой трети длины корпуса — по три продольных редана на сторону.
Корпус отформован вручную из стеклопластика. Приводятся веса квадратного метра конструкций: киля — 9.09 кг; днища — 5.26 кг; скулы — 7.74 кг; бортов, палубы и рубки — 2.55-2.78 кг. Полости между внутренней секцией (палуба-кокпит) и наружной обшивкой всюду, где представляется возможным, заполнены вспенивающимся пенопластом.
Носовая часть запалублена на длине чуть больше метра. Глубокий самоотливной носовой кокпит оборудован объемистыми рундуками-диванами. Из него сделан вход в туалет и душевую.
На кормовой половине корпуса палуба приподнята. Здесь оборудованы сиденья-рундуки и шкаф для снаряжения и мокрой одежды (у кормовой стенки рубки). За транцем сделана просторная площадка с трапом для схода в воду. На колонне мачты смонтирована грузовая стрела; некоторые владельцы поднимают на мачте вспомогательный парус-стабилизатор. Обращает внимание тщательно отработанная система комингсов-фальшбортов, релингов и планширей по всему периметру кромки борта, трапов и поручней. Все очень удобно и функционально.
Рубка
Застекленная со всех четырех сторон высокая (1.9 м до подволока в проходе) рулевая рубка расположена в виде островка в средней части катера, где меньше ощущаются качка и удары волн. Двери по бортовым стенкам рубки сделаны сдвижными, чтобы, открывая их, не загромождать проход вдоль борта и не беспокоить капитана-рулевого.
Особенность проекта в том, что рубка одновременно служит и обеденным салоном — кают-компанией. Два передних кресла (капитана и штурмана) разворачиваются поперек катера и за столом спокойно размещаются пять человек. Чтобы стол не загромождал рубку и не заслонял вход в нижнюю каюту, столешница сделана не просто складывающейся вдвое, а еще и "убирающейся": она поднимается на муфте по пиллерсу и стопорится в верхнем положении вплотную к подволоку.
Оказалось довольно удобным необычное расположение камбуза: плита и мойка оборудованы в самом носу рубки — у лобового стекла слева. Рядом, сдвинут к правому борту, пост управления катером. Закрыв плиту и мойку откидной деревянной крышкой, камбуз легко превратить в штурманский стол.
В сколько-нибудь сложных условиях маневрирования и, как правило, при выполнении с борта "Тарги" каких-либо работ, управление переносится на дублирующий верхний пост, "летучем мостике" в кормовой части крыши рубки. Отсюда великолепный обзор на все 360°. Здесь два удобных кресла. От ветра и брызг защищает невысокий козырек из тонированного стекла; при необходимости ставится легкий тент.
Каюта
Спальная каютка с четырьмя полноразмерными койками-диванами оборудована под палубой с входом через люк в кормовой части; рубки. Койки расположены вдоль бортов попарно — "голова к голове". Ноги спящих на кормовых койках оказываются в "гробах" — по сторонам от моторного отсека. В районе изголовья свободная высота над койками увеличена до 760 мм благодаря уступам — местным подъемам палубы рубки до уровня сидений. В дневное время, когда в каюте никого нет, люк перекрыт сиденьем, откидывающимся вверх на кормовую стенку рубки.
Силовая установка
На катере, который испытывали английские журналисты, установлена угловая колонка фирмы "Вольво-Пента" "KAD 42/DP" с 6-цииндровым морским дизелем рабочим объемом 3600 см3, развивающим максимальную мощность 230 л.с. при 3800 об/мин, и соосными гребными винтами (дуопроп). Скорости хода составили: максимальная (с половинным запасом топлива, без запаса воды, с тремя членами команды) — 32 узла;крейсерская — 28 узлов (дальность плавания таким ходом по запасу топлива — 190 миль). При снижении числа оборотов до 3200 (скорость порядка 23 узлов) дальность плавания возрастает до 240 миль.
Часть катеров поступает в продажу с 200-сильными двигателями. По заказу могут быть установлены две угловые колонки "AD 31DP" с дизелями по 150 л.с., обеспечивающие повышение скорости; при этом из-за необходимости увеличения объема моторного отсека приходится отказываться от двух кормовых коек.
Остается добавить, что испытатели долго гоняли "Таргу-27" 30-узловым ходом в открытом море — и при ветре силой 5-6 баллов, и по мертвой зыби с высотой волны 3 фута. Думается, красноречивой оценкой мореходных качеств катера будут слова автора статьи Тони Джонса: "При всем этом ничего героического от нас не требовалось..."